Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж Театр
Кинопром
Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
03.07.2017 / 12:57:46

Фильму "Турецкое седло" аплодировали стоя


На 39-м Московском международном кинофестивале отдельной программой показывали новейшее российское кино, в том числе и фильм "Турецкое седло", снятый по собственному сценарию уроженцем Узбекистана, известным кинорежиссером Юсупом Разыковым.

Кино из подполья

Сначала, просто для понимания, объясню смысл специальных показов российского кино. Дело в том, что оригинальное, авторское кино в России находится в загоне. Где-то в глубоком подполье. Кинопроцесс идет, но зритель его результатов в основном не видит. Прокат, по всем канонам конспирологии, контролирует очень замкнутая каста. И попасть в репертуар кинотеатров для российского кинорежиссера — фантастика, похлеще "Звездных войн".

И таким вот образом значительная доля российского кинопроизводства ушла в подполье. Даже именитые режиссеры — и то оказались туда загнаны. Вот, например, Юрий Грымов. Или Юсуп Разыков. Они снимают, не опуская рук. Притом, делают это без спонсоров и без денег. И никакой Минкульт им при этом не помогает.

И вот мы подошли к смыслу показов российских фильмов в дни фестиваля. Это, в общем-то, для многих — единственный шанс явить свои произведения зрителю. И доказать прокатчикам, что не стоит ставить крест на российском авторском кинематографе. Что неправильно это.

Как купают в овациях

Зал Центрального Дома кино, где проходил показ, был полон. Практически набит битком. Я едва протиснулся на случайно высмотренное свободное место во втором ряду.

Когда фильм закончился, огромный зал, заполненный как профессиональными киношниками, так и кинокритиками, взорвался аплодисментами. Многие аплодировали стоя. В общем, не будет преувеличением сказать, что Разыкова искупали в овациях. И я тоже, не скрою, хлопал. Даже ладони чуть-чуть отбил.

А ведь в тот день я уже посмотрел два фильма. Первый — блокбастер — был ужасающим. Второй — чуть получше. А вот "Турецкое седло" оказалось прямо-таки шедевром авторской кухни среди общепита.

Мастерство розыгрыша

Немного о самом фильме. Начинается "Турецкое седло" со встречи красивой и надменной девушки и простоватого молодого паренька с модной стрижкой и живым, выразительным лицом. Из диалога понятно, что парня к девушке направил какой-то общий знакомый. Девушка, в свою очередь, паренька за что-то презирает. А что их объединило? Что свело? На тот момент я подумал, что девушка — допустим, звезда. А это ее телохранитель.

И вот они сидят в пустом кафе. Лишь за дальним столиком позвякивает ложкой в чашке какой-то лысый дед в старомодном костюме. Потом куда-то едут в автобусе. И автобус пустой. И там снова тот самый дед. А потом по улице идут. И снова дед за ними бредет.

Тут я понял, что пожилой этот гражданин изображает массовку. Как это часто бывает в малобюджетных российских фильмах. Совсем недавно смотрел один такой фильм, где за всех прохожих отдувалась одна бабулька на ходунках. А тут, как я понял, деда наняли толпу изображать. Трюк, конечно, не изящный, но по бедности простительный.

И вот заходят парень с девушкой в подъезд. И снова появляется дед. И стоит у входа во двор. Смотрит внимательно на дверь, куда зашли. Странно все это как-то, согласитесь. Если этот немолодой мужчина только что в расфокусе работал массовкой, зачем акцентировать на нем внимание?

А тем временем кино меняет цвет, становится вдруг черно-белым. Молодые люди оказываются в некой квартире, где собралось много богемного вида людей, все трезвые. И какие-то странные. Один из них скармливает юноше с выразительным лицом какую-то таблетку. И вдруг становится понятно, что тут делают все эти люди! Они же порнофильм снимают! А мальчик, получается, дебютант.

Согласитесь — вот это поворот! И весь зал начал жадно смотреть, что же будет дальше. А дальше вдруг пошло про массовочного деда. Вот он проснулся по будильнику, вот зубы почистил, яйца сварил. "Эй, стоп! — захотелось воскликнуть. — Верните порнографию!".

Но нет. Главный герой фильма, оказывается, и есть вот этот вот немолодой, лысый мужчина.

В общем, уже в первых кадрах Юсуп Разыков блистательно разыграл профессионалов киноиндустрии при помощи очень изящного трюка-обманки.

Скажу сразу, что это — не единственный подобный розыгрыш. Сюрприз есть в каждом эпизоде. Абсолютно в каждом! И совершенно невозможно угадать, чем каждый из них закончится. А это — такой высший пилотаж, такая редкость по нынешним временам блокбастеров!

На общественных началах

В двух словах — суть дела. Главный герой — спецслужбист в отставке. Сейчас он работает охранником. Работа монотонная и скучная. А по бывшей работе ветеран, понятно, скучает. И ничего не может с собой поделать: следит за порядком на общественных началах, выслеживает всяких подозрительных типов. "Возьми себя в руки!" — говорят ему бывшие коллеги. Но куда там!

Главного героя играет актер Валерий Маслов — актер совершенно не известный, сыгравший, если верить сайту "Кинопоиск", одну, не самую большую роль в давнем сериале "Легавый". И поначалу кажется, что он играет как-то скупо. Лицо почти без мимики, цепкий взгляд. Но потом — от эпизода к эпизоду — актер раскрывается. И кажущаяся скупость оборачивается очень яркой и эмоциональной палитрой.

А социальная комедия приобретает обертона высокой, шекспировского накала, трагедии. И сыщик-общественник с неподвижным лицом Фантомаса фонтанирует эмоциями, как король Лир, никак не меньше.

В общем, "Турецкое седло" — очень необычный фильм, с сюрпризами, смысловыми ловушками, неожиданными поворотами. Фильм, под которым мог бы подписаться хоть сам Феллини. Так-то!

Привет всему миру

Потрясенные и приятно удивленные зрители по окончании просмотра столпились у выхода. Наперебой жали руки и благодарили актеров, которые приехали, кажется, в полном составе. Актерами оказались ребята из театрального вуза города Ярославль — все красивые и стильные. Стоял с букетом цветов совершенно счастливый Валерий Маслов.

А потом появился Юсуп Разыков. Ему жали руки, благодарили, обнимали и говорили комплименты. Конечно, автор этих строк тоже направился к виновнику торжества.

"Сценарий я написал из-за того, что познакомился с актером Валерием Масловым, — сказал Sputnik Разыков. — Он меня просто заворожил. И я посчитал просто необходимым сначала написать для него историю, а потом снять ее. Валерий показался мне уникальным и неразгаданным. Историю я придумывал почти пять лет".

В отличие от многих блокбастеров сегодняшнего дня, "Турецкое седло" не основано на реальных событиях.

"Это история сугубо вымышленная, — сказал режиссер. — За исключением одного случая в Лондоне, где я был на премьере своего фильма "Товарищ Бойкенджаев". Я остановился в Chelsea Art Club. Это старое заведение с очень крохотными номерами. И как-то утром я услышал чью-то распевку, которая меня озадачила. А вечером, когда я возвращался после премьеры, я увидел в фойе, возле пианино, роскошную компанию, во главе которой была настоящая оперная дива".

Действительно, поющая арии молодежь в фильме есть. Также Юсуп Разыков прояснил таинственное название фильма.

"Турецкое седло" есть у каждого человека, — рассказал режиссер. — Это — часть мозга, в которой находится гипофиз. Обычно "седло" находится во внутримозговой жидкости — ликворе. Когда ликвор засыхает, начинаются мигрени, появляются расшатанность походки, астения. Этот синдром присущ в основном женщинам. Особенно тем, которые много рожали. Но и мужчинам тоже. В основном, тем, которые много думают и занимаются интеллектуальным трудом".

Среди ярких эпизодических образов "Турецкого седла" есть официант Батырка, достаточно хорошо играющий на пианино. Автор этих строк спросил Юсупа — понимать ли этот образ, как привет родному Узбекистану? И какой в таком случае смысл появления музицирующего официанта?

"Это, скорее, привет всему миру, — сказал Разыков. — Вы же сами видели, сколько в Москве нас, гастарбайтеров. Никакого смысла в эту сцену вкладывать не надо. Это просто наша сегодняшняя жизнь. Зайдите в любое кафе, и вы увидите, что в обслуге там — сплошная Азия. Актер, который играл Батырку, чистокровный казах".

Съемки фильма проходили 10 дней в Ярославле. Практически без денег, на энтузиазме.

"На самом деле, это — свобода, — заявил Юсуп Разыков. — Ты не зависишь практически ни от кого. Продюсеры ни на кого не давят, не влезают в монтаж. Хотя в своей творческой биографии я редко испытывал такое давление. Во-вторых, это определенный коммерческий азарт. Ведь картину надо продавать. И надо вернуть людям то, что они тебе дали на съемки. И, естественно, это новое ощущение себя в мире кино. Когда ты продюсируешь картину, отвечаешь за ее показы".

Сам Разыков и оператор работали совершенно бесплатно. Часть актеров тоже не получала денег. С камерой помогла одна белорусская компания. Техникой, оборудованием и автомобилями посодействовали ярославские кинематографисты.

"Турецкое седло" уже было представлено в этом году на фестивале "Кинотавр", на котором получило два диплома: от критиков и за лучшее музыкальное решение.

"Сейчас у нас есть приглашения примерно на десять фестивалей, — сказал Разыков. — И несколько предложений относительно проката".

Последняя новость совершенно замечательна. Ведь если разобраться, своим талантом Юсупу Разыкову, получается, все-таки удалось одержать победу. И если так будет продолжаться, то у хороших фильмов в России все-таки есть шанс найти зрителя.

Источник: Sputnik Узбекистан





Другие материалы рубрики

21.06.2017 / 18:21:42

Мэтры узбекского кино Али Хамраев и Эльер Ишмухамедов встретились с ташкентскими кинозрителями и коллегами, рассказали о своих делах и планах на будущее

Сначала с их участием в Национальной библиотеке Узбекистана им.А.Навои прошла творческая встреча на тему "Изумление, оставшееся за кадром", посвящённая 80-летию со дня рождения заслуженного деятеля искусств Республики Узбекистан, известного кинооператора Хатама Файзиева. Далее...

16.06.2017 / 15:45:35

Памяти Алексея Баталова

Джавахир Закиров: "Горжусь, что мне достались тумаки от самого Баталова". Как признался актер, одной из самых больших удач в его жизни было именно то, что он учился у великого советского артиста Далее...

12.06.2017 / 20:13:15

Художественный фильм "Иснод" ("Позор")Рихсивоя Мухамеджанова завоевывает все больше почитателей

Накануне он был показан слушателям Академии государственного управления при Президенте Узбекистана Далее...

12.06.2017 / 14:21:43

На студии "Узбекфильм" режиссер Зульфикар Мусаков начинает работу над новой 2-х серийной художественной кинолентой "BERLIN-AKKURGAN"

Это будет еще одна картина известного режиссера, посвященная теме войны, участия в ней наших земляков, которые героически защищали родной край от немецко-фашистских захватчиков. Далее...

06.06.2017 / 15:17:18

Сухоруков о роли учителя из Узбекистана: я обрыдался над сценарием

В Москве снимают фильм про учителя русского языка из Узбекистана, который приехал в Россию заработать денег на лечение дочери Далее...





20.07.2017 / 17:47:07
В Центральном выставочном зале Академии художеств Узбекистана открылась выставка из цикла "Наше наследие"
 
30.06.2017 / 17:21:52
В Галерее изобразительного искусства Узбекистана открылась выставка японской гравюры "Дороги Токайдо"
 


12.07.2017 / 10:20:11
Ўз асарлари билан жаҳонни забт этган ёзувчилар кўп. Бироқ уларнинг ҳеч бири Жорж Бернард Шоуга насиб этган саодатга эришмаган. Пигмалион
 
03.07.2017 / 12:37:50
Под знаком перемен
 


15.07.2017 / 22:30:22
Впервые в Узбекистане, 30 сентября 2017 года, откроется художественная выставка "Александр Великий - путь к Роксане"
 
04.07.2017 / 10:31:19
Для летнего отдыха и лечения в Чехии
 


03.07.2017 / 13:55:54
Основатель Парка высоких технологий Беларуси поделился своим опытом с представителями IUT
 
12.06.2017 / 14:47:02
В музее-лаборатории СамГУ задействован новый узбекско-польский научный проект
 

 
 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2017 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: info@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте