Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
04.10.2017 / 09:50:31
Память большого музыканта оркестр "Туркистон" отметил концертом"Никколо Паганини" – концерт под таким названием прошел в минувшую субботу в Малом зале Государственной консерватории Узбекистана и стал музыкальным приношением светлой памяти безвременно ушедшего этим августом выдающегося узбекистанского музыканта и педагога Владимира Юденича, стоявшего у истоков становления камерного оркестра "Туркистон", в котором он многие годы работал концертмейстером. Всю свою жизнь этот потомственный музыкант – его отец был известным виолончелистом - посвятил служению виртуозно-романтическому направлению скрипичного исполнительства. Владимира Юденича называли одним из самых совершенных и харизматичных исполнителей XX- ХХI веков. Он всегда был со скрипкой в руках. Его феноменальная любовь к этому инструменту никогда не утихала. Когда Юденич появлялся на сцене, зал замирал. Еще бы, ведь он играл сольные концерты не часто – с периодичностью раз в 3-4 года. Он был скрипачом ярко выраженного виртуозного плана. Однако его виртуозность не была самоцелью - она была органична и романтична, и все виртуозные пассажи Юденич исполнял легко и играючи. Он был единственным в Узбекистане исполнителем-солистом монографических концертов, посвященных творчеству великого и непревзойденного Паганини, который был его кумиром. К 200-летию итальянского "демонического" виртуоза и композитора Владимир Юденич первым исполнил в один вечер три его концерта для скрипки с оркестром – 1-й, 2-й и 4-й. Его завораживали сложные, виртуозные произведения этого автора, а публику – само исполнение. Игре на скрипке Владимир Юденич учился в школе В.А.Успенского у замечательного музыканта В.А.Беленького, а затем в Ташкентской консерватории у профессора М.Б.Рейсона. Оба педагога были требовательными, и талантливый ученик понимал: если он не выучит тот или иной опус, то его ждет фиаско на сцене, а это очень неприятно и некрасиво, поэтому жизнь его была полностью подчинена музыке. Так в его репертуаре появились сложнейшие произведения Н.Паганини, П.Сарасате, К.Сен-Санса, П.И.Чайковского и других авторов. Впоследствии Юденич выступал как с сольными концертами так с симфоническими и камерными оркестрами. Он гастролировал практически во всех городах Узбекистана, а также в Америке, России, Украине, Литве, Казахстане. У него были творческие контакты с видными музыкантами и дирижерами – А.Хачатуряном, Дм.Кабалевским, А.Козловским, А.Кацем, М.Левиным, Д.Алексеевым и с дирижерами оркестров Узбекистана – З.Хакназаровым, В.Неймером, Э.Азимовым, М.Турдыевым. Большое место в жизни Владимира Юденича занимала и педагогическая деятельность. Он помогал найти своим ученикам место в жизни и во всем их поддерживал. Владимир Георгиевич был невероятно требовательным педагогом. Занимаясь с учениками, стремился воспитать в них художников, привить самостоятельность. Работа над одним и тем же произведением с каждым учеником велась по-разному: он менял каждому аппликатуру, штрихи, корректировал нюансы, но всегда был солидарен с текстом композитора. Уход из жизни Владимира Георгиевича – тяжелейшая утрата как для них, так для коллег и его поклонников… В тот вечер в Малом зале консерватории собралась замечательная аудитория, среди которой было много знакомых лиц. На сцене прославленный коллектив "Туркистон", его концертмейстер и солистка лауреат Международных конкурсов Динара Сабитова – одна из любимых учениц ушедшего Мастера, а за дирижерским пультом заслуженный деятель искусств Узбекистана Эльдар Азимов. Программу открыл Концерт №1 для скрипки с оркестром Н.Паганини (ре мажор), соч.6 – обработка А.Вильгельми, исполненный с отменным вкусом, свободно, легко и красиво. Далее прозвучало два инструментальных номера – Ларгетто и Менуэт. Здесь, безусловно, царил "Туркистон", исполнивший чудесную музыку Паганини блестяще, не впадая в излишний сентиментализм. Оркестр под управлением маэстро Азимова звучал превосходно. Затем на эстраде вновь появилась Динара Сабитова, которая завершила монографический вечер Концертом №2 для скрипки с оркестром (си минор), соч.7. В этом исполнении солистка и оркестр сумели реализовать замысел Паганини и держать внимание зала в течение всего звучания известного опуса. Взволнованно и страстно "говорила" скрипка Сабитовой. Она искренне и вдохновенно рассказывала о коллизиях человеческой жизни, о надеждах и мечтах. Особенно удался исполнителям блестящий виртуозный финал. Зал испытал максимальный душевный подъем и полное эстетическое удовольствие от погружения в гениальную музыку великого Паганини. Выступление получилось очень динамичным и ярким, подтверждением тому бурные овации и несмолкающие аплодисменты слушателей. Как сказала музыковед Фарида Сабитова: "Это был прекрасный, теплый, сердечный вечер музыки и памяти замечательного музыканта и педагога, который будет долго жить в наших сердцах. Спасибо огромное всем за концерт, обогативший наши души!"
Инесса Гульзарова, музыковед
|
|