Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
28.01.2018 / 16:11:03
Ода Радости, или Девятая симфония Бетховена в ТашкентеВ Большом зале Государственной консерватории Узбекистана состоялся концерт Национального симфонического оркестра Узбекистана, Государственной хоровой капеллы, Камерного оркестра "Юные дарования", объединенными усилиями которых было исполнено одно из самых грандиозных творений мирового музыкального искусства Девятая симфония Бетховена. Это уникальное произведение принадлежит к числу немногих образцов мирового искусства, которое подобно высочайшим горным вершинам возвышается над всем, что было создано художественным гением человечества. Идеи симфонии, которая обдумывалась композитором в течение всей жизни и которая была завершена на исходе жизненного пути, волновали автора на протяжении всего творчества автора. Симфония, являющаяся своего рода музыкальным манифестом XIX века, была создана в то время, когда романтизм, ставший художественным выражением в искусстве, только зарождался как новое направление. Это произведение является глубоко новаторским – пение впервые вводится в симфонию как средство передачи состояния достижения внутренней гармонии и свободы человеческого духа. Пение было включено как Голос Человечества, конкретизация слова потребовалась как итоговая формулировка главной мысли грандиозной философской концепции Веры в Человека, победы над Злом, Свободы и Разума. Использование вокала в партитуре не явилось единственным нововведением гения. Нарушая сложившиеся традиции, Бетховен после I части меняет местами Adagio и Скерцо, крайние части которого он пишет в сонатной форме. Строжайшее господство ритмической дисциплины скерцо, отстраняющее трагическое начало, проносится стремительным шквалом бьющей через край энергии, явилось апофеозом действенного порыва. Родственные образы музыкальной темы Финала Девятой симфонии можно найти и в других произведениях Бетховена. Музыка Финала как разливающийся солнечный свет, сияние которого становится все ярче и ослепительнее. Симфония потрясает величием мысли, трагизмом человеческих страданий и титанической борьбы. Такова, в общих чертах, концепция Девятой симфонии, воплощающая извечные гуманистические идеалы к которым стремится человечество. Со дня премьеры Девятой симфонии 7 мая 1824 года в Вене было создано бесчисленное множество исполнительских интерпретаций этого сложнейшего сочинения, которому французский писатель и музыковед Ромен Роллан посвятил одно из своих фундаментальных книг – "Девятая симфония". В этой работе раскрывается глубокий философский смысл произведения, детально освещающая этапы его создания, формирование тематизма и принципов его развития. Посвящая книгу "Девятая симфония" Полю Клоделю, Роллан назвал Бетховена светочем и завершил свое посвящение следующими словами: "Вот, Радость, дочь Элизиума… Да грядет за ней ее спутник – Великий Мир!". Эти строки были написаны Ролланом в 1941 году в год Величайшей войны – Второй мировой войны. Другой современник Романа Роллана композитор, музыковед и критик Артюр Онеггер в своем суждении о Девятой симфонии исходил из трех позиций: верующего, музыковеда и простого, неискушенного слушателя, относя себя к первой категории. В Узбекистане первое исполнение Девятой симфонии состоялось 24 сентября 1955 года в Ташкенте под художественным руководством композитора Алексея Козловского и хорового дирижера Сергея Валенкова. А. Козловский дирижировал симфонию наизусть. В качестве солистов выступили ведущие певцы оперного театра Л. Александрова, О Кучликова, А. Азимов, В. Девлет. Исполнители вдохновенно передали ощущение Радости, всеобщего вселенского ликования, воплощая гуманистическую идею оды "К радости" Фридриха Шиллера. В годы независимости в 1999 году студенческий хор консерватории исполнил Финал Девятой симфонии. И вот, 20 января 2018 года Девятая симфония прозвучала как апофеоз Радости, Величия Вселенской гармонии, жизненного оптимизма. Исполнители – оркестр под управлением Алибека Кабдурахманова, солисты – Надежда Банделет, Яника Багрянская, Абдулла Ширинов, Кирилл Борчанинов, камерный оркестр "Юные дарования" – художественный руководитель Муборак Лутфуллаева, хоровая капелла – художественный руководитель – Анна Туркина продемонстрировали первоклассное, отточенное мастерство. Замечательно прочтение партитуры дирижером А. Кабдурахмановым, который много и настойчиво работает с оркестром, добиваясь нужного звучания, отшлифовывая тончайшие динамические оттенки. Но главное, что талантливый дирижер всегда умеет проникнуть в замысел композитора, творчески воспроизвести его, используя возможности артистического дарования, активной энергетики мануальной техники, телодвижений, особенно, в кульминационных разделах цикла. Ощущалось общее дыхание всех участников, начиная от дирижера и солистов, и кончая каждым оркестрантом и хористом. Радостный апофеоз, завершающий монументальное, подобное величественной фреске, симфоническое полотно – Девятую симфонию Бетховена стал подлинной Одой Радости, гимном Гуманизму, Всеобщей Радости бытия.
Донат Иногамов
|
|