Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
13.10.2018 / 16:45:11
Мастер-класс музыкальной науки и исполнительской практики. "Приношение Д.Шостаковичу"В Органном зале Государственной консерватории Узбекистана 4 октября 2018 года состоялся концерт “Приношение Д.Шостаковичу”, программу которого составило исполнение его камерно-вокального цикла “Семь стихотворений А.Блока” для сопрано, скрипки, виолончели и фортепиано, соч.127. Исполнение этого шедевра, созданного Д.Шостаковичем, предваряло солидное вступительное слово, точнее научная лекция-мемориал, прочитанная заслуженным деятелем искусств Узбекистана профессором кафедры истории музыки и критики Государственной консерватории Узбекистана Тухтасинбеком Гафурбековым. По сути это был подлинный мастер-класс демонстрации глубочайших знаний творчества Д.Шостаковича, преломленных через призму личного общения с великим композитором. В ходе лекции слушателям раскрылись интереснейшие исторические факты творчества дружбы музыковеда и композитора. Тухтасинбек Гафурбеков бывал в Москве в гостях у Шостаковича, подарившего ему партитуру камерно-вокального цикла “Семь стихотворений А.Блока”, над которой работал в течение 1966 года, завершив его в начале 1967 года. Это сочинение стало новым словом в камерно-вокальной лирике ХХ века. Необычен уже сам исполнительский состав, включающий вокальный голос и инструментальное трио, взаимодействие которых в ансамбле дало поразительные звуковые сочетания монологического и диологического планов. Д.Шостакович обратился к ранним стихотворениям А.Блока, в которые привнес свое личное отношение, индивидуальную интерпретацию. Данный цикл является одним из самых личных, сокровенных сочинений композитора. Объединив в цикл отобранные им стихотворения, Д.Шостакович создал целостную концепцию, отражающую сложнейшие процессы человеческой души, движение мысли и чувства. Цикл глубоко символичен и семантичен. О многом говорит уже сама цифра семь, вызывая различные ассоциации и параллели философского плана. Первая часть цикла “Песня Офелии” позволяет провести параллель с музыкой к художественному фильму “Гамлет”, над которой Д.Шостакович работал в 1964 году. Особенно его восхитила актриса Анастасия Вертинская в роли Офелии. Шестая часть цикла “Тайные знаки” весьма символична и ее семантический смысл может быть связан с образом Гамлета. Глубоко содержательные масштабное и развернутое вступительное слово профессора нацелило слушателей, основную массу которых составили студенты консерватории, на философское осмысление камерно-вокального цикла, который исполнили лауреаты международных конкурсов Дилрабо Курбанова (сопрано), Динара Сабитова (скрипка), Сардор Ибрагимов (виолончель), Феруза Мухамедова (фортепиано). Молодые талантливые исполнители донесли до слушателей психологически сложное содержание музыки, продемонстрировали высокое ансамблевое мастерство, слаженность и звуковой баланс. Все семь частей цикла: “Пения Офелии”, “Гамаюн, птица вещая”, “Мы были вместе…”, “Город спит”, “О, как безумно за окном ревет, бушует вьюга злая…”, “Тайные знаки”, “В ночи, когда уснет тревога” прозвучали как семь страниц человеческой жизни, неотделимой от природы, ее стихии, ночного пейзажа, таинственного и загадочного. Символизм поэзии А.Блока был интерпретирован Д.Шостаковичем в контексте его времени и его личной жизни как зеркала жизни общества. Все это слушатели услышали в музыке... Отмечая высокое профессиональное мастерство артистов, невозможно не остановиться на партии фортепиано как объединяющем ансамбль факторе, тонкую и чуткую игру пианистки Ферузы Мухамедовой, являющейся к тому же и молодым ученым-исследователем фортепианного искусства. Феруза Мухамедова – докторант Государственной консерватории Узбекистана, научным руководителем ее докторской диссертации (PhD) является Тухтасинбек Гафурбеков, идейный вдохновитель и организатор данного концерта. Тем самым “Приношение Д.Шостаковичу” стало доказательным примером непрерывной связи музыкальной науки и исполнительской практики.
Иногамов Д.Д.
|
|