Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
19.10.2018 / 19:57:35
О фортепианной пьесе "Восточная" Камолы СиддиковойВ процессе ознакомления со сборником фортепианных пьес «Цветущая молодость»[1] меня привлекла пьеса «Восточная» Камолы Сиддиковой. Автор произведения окончила Государственную Консерваторию Узбекистана, по специальности композитор в классе профессора Аваза Максудовича Мансурова. В настоящее время она работает в ДШМИ Сергелийского района города Ташкента. В самом названии музыкального произведения «Восточная» таится некая загадка, ведь после прилагательного слова «Восточная» должно следовать какое – либо существительное, к примеру мелодия, легенда, сказка или девушка. Но автор пьесы оставил свою мысль недосказанной, тем самым позволив слушателю виртуально самому дополнить образ по своему желанию, вкусу, воображению, фантазии. Пьеса очень оригинальна и самобытна по фактуре: в ней есть орнаментальное арпеджио, аккордовый склад. Она написана в сложной трехчастной репризнойформе, типаА–В – А, первая часть которой написана в простой трехчастной форме (а – в – а). По своему звучанию пьеса близка к первой «Арабеске» Дебюсси, но также возникает связь с восточной поэзией, газелями, рубаи, мухаммасами. Пьеса написана в тональности a – moll.В средней части эта тональность преобразовывается в As – dur, пониженную на полтона и становится мажорной. В мелодической линии имеются синкопы, триоли. Пьеса «Восточная» начинается с легкой, прозрачной мелодии постепенного секвенционного восхождения: Такой вид развития музыкального материала характерен для восточной музыки. Также синкопированный ритм в первой части приближают произведение именно к узбекской народной музыке: Здесь явственно ощущается влияние С. Рахманинова. Это мы видим в широких распевных арпеджиов сопровождении, что присущемногим фортепианным произведениям С. Рахманинова. Мелодия движется вверх, постепенно набирая мощь, приходит к своей кульминации, можно сказать к ауджу и постепенно переходит ко второй части. Средняя часть пьесы резко контрастна первой части. Композитор использует здесь полифоническую фактуру, каноническое развитие, сменяется темп на Largo, тональность – As– dur, и соответственно изменяется образ пьесы. Мелодия становится более напряженной за счет усложнения ладовой структуры,сложных имитаций, приводящих к наивысшему напряжению в конце данного раздела. Композитор в данном разделе не обозначил динамических оттенков, предоставляя исполнителю играть так, как ему хочется. Третья часть пьесыAndante – это реприза, в которой возобновляется первоначальный тематический материал, а затем следует кода, обобщающая лирическое содержание пьесы.Важное выразительное значение в ней имеет трелеобразная фактура партии левой руки, создающая трепетно – загадочное ощущение. Заканчивается пьеса ярким, эффектным, сверкающим глиссандо. Интересно провести параллель «Восточной» с фортепианной пьесой «Восточная мелодия» Дилноз Камиловой (Закировой). Несмотря на общностьтематики и музыкальных выразительных средств, эти произведения весьма различные. Пьеса «Восточная мелодия» написана в простой трехчастной репризной форме и имеет гомофонно – гармоническую фактуру. В мелодической линии имеют место мелизматика, морденты и триоли:Аккомпанирующая партия основана на синкопированном ритме. Пьеса «Восточная мелодия» ДилнозКамиловой (Закировой) начинается с ненавязчивой мелодии. Сопровождениепредставляет собой синкопированныйусуль. Средняя часть произведения неконтрастна первой части и продолжает мелодическую линию. Скачки на кварту с их последующими заполнениями, характерны для восточной музыки. Композитор использует присущие узбекской музыкетриоли и опевание. Таким образом, пьесы «Восточная» Камолы Сиддиковойи «Восточная мелодия»Дилноз Камиловой (Закировой) очень оригинальны и насыщенны по своему звучанию. По моему мнению «Восточная» отражает природу восточного края, где описана природа в разное время года. Слушая эту пьесу погружаешься в мир красоты и гармонии. Мы осознаем что автор имеет очень глубокие и широкие познания в западноевропейской и русской музыке: явственно ощущается влияние французских импрессионистов, русской ориентальной школы и особенно влияние С. Рахманинова. Музыка очень искренняя и непосредственная. Используя простые, но впечатляющие выразительные средства классической восточной музыки, молодому композитору удалось создать яркое и сочное произведение, которое не похоже на другие произведения композиторов Востока.
Тухлиева Зарина, студентка Государственной консерватории Узбекистана
|
|