Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром
Музыка
Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
19.10.2018 / 19:57:35

О фортепианной пьесе "Восточная" Камолы Сиддиковой


В процессе ознакомления со сборником фортепианных пьес «Цветущая молодость»[1] меня привлекла пьеса «Восточная» Камолы Сиддиковой. Автор произведения окончила Государственную Консерваторию Узбекистана, по специальности композитор в классе профессора Аваза Максудовича Мансурова. В настоящее время она работает в ДШМИ Сергелийского района города Ташкента.

В самом названии музыкального произведения «Восточная» таится некая загадка, ведь после прилагательного слова «Восточная» должно следовать какое – либо существительное, к примеру мелодия, легенда, сказка или девушка. Но автор пьесы оставил свою мысль недосказанной, тем самым позволив слушателю виртуально самому дополнить образ по своему желанию, вкусу, воображению, фантазии. Пьеса очень оригинальна и самобытна по фактуре: в ней есть орнаментальное арпеджио, аккордовый склад. Она написана в сложной трехчастной репризнойформе, типаА–В – А, первая часть которой написана в простой трехчастной форме (а – в – а). По своему звучанию пьеса близка к первой «Арабеске» Дебюсси, но также возникает связь с восточной поэзией, газелями, рубаи, мухаммасами. Пьеса написана в тональности a – moll.В средней части эта тональность преобразовывается в As – dur, пониженную на полтона и становится мажорной. В мелодической линии имеются синкопы, триоли. Пьеса «Восточная» начинается с легкой, прозрачной мелодии постепенного секвенционного восхождения:

Такой вид развития музыкального материала характерен для восточной музыки. Также синкопированный ритм в первой части приближают произведение именно к узбекской народной музыке:

Здесь явственно ощущается влияние С. Рахманинова. Это мы видим в широких распевных арпеджиов сопровождении, что присущемногим фортепианным произведениям С. Рахманинова. Мелодия движется вверх, постепенно набирая мощь, приходит к своей кульминации, можно сказать к ауджу и постепенно переходит ко второй части.

Средняя часть пьесы резко контрастна первой части. Композитор использует здесь полифоническую фактуру, каноническое развитие, сменяется темп на Largo, тональность – As– dur, и соответственно изменяется образ пьесы. Мелодия становится более напряженной за счет усложнения ладовой структуры,сложных имитаций, приводящих к наивысшему напряжению в конце данного раздела. Композитор в данном разделе не обозначил динамических оттенков, предоставляя исполнителю играть так, как ему хочется.

Третья часть пьесыAndante – это реприза, в которой возобновляется первоначальный тематический материал, а затем следует кода, обобщающая лирическое содержание пьесы.Важное выразительное значение в ней имеет трелеобразная фактура партии левой руки, создающая трепетно – загадочное ощущение. Заканчивается пьеса ярким, эффектным, сверкающим глиссандо.

 Интересно провести параллель «Восточной» с фортепианной пьесой «Восточная мелодия» Дилноз Камиловой (Закировой). Несмотря на общностьтематики и музыкальных выразительных средств, эти произведения весьма различные. Пьеса «Восточная мелодия» написана в простой трехчастной репризной форме и имеет гомофонно – гармоническую фактуру. В мелодической линии имеют место мелизматика, морденты и триоли:Аккомпанирующая партия основана на синкопированном ритме.

Пьеса «Восточная мелодия» ДилнозКамиловой (Закировой) начинается с ненавязчивой мелодии. Сопровождениепредставляет собой синкопированныйусуль.

Средняя часть произведения неконтрастна первой части и продолжает мелодическую линию. Скачки на кварту с их последующими заполнениями, характерны для восточной музыки. Композитор использует присущие узбекской музыкетриоли и опевание.

Таким образом, пьесы «Восточная» Камолы Сиддиковойи «Восточная мелодия»Дилноз Камиловой (Закировой) очень оригинальны и насыщенны по своему звучанию. По моему мнению «Восточная» отражает природу восточного края, где описана природа в разное время года. Слушая эту пьесу погружаешься в мир красоты и гармонии. Мы осознаем что автор имеет очень глубокие и широкие познания в западноевропейской и русской музыке:

явственно ощущается влияние французских импрессионистов, русской ориентальной школы и особенно влияние С. Рахманинова. Музыка очень искренняя и непосредственная. Используя простые, но впечатляющие выразительные средства классической восточной музыки, молодому композитору удалось создать яркое и сочное произведение, которое не похоже на другие произведения композиторов Востока.

 

Тухлиева Зарина, студентка

Государственной консерватории Узбекистана



[1] «Цветущая молодость»,Т.2008

 

[2]Закирова Д.  «О, ялли – ялло».Произведения для фортепиано (на основе национальных мелодий), Т. 2007





Другие материалы рубрики

14.10.2018 / 22:26:06

Игорь Пинхасов – мастер киномузыки

13 октября 2018 года в уютном зале галереи современного искусства ZERO LINE состоялся мастер-класс Игоря Пинхасова "Композитор и современные компьютерные технологии". Далее...

14.10.2018 / 10:58:11

Республиканский фестиваль молодых композиторов-2018

12 октября 2018 года в Ташкенте открылся Республиканский фестиваль молодых композиторов, в котором участвовали композиторы не только из Ташкента, но и из других городов Узбекистана.Этот фестиваль организован Союзом композиторов и бастакоров Узбекистана в русле дальнейшего развития молодежной политики нашей страны. Далее...

13.10.2018 / 16:45:11

Мастер-класс музыкальной науки и исполнительской практики. "Приношение Д.Шостаковичу"

В Органном зале Государственной консерватории Узбекистана 4 октября 2018 года состоялся концерт "Приношение Д.Шостаковичу", программу которого составило исполнение его камерно-вокального цикла "Семь стихотворений А.Блока" для сопрано, скрипки, виолончели и фортепиано, соч.127. Далее...

10.10.2018 / 15:40:06

Открытие Второго концертного сезона камерного оркестра "Consonanza" при Ташкентской и Узбекистанской епархии

Первого октября 2018 года, в День учителей и наставников, на соборной площади Свято-Успенского кафедрального собора в Ташкенте в рамках Православной выставки состоялось открытие второго концертного сезона камерного оркестра "Consonanza" (Consonanсе — Созвучие — примеч. Г.Б.) — Open Air "Эпоха Классики". Далее...

09.10.2018 / 15:24:28

Народный артист Узбекистана, узбекский Штраус, композитор Манас Левиев создал выдающиеся музыкальные произведения

У народного артиста Узбекистана Манаса Бетьяновича Левиева (1912-1990) была особая любовь к вальсам. Он считал, что именно через эти душевные ритмы можно в полной мере передать радость жизни, ее гармонию и красоту. И действительно, творческое наследие Левиева, включающее 11 музыкально-сценических произведений, музыку к 12 спектаклям, 7 кинофильмам, множество кантат, песен отличает не только богатый национальный колорит, но и мелодичность, особая плавность, присущая вальсовым ритмам. Далее...





26.10.2018 / 23:54:33
ГАРДТУз. Репертуар на Ноябрь
 
26.10.2018 / 00:02:23
Приглашаем на 11-ый театральный фестиваль немецкоговорящих любительских театральных групп в Ташкенте
 


01.11.2018 / 23:15:49
Более 250 заявок подано на участие в кинофестивале PROlogue
 
31.10.2018 / 22:54:32
SCORPION – в кино с 1 декабря
 


04.10.2018 / 12:45:10
В Узэкспоцентре 3 октября открылась 24 Ташкентская международная туристическая ярмарка "Туризм на Шелковом пути"
 
03.10.2018 / 19:32:53
Яркий и колоритный выставочный стенд Ташкента представлен на ежегодной туристической ярмарке "Туризм на Шелковом пути"
 


16.10.2018 / 12:50:16
Пронзительное и точное рассуждение Михаила Жванецкого
 
09.10.2018 / 15:03:45
22 факта об основателе Фейсбука Марке Цукерберге
 

 
 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2018 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: info@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте