Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
08.01.2019 / 23:30:42
Новогодний подарок Алишера Усманова Ташкенту. Триумфальный успех во Дворце Форумов "Узбекистон" симфонического оркестра под руководством Владимира ФедосееваОдним из самых ярких и значимых событий культурной жизни столицы стал состоявшийся в Ташкенте, накануне нового года Гала-концерта российского Государственного академического Большого симфонического оркестра имени П.И.Чайковского под управлением художественного руководителя и дирижера, Народного артиста СССР Владимира Федосеева. Отметим сразу солистов – обладателей многочисленных наград, лауреатов престижных международных конкурсов, всемирно известных музыкантов Максима Венгерова (скрипка), Ольги Перетятько (сопрано), Лолы Астановой (фортепиано), Михаила Радунского (виолончель). Этот концерт – замечательный новогодний подарок от нашего соотечественника, мецената Алишера Бурхановича Усманова, обладателя Ордена “Эл-юрт Хурмати”, а также целого ряда орденов РФ, в числе которых Орден “За заслуги перед Отечеством” III и IV степени, Орден Александра Невского, Орден Почета. Данный концерт прошел при поддержке хокимията города Ташкента. Масштабная программа концерта в двух отделениях была посвящена мировой музыкальной классике. Первый концерт для скрипки с оркестром немецкого композитора Макса Бруха, широко востребованного в концертной и педагогической практике Узбекистана, открывший программу в исполнении Максима Венгерова был воспринят слушателями как идеальный образец художественной интерпретации скрипичной классики. Выразительные скрипичные речитативы были безупречно проинтонированы, донесены до слушателя. Солист и оркестр под чутким руководством дирижера органично взаимодействовали в плане диалогичного общения. Впечатляюще прозвучали развернутая разработка и кульминация. Вторая часть произведения была интерпретирована в широком стиле, с максимально возможной полнотой скрипичного тона, создавая ощущение инструментальной арии. Исполнение финала концерта покорило слушателей активной энергетикой и виртуозной скрипичной техникой солиста. Неотразимое впечатление на слушателей оказало блистательное выступление оперной певицы Ольги Перетятько, обладательницы красивого сопрано. Ее исполнение Каватины Нормы “О Богиня, взор твой ясный” – знаменитой “Casta diva” из оперы “Норма” Винченцо Беллини, удивительно по красоте и пластичности мелодических линий, продемонстрировало великолепное владение стилем бельканто. Певица поэтично воплотила в Каватине различные эмоциональные душевные состояния героини: страстную молитву, героический призыв и выражение чувства любви. Мастерски используя технику кантилены и колоратуры, Ольга Перетятько раскрыла психологически сложный образ Нормы. С еще большей экспрессией она исполнила Болеро Елены из оперы “Сицилийская вечерня” Джузеппе Верди, создав многогранный образ гордой и свободолюбивой герцогини, волевой и в то же время женственной, диапазон которого простирается от героической патетики до нежной лирики, с яркими динамическими и тембровыми нюансами. Гениальная увертюра к опере “Руслан и Людмила” – одно из самых совершенных симфонических произведений Михаила Глинки, открыла второе отделение концерта, вовлекая слушателей в мир русской оперы. Увертюра была сочинена композитором после завершения всей оперы и содержит обобщение ее основных идей. Вступительные аккорды дают могучий импульс движению и с первых же тактов музыка активно устремляется в широкое звуковое пространство. Мастер исполнительской формы Владимир Федосеев увлекательно и блестяще организовал звуковой поток музыки в образцово логичную структуру, отличающуюся рельефностью тем, компактностью изложения. Яркий эмоциональный тонус увертюры психологически подготовил слушателей к восприятию сольных номеров оперы. Каватина Людмилы – ее первый музыкальный портрет, предваряющий собой целую сцену из нескольких разделов, раскрывающих героиню в разных душевных состояниях, была впечатляюще исполнена Ольгой Перетятько. Весьма оригинально была представлена элегическая Ария Людмилы “Ах ты, доля - долюшка” Ольгой Перетятько в дуэте со скрипичным соло Максима Венгерова, которое символизировало внутренний голос героини, ее печаль. Выразительное пение скрипки Максима Венгерова и утонченные тембровые краски оркестра углубили лирическую сущность образа героини. Ярким интермеццо в оперной музыке концерта стало сочинение “Интродукция и Рондо-каприччиозо” для скрипки с оркестром Камиля Сен-Санса, относящееся к числу самых репертуарных пьес скрипичного концертного плана, блистательно сыгранное Максимом Венгеровым и восторженно воспринятое слушателями. Исполнительская драматургия произведения была построена солистом и дирижером таким образом, что слушатели были активно вовлечены в развитие сюжетной линии пьесы, в каждый поворот капризно меняющихся штрихов и оттенков душевных движений. Увертюра к опере “Сила судьбы” Верди стала новым этапом концертной программы, связанной с яркими театральными образами. Мрачно-взволнованная тема судьбы, открывающая увертюру, дала импульс развитию прекрасной музыке, ярким контрастным образам, завершившим увертюру в оптимистическом ракурсе. Дирижер, тонко ощущая колоритную оркестровку, сумел найти убедительные художественные выразительные средства. Последующая за увертюрой “Сила судьбы” ария Луизы из оперы “Луиза Миллер” Верди в исполнении Ольги Перетятько покорила слушателей психологической глубиной и одухотворенностью раскрытия образа главной героини этой ранней оперы великого итальянского композитора. Вальс Джульетты из оперы “Ромео и Джульетта” Шарля Гуно в великолепном исполнении Ольги Перетятько направил развитие концертной драматургии в светлое, жизнеутверждающее русло, связанное с выходом на концертную сцену талантливой пианистки Лолы Астановой, прибывшей на родную землю из США для участия в данном концерте. Исполнение “Рапсодии в стиле блюз” для фортепиано с оркестром Джорджа Гершвина стало праздничным апофеозом виртуозных пассажей, артистичной демонстрацией мастерства, полета фантазии и художественной свободы, глубоким пониманием и осмыслением как музыки Гершвина так и блюзового стиля. Лола Астанова играла самозабвенно, с творческим увлечением, находя штрихи, краски, подкрепленные стилем и характером музыки Гершвина. Филигранные узоры, легкость и изящество звука при полной технической свободе игры, от прозрачных красок до массивных монументальных звучаний рояля создали широкую перспективу ощущения музыкальной ткани в “Рапсодии в стиле блюз”. Пианистка и оркестр, ведомый дирижером, художественно убедительно провели линию динамического нарастания к величественному апофеозу рапсодической концепции произведения Гершвина. Воспитанница РСМАЛ имени В.А. Успенского, ныне всемирно известная пианистка Лола Астанова была встречена аудиторией с неописуемым восторгом. Покорил слушателей и поэтичный дуэт Астановой и соло виолончели Михаила Радунского в исполнении лирической Музыки из кинофильма “Ла-Ла-Лэнд” Дж. Гурвиц. Для данного ансамбля характерна замечательная сыгранность, когда не только общий стиль, и замысел исполнения, но и каждая деталь, каждый штрих, манера звукоизвлечения внутренне объединяли музыкантов, хотя они по существу различные артистические индивидуальности. В завершение грандиозного Гала-концерта прозвучала Сюита из музыки к художественному фильму “Серенада солнечной долины” Глена Миллера, своей жизнеутверждающей силой музыки, создала праздничное новогоднее настроение. Данный концерт стал подлинным триумфом оптимизма, лучезарного солнечного света и радости бытия, импульсом к новым творческим свершениям в 2019 году. Д. Иногамов
|
|