Исполнилось 110-лет со дня рождения известного композитора и педагога , заслуженного деятеля искусств Узбекистана и Азербайджана, профессора Бориса Зейдмана (1908-1987), внесшего большой вклад в развитие современной музыкальной культуры. Этому событию был посвящен концерт , состоявшийся в Союзе композиторов и бастакоров Узбекистана. Судьба Зейдмана сложилась таким образом, что он получил образование в Петербургской консерватории, где учился по композиции в классе профессора Максимиллиана Штейнберга, совершенствовался в аспирантуре, а затем там преподавал. С 1939 года на протяжении шестнадцати лет Борис Исаакович работал на кафедре композиции в Бакинской консерватории.
В 1957 года он был приглашен на работу в Ташкентскую консерваторию, где стал проректором и заведующим кафедрой композиции, с 1961 г. – профессор данной кафедры. За эти годы Зейдман воспитал таких талантливых композиторов, как Тулкун Курбанов, Дилором Сайдаминова, Нурилла Закиров, Дилором Амануллаева, Аваз Мансуров, Камил Кенжаев, Владимир Милов, Анатолий Варелас. И все они сказали свое слово в нашем музыкальном искусстве. В своем творчестве Борис Исаакович опирался на традиции петербургской композиторской школы, развивал приемы, идущие от художественных принципов Римского-Корсакова и других великих классиков.
Постигая музыкальную культуру Востока, Зейдман находился в постоянном движении к новому, совершенствованию своего композиторского стиля, что получило отражение в его сочинениях, и, в частности, в камерной инструментальной ансамблевой музыке, составившей программу юбилейного концерта, в котором принял участие струнный смычковой квартет “Классик” в составе Ирина Гришко - первая скрипка, Мария Бадикова – вторая скрипка, Елена Гомза – альт, Даврон Зияджанов – виолончель, а также Татьяна Мякушко – фортепиано.
Камерные формы инструментальной музыки с ее возможностями привлекали Зейдмана перспективой создания своего рода конденсации интонационной сопряженности, отвечающей эстетике камерных жанров, как бы самой природой предназначенных для воплощения душевных эмоций и состояний человека. Это было выразительно прочувствовано исполнителями в интерпретации Романса для скрипки, виолончели и фортепиано, открывшем программу концерта. Партитуру данного сочинения музыкантам предоставила директор Музея Мухтара Ашрафи Наталия Константиновна Гуннова. Ирина Гришко – скрипка, Даврон Зияджанов – виолончель, Татьяна Мякушко – фортепиано вдохновенно передали утонченность интонационного строя музыки Романса, в которой возвышенно-патетические образы-состояния сочетались с лирико-романтическими образами-действиями.
Струнный квартет на хорезмские темы – одна из жемчужин камерной инструментальной ансамблевой музыки. Он словно напоен жизнью, блещет восхитительными тембровыми эффектами, воспринятыми композитором от приемов народного исполнительского искусства. В гармониях – склонность к ладовым созвучиям, в полифонических сочетаниях – богатство мелодических линий, в ритмике – активная подвижность, многообразное использование народных ритмических танцевальных формул, и как особое качество – концертность. Струнный квартет художественно убедительно претворил авторский замысел. Исполнение этого красочного, яркого произведения отличалось гибкостью фразировки, ясностью голосоведения, остротой ритма, ансамблевой слаженностью. Музыканты передали эмоциональный настрой всех четырех частей квартета Зейдмана. Камерный стиль композитора виртуозен, что в еще большей степени проявилось в Фортепианном квинтете, исполнение которого стало кульминационной вершиной вечера.
Красивый и эмоциональный квинтет представляет собой масштабный трехчастный цикл. Лирико-драматическая экспрессия первой части, лирический диалог струнного квартета и фортепиано во второй части, активная энергия движения органично приводят к торжественной коде-апофеозу оптимистического мировосприятия. Партия фортепиано в квинтете в исполнении Татьяны Мякушко, свободно владеющей фортепианным звуком, многими тонкостями ансамблевой игры, явилось фундаментом и объединяющим началом интерпретационного замысла. Необходимо отметить творческую инициативу и большую редакторскую работу Ирины Гришко, восстановившей рукописи партитур квартета и квинтета, что позволило художественно полноценно донести до слушателей звуковой мир камерных инструментальных ансамблевых сочинений Зейдмана. Концерт стал достойным музыкальным приношением классику музыки ХХ века и событием в культурной жизни столицы.
И. Галущенко