Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
25.01.2019 / 23:28:22
"Я, конечно, вернусь – весь в друзьях и в мечтах…"Восемьдесят первую годовщину со дня рождения Владимира Семёновича Высоцкого (1938-1980) отметили в ТО «Арча» (23 01 19) и общественном клубе-музее «Мангалочий дворик Анны Ахматовой» при Российском центре науки и культуры в Ташкенте (24 01 19). Владимир Семёнович родился 25 января 1938 г. в Москве. В 1960 г. окончил актёрское отделение Школы-студии МХАТ. Работал в Московском драматическом театре им. А.С. Пушкина, Московском театре миниатюр, а с 1964 по 1980 гг. — в московском театре драмы и комедии на Таганке, где сыграл более 20 ролей. Много выступал по всей стране и за рубежом, дважды гастролировал с концертами в Ташкенте — в Доме знаний и Юбилейном дворце. Как актёр участвовал в создании 30 художественных и телевизионных фильмов. Написал более 600 поэтических произведений. Умер 25 июля 1980 г. Первый стихотворный сборник «Нерв» стараниями Роберта Рождественского вышел посмертно. В 1987 г. удостоен звания лауреата Государственной премии СССР, тоже посмертно. При жизни Высоцкого было выпущено всего 7 миньонов: Высоцкий принимал участие в создании 11 радио-спектаклей, часть из них вышла на дисках ещё при его жизни. Издано большое количество грампластинок. Наиболее крупным изданием является выпущенная фирмой «Мелодия» серия пластинок«На концертах Владимира Высоцкого» на 21 диске, издаваемых с 1987 -1992 гг. В 1978 г. вышел диск-гигант «Баллады и песни» для экспорта. В СССР этот диск с этикеткой «Made in USSR» не продавался. В 2000-е годы было выпущено 22 компакт-диска (альбома) с ремастированными песнями Владимира Семёновича. Треки были представлены современными ремейками, в основу которых лёг вокал Высоцкого, очищенный от авторского звукового сопровождения и наложенный на современные музыкальные аранжировки. В 2008 году компания Bomba-Music выпустила специальное подарочное издание в виде 15 компакт-дисков (15CD BoxSet). Это издание называется «Все Песни» и включает в себя песни В. Высоцкого, начиная с 1960 по 1980 годы. По причинам, связанным с охраной интеллектуальной собственности, слушатель не найдёт в этом издании песню «Открытые двери больниц, жандармерий…», фонограмма которой принадлежит Михаилу Шемякину. Любители творчества были рады услышать ранее не издававшуюся песню — посвящение Константину Симонову, исполненную Высоцким и актёрами Театра на Таганке в Центральном доме литераторов на юбилейном вечере писателя 28 ноября 1965 года в его день рождения. Песни В. Высоцкого выпускались в конце жизни и после его ухода за рубежом: во Франции, США, Финляндии, Германии, Болгарии, Японии, Израиле. По словам Булата Окуджавы, смерть легализовала Высоцкого. Смерть и новые обстоятельства жизни. Эта смерть была столь внезапной и неправдоподобной, что потрясло общество. Стало уже невозможно отмалчиваться, и тут начался разговор, попытка анализа. Началось то, на что поэт имеет право, без чего невозможно развитие литературы, культуры. Празднование 81-го дня рождения в Ахматовском музее при РЦНК в Ташкенте организовали и провели: Празднование 81-го дня рождения в Ахматовском музее при РЦНК в Ташкенте организовали и провели: руководитель исторического клуба при РЦНК, историк-методист высшей категории Василий Ануфриевич Костецкий, активная общественница, жена советника российского посольства в Узбекистане Ирина Кепанова, активист Ахматовского музея Евгений Веагалас; арчовцы-барды: Мурад Якубжанов, Арнольд Смородин, Геннадий Арефьев. В программе приняли участие многочисленные гости, поклонники творчества Владимира Высоцкого. Среди них известный общественный деятель, ветеран журналистики Аъло Максумович Ходжаев. Он откровенно рассказал о своих встречах с Владимиром Высоцким в Ташкенте и объективно охарактеризовал советское цензурное время, когда его не печатали, не издавали. Эта хула продолжалась вплоть до 2001 года, когда сняли в республиканской газете уже свёрстанную статью о нём. К этому обстоятельству можно добавить и другой, совсем свежий инцидент, когда в прошлом году в городской газете вышла подробная статья, посвящённая памяти Владимира Высоцкого, в которой ни разу не было упомянуто его имя. Кого-то из высокопоставленных чиновников, видимо, до сих пор очень пугает острая социальная направленность его стихов, кого-то из поэтов-неудачников, братьев по цеху, раздражает его популярность. Татьяна Пак запомнила Высоцкого из его концертных выступлений в Узбекистане: гитара в его руках только обостряла эмоции; актёрское мастерство усугубляло суть содержания; неповторимая интонация на разрыв аорты подчёркивала подлинность страдания, ненависти, любви в его метафоричных песнях и стихах. Повторить Высоцкого невозможно, поэтому наши ташкентские барды исполняли его песни на гитаре своими голосами: каждый на свой лад. Арнольд Смородин исполнил лирическую песню о любви. Зафар Юсупов в дуэте с Матлюбой Тулягановой — нестареющую «Песню о друге» и другие произведения из кинофильма «Вертикаль» (1966) С. Говорухина. Руслан Шамсутдинов, обладатель Гран-При на международном фестивале авторской песни «Чимганское эхо», под аккомпанемент своего баяна и акустической гитары своего напарника и покровителя Мурада Якубжанова, бархатным баритоном растрогал публику песней «Протопи ты мне баньку, хозяюшка…». По заявке зрителей на «Бис» он исполнил песню Булата Окуджавы («О Володе Высоцком я песню придумать решил…»). Геннадий Арефьев, лауреат фестиваля «Чимганское эхо», проникновенно исполнил на гитаре «Парус» и другие песни Высоцкого. Мурад Якубжанов представил военно-патриотические песни и в дуэте с Русланом Шамсутдиновым – юмористическую «Москва-Одесса» В. Высоцкого, припев которой задорно подпевали все присутствующие: «Но мне туда не надо!..» Избранные стихи Владимира Высоцкого на разные темы выразительно читали: Татьяна Попова, Ирина Парамонова, Виктория Фесенко, Любовь Кудрявцева, автор этих строк. Всякий мало-мальски думающий и чувствующий человек нашего времени, даже самые молодые, через эту искреннюю поэзию сознавали радость и печаль, ощущали упадок, нравственные потери и трудные обретения эпохи 60-70-х годов прошлого века: Высоцкого, Рождественского, Евтушенко, Ахмадулиной — ведь все они были известными поэтами-шестидесятниками, только не все при жизни оказались в фаворе у власти. Свои стихотворные посвящения кумиру нашей молодости адресовали: Олег Бордовский, Владимир Кудрявцев, Галина Козлова, Евгений Веагалас, Галина Зазулина. На вечере прозвучали в записи песни Владимира Высоцкого в исполнении автора. Обширная слайд-панорама, подготовленная Ириной Кепановой, дополнила наши знания о жизни и творчестве Владимира Высоцкого. Свои песни Высоцкий называл «стихами под гитару» и своим духовным отцом считал Б. Окуджаву. Празднование Дня рождения Владимира Высоцкого в Ташкенте, уже ставшее доброй народной традицией, подтвердило пророческий завет основателя бардовской песни и духовного отца Владимира Высоцкого — Булата Окуджавы: «Мы ведь хорошо знаем, что хотя таланты и бездарности бывают сходны в неудачах, зато только таланту всегда сопутствует удача, а бездарности – никогда. Так будем судить о Высоцком по удачам и достижениям, по тому, что очаровало нас в шестидесятых и продолжает с нарастанием волновать и сегодня»[1]. Музыкально-поэтический вечер традиционно закончился любимой в народе песней «На Большом Каретном». Эту песню под гитарный аккомпанемент Мурада Якубжанова исполнили все участники программы и гости клуба. Именно на Большом каретном переулке в столице долгие годы (1949-1955) проживал Владимир Высоцкий, увековечив этот «московский дворик» в своей одноимённой полушутливой песне:
— Где твои семнадцать лет? — На Большом Каретном. — Где твои семнадцать бед? — На Большом Каретном. — Где твой чёрный пистолет? — На Большом Каретном. — Где тебя сегодня нет? — На Большом Каретном.
Вечер получился не просто домашним, задушевным, эмоционально насыщенным, но и духовно содержательным, обогатившим наше поэтическое и гражданское видение жизни и осмысление недавнего прошлого и настоящего, которое сегодня невозможно без стихов и песен Владимира Высоцкого.
Гуарик Багдасарова
|
|