Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
12.10.2015 / 23:53:05
"ОНИ ВОСПЕВАЛИ ДУШУ"Юбилейный литературно-музыкальный вечер отдела по культуре «Сретенье» под названием «ОНИ ВОСПЕВАЛИ ДУШУ», посвящённый 120- летию великого поэта Сергея Александровича Есенина (1895-1925) и 100- летию выдающегося композитора Георгия Васильевича Свиридова (1915 – 1998) по благословению высокопреосвященнейшего Викентия, митрополита ташкентского и узбекистанского, главы Среднеазиатского митрополичьего округа, состоялся в минувшее воскресенье - 11 октября 2015 года - в конференц-зале ташкентской и узбекистанской епархии Православной церкви. Этот концерт был также посвящён 10-летию отдела по культуре «Сретенье» («Встреча»), что означает встречу человека и Бога, встречу как общение, встречу с отечественной и мировой словесностью, музыкой, изобразительными искусствами. Слово «Сретенье» несет в себе образ соединения, сплетения разнородных начал в единство. В данном случае этот библейский термин реально означал встречу с Прекрасным. Авторы проекта – Режиссёр-постановщик ГАБТ имени А. Навои, Заслуженный работник культуры Узбекистана Андрей Слоним и иеромонах Аввакум (Назаров) доблестно справились с поставленной задачей – духовное возрождение людей в эпоху глобализации, когда всё мировое сообщество охвачено ценностно-нормативным кризисом. Глава среднеазиатского митрополичьего округа, Высокопреосвященнейший Викентий заметил, что география выступлений за последние годы заметно расширилась – теперь выездные вечера с успехом проходят и в Чирчике, и в других городах Ташкентской области. Летом этого года по благословению Владыки Викентия отдел «Сретенье» впервые с успехом участвовал в фестивале «Царские дни в Екатеринбурге», исполнив спектакль-концерт «Мир дущи семьи Романовых» - с участием Рады Смирных, Людмилы Слоним под авторским руководством в постановке и при исполнительском участии (поэтическая лирика) Андрея Слонима. Этот спектакль, основанный на романсовой лирике и поэзии «Серебряного века» показанный в культурно-просветительском центре «Царский» города Екатеринбурга – был очень тепло принят публикой, общественностью и организаторами фестиваля. «Итак, в различных формах деятельность отдела «Сретенье» благоприятно продолжается уже десять плодотворнейших лет. И все эти годы его творчество находит неизменно позитивный и эмоциональный отклик в сердцах благодарных слушателей, с энтузиазмом заполняющих зал на каждом из множества музыкально-поэтических вечеров отдела «Сретенье», - подвёл итог глава среднеазиатского митрополичьего округа». В приветственном слове Руководитель Представительства Россотрудничества в Республике Узбекистан В.Н. Шулика отметил, какое значение Представительство Россотрудничества в Республике Узбекистан придаёт дружбе с Православной церковью и его отделом по культуре «Сретенье». Православная церковь имеет огромный духовный потенциал для благоприятного сотрудничества с деятелями культуры и искусства, с деятелями литературы и театра. И целью этой деятельности должно быть приобщение, в первую очередь, молодого поколения и, конечно, всех, кому дороги и близки идеи созидания и развития, – к высшим достижениям культуры и духовности, сохранению русского языка. «Нынешний вечер, - подчеркнул он, - посвящён юбилейным датам и самобытному творчеству великого Поэта Сергея Есенина и великого композитора Георгия Свиридова, которых мы хорошо помним и благодаря которым сегодня нам вновь предстоит приобщиться к творениям русской и мировой классики и стихии поэтического русского языка». Основной ценностью любого общества является человек. Формирование межкультурной компетенции предполагает умение видеть в представителе другой культуры не только то, что нас отличает, но прежде всего, то, что нас объединяет: это божественное присутствие в нас, т.е. безусловная любовь к людям. Второе назначение формирования межкультурной компетенции: менять оценки в результате постижения другой культуры. Третье: отказываться от стереотипов; использовать знания о чужой культуре для более глубокого познания своей. Об этом с волнением говорил на литературно-музыкальном вечере Руководитель Представительства Россотрудничества в Республике Узбекистан В.Н. Шулика. Об этом писали философы прошлого столетия и на это обращают внимание современные учёные Узбекистана эпохи государственной независимости. Всему этому способствовала десятилетняя просветительская деятельность отдела по культуре «Сретенье», многогранно и ярко проявленная в юбилейной встрече с поклонниками духовного искусства, будь то поэзия, музыка или изобразительное- фотоискусство. В фойе конференц-зала Ташкентской епархии располагалась выставка фоторабот Михаила Левковича. На юбилейной выставке были запечатлены отдельные памятные мгновения этих насыщенных плодотворных десяти лет. Перед началом концерта, получив на руки программку и поразившись её широким тематическим охватом, я задала несколько вопросов автору композиции и режиссёру – Заслуженному работнику культуры Узбекистана Андрею Слониму. Корр. - В чём для Вас заключается особенность нынешнего юбилейного литературно-музыкального проекта отдела «Сретенье»? А.Е. Слоним: - Конечно, обязывают две мощные даты - 120-летие С. Есенина и 100-летие Г. Свиридова. Несомненно, каждой из них, и, вероятно, совместно – было и ещё будет посвящено немало проектов - и это хорошо. Но среди них наш проект, несомненно, имеет и свое направление, и свои пути раскрытия. Наш проект подмечает ЧЕТЫРЕ (из множества иных!) свойства, объединяющие феномен Есенина с феноменом Свиридова. В целом, это высказано в названии вечера: "Они воспевали душу...". Но есть и конкретность этих свойств.
Корр. - Нынешняя программа, посвящённая двум гениям «Серебряного века», – в литературе – Сергею Есенину, в музыке – Георгию Свиридову, охватывает другие знаковые имена: в русской культуре: А.С. Пушкина и А.А. Блока; в армянской литературе - крестьянского поэта-«пандуха» Аветика Исаакяна, а также корифеев западной литературы – шотландца-романтика Роберта Бёрнса и певца Французской революции Пьера-Жана Беранже? Чем Вы руководствовались в таком, я бы сказала, экспериментальном неожиданном синтезе разных по стилю литератур, искусств и эпох? - Произведения, отобранные для вечера, - во многом эксклюзивны. Это импрессионистские высокодуховные романсы Свиридова на стихи "нерасхожего" Есенина - о душе, о судьбах "отчалившей Руси". Это - и есенинско-свиридовские шедевры о метаниях духа в поисках прорыва. Это - и романсы Свиридова на стихи иных поэтов. И первый в этом ряду - А.С.Пушкин, неразрывная связь которого со своим Потомком «с волосами цвета льна» - очевидна. Это - и мудрейшие свиридовские притчи на стихи А. Исаакяна, и непредсказуемая многозначность малознакомых произведений А. Блока, это - сарказм П.Ж. Беранже, горечь и жизнелюбие Р. Бёрнса. И все сплетено в цельное единство. Слово Есенина я представляю пятеркой хрестоматийных произведений, но попытаюсь вникнуть в их скрытый смысл и подать с несколько нежданной стороны. Так, "Письмо к матери" мы попытались представить как этюд стремительного движения Поэта на увлекающей его Бог весть куда Тройке, и сквозь бег и метель он КРИЧИТ Матери свои заветные слова. Здесь музыкальным фоном нами избрана "Тройка" Свиридова из музыки к пушкинской "Метели" - вот и еще одна связь времен и Творчества! В вечере приняли участие ведущие солисты ГАБТ имени А. Навои, лауреаты и дипломанты международных конкурсов: Рахим Мирзакамалов, Джабраил Идрисов, Лятифе Абиева, Анастасия Юдина, Наталия Сараева. Организаторы проекта, все исполнители и постоянные ведущие мастера оперной сцены Узбекистана, кто даже по состоянию здоровья не мог участвовать в этом концерте (Ольга Александрова, Надежда Банделет, Рада Смирных) получили из рук высокопреосвященнейшего Викентия от имени Патриарха Московского и всея Руси Кирилла юбилейные медали: "В память 200—летия Победы в Отечественной войне 1812 г." и наградную Грамоту от Русской Православной церкви, подписанную Патриархом. Каждое обращение Г. Свиридова к тому или иному поэту для него означало новую ступень в его стремлении к совершенству. В конце 1935 года Свиридов заболел и уехал на время в Курск. Там он написал шесть романсов на слова Пушкина «Роняет лес багряный свой убор», «Зимняя дорога», «К няне», «Зимний вечер», «Предчувствие», «Подъезжая под Ижоры». Этот цикл принес молодому композитору первый успех и известность. Удивительно простые, близкие традициям русской музыки, и вместе с тем самобытные, оригинальные пушкинские романсы Свиридова сразу полюбились исполнителям и слушателям. В самом начале войны Свиридов написал первые свои песни для фронта. С военной тематикой тесно увязана и написанная тогда же музыкальная комедия «Раскинулось море широко», посвященная балтийским морякам. Еще до окончания войны, в 1944 году, Свиридов возвратился в Ленинград. За три года он написал несколько крупных камерно-инструментальных произведений, отразивших события и переживания военных лет. Самое своеобразное в творчестве Свиридова 1940-х годов — его вокальные сочинения: поэма «Песни странника», сюита на слова В. Шекспира, новые романсы и песни на слова советских поэтов, появившиеся в 1948 году. В 1949 году Свиридов познакомился с творчеством великого армянского поэта Аветика Исаакяна и был потрясен его вдохновенной поэзией. Один за другим стали появляться романсы на стихи Исаакяна в переводах А. Блока и советских поэтов. Вскоре сложился замысел большой вокальной поэмы для тенора и баса с фортепиано в одиннадцати частях под названием «Страна отцов». Поэма Свиридова — «эпическая песнь» наших дней о стойкости и мудрости народа, о величии его духа. Если в поэме «Страна отцов» каждая часть представляла собой картину, то песни на слова Бёрнса — это галерея музыкальных портретов простых людей, вереница сценок из их жизни вокруг одного образа — молодого человека, «лучшего парня наших лет». В ноябре 1955 года Свиридов, увлекшись поэзией Сергея Есенина, написал несколько песен на его стихи. За ними последовали другие песни, и в порыве высокого творческого вдохновения всего за две недели родилась многочастная поэма «Памяти Сергея Есенина». Она была впервые исполнена 31 мая 1956 года в Москве. В поэме «Отчалившая Русь» (1977) много контрастов, есть и моменты величаво трагического характера. Но это не картины социальных битв. Все «действие» поднято как бы на космическую высоту. Отсюда и легендарность образов добра и зла, Христа и Иуды. Есенинские строки, с их красотою и волшебной певучестью, кажется, сами просятся на музыку. Но прочесть их композитор может по-разному. Иной раз в Есенине ценят лишь «чистого» лирика, «певца любви» под гитару. Свиридов же увидел в нем большого народного поэта, который любил Россию как сын. Как всегда, музыка Свиридова не просто музыкальная иллюстрация к полюбившимся ему стихам. Композитор, действительно, умеет «читать» поэзию, он всегда очень внимателен и чуток к неповторимым особенностям того или иного автора. Обращают на себя внимание сочинения на стихи Блока — кантата «Ночные облака» (1979) и хоровой цикл «Песни безвременья» (1980). Свиридов открывает поэта причудливого, со своеобразной диалектикой становления, произрастания нового. Страстные молитвы о совершенстве жизни, картины ясной, светлой весны, зыбкой ночи, тайной любви и многого, что растет во мгле среди неустойчивости и неуютности быстро текущего бытия, все это перекрывается чувством торжественной таинственности и извечной причудливости жизни. На литературно-музыкальном вечере в Ташкентской епархии музыка Свиридова не только приблизила слушателей к новому пониманию С. Есенина и его сложной противоречивой эпохи, но объединила разные имена творцов, приоткрыв в них одну общую нравственную доминанту. Музыка Свиридова не скрывала, сколько страданий выпадает человеку, но одновременно утверждала, что радость – норма жизни. Особенно ярко это возвышенное настроение прозвучало в цикле «Отчалившая Русь» (на стихи С. Есенина) в исполнении Натальи Сараевой (сопрано), «Утро в Москве» (на стихи А. Блока) в жизнеутверждающей подаче Анастасии Юдиной (меццо-сопрано). Удалая песня на стихи А. Пушкина «Подъезжая под Ижоры…» в интерпретации Анастасии Юдиной (меццо-сопрано) была похожа на стремительную езду на русской тройке в сопровождении подбадривающих куплетов, полных предвкушения счастья свидания с возлюбленной. Весёлые и жизненные простые шотландские песни («Возвращение солдата», «Всю землю тьмой заволокло…») на стихи Р. Бёрнса в переводе С. Маршака и французские саркастические куплеты «Как яблочко, румян…» (стихи П.-Ж. Беранже) в виртуозном исполнении Джабраила Идрисова (бас) возвращали слушателей к простым радостям жизни. В благодарность за это публика попросту не хотела отпускать молодого талантливого артиста со сцены. Лятифе Абиева (сопрано) представила на суд публики «Весну» Г. Свиридова на стихи А. Блока в новом приподнятом одухотворённом свете. Всё познаётся в сравнении не только в жизни, но и в искусстве. На этом радостном лучезарном фоне драматично, с оттенком осенней минорной грусти, прозвучали романсы на известные стихи А.С. Пушкина, посвящённые лицейской годовщине «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…» и «Богоматерь в городе» (стихи А. Блока) в блестящем исполнении Рахима Мирзакамалова (баритон), а также редко исполняемое произведение «Свадьба милой» (стихи А. Прокофьева). Романс «Изгнанник» (стихи А. Исаакяна) в камерной душевно напряжённой трактовке Анастасии Юдиной (меццо-сопрано) прозвучал как молитва. Слова молитвы матери о сыне из «Песен» А. Исаакяна оказались близки не только их переводчику с армянского А. Блоку, но композитору Г. Свиридову и всем слушателям на концерте:
«Джан, Божья матерь, молю тебя От злого взора, наговора, Храни, храни моё дитя…»
Зрители также тепло встретили особое приношение - авторский романс композитора Людмилы Слоним "Береза" на стихи С. Есенина, который, несомненно, несет в себе верность свиридовским традициям. Ученица Г.А. Мушеля, Людмила Васильевна, обладая индивидуальным почерком, как композитор, остаётся верной лучшим основам русской романсовой лирики. Наталья Сараева (сопрано) исполнила этот романс с особым настроением, передав глубокий чувственный лиризм пейзажной лирики Есенина. В целом, в программе концерта чётко обозначилась основная линия творчества композитора — создание вокальной музыки, хотя инструментальные произведения не исчезают из сферы его интересов. Поначалу в творчестве Свиридова преобладали камерные жанры — песня, романс; но постепенно он переходит к более крупным формам, в частности к ораториям. И каждое его произведение отмечено одухотворенностью. Так, постепенно, вырисовывается основной путь Свиридова — от молодой пылкости через сложные жизненные проблемы к философской ясности и просветленности, но везде Свиридов возвышен и герой его велик и красив, всегда Свиридов подчеркивает самое лучшее и высокое в человеке, всё патетически приподнято у него. Эту возвышенную творческую атмосферу полноценно передали организаторы проекта и художественного дискурса. Музыкально-вокальное содержание вечера дополнили стихи Сергея Есенина в декламации А. Слонима на протяжении всей программы. Мелодекламация «Письмо к матери» - на музыку Г. Свиридова «Тройка» («Метель» по А.С.Пушкину), «Не жалею, не зову, не плачу…», «Собаке Качалова», «Отговорила роща золотая…» А. Слоним прочитал наизусть в неожиданной новой оптимистичной, жизнеутверждающей манере, приоткрыв новые грани известных со школьной скамьи стихов С. Есенина. Очень важно, что на протяжении десяти лет тематические и юбилейные музыкально-поэтические вечера Отдела по культуре «Сретенье» проходили с большим опережением по сравнению с другими городами нашего региона и России. Не случайно у зрителей всегда оставалось впечатление, что это таинство слова и музыки происходит впервые на их глазах и даёт богатую свежую пищу для размышлений о подлинном смысле бытия, без которых современное постиндустриальное общество может усохнуть и атрофироваться. После окончания юбилейного концерта многие зрители подходили к А.Е.Слониму и благодарили его за прекрасный вечер, за то, что все получили заряд бодрости, здоровья, оптимизма. На улице шёл первый осенний затяжной дождь, но он был похож на весенний очищающий ливень в его первозданной чистоте, как музыка Георгия Свиридова и стихи Сергея Есенина.
Гуарик Багдасарова Фото: Михаил Левкович
|
|