Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
27.11.2015 / 01:42:45
И СНОВА О КОНЦЕРТЕ ОРКЕСТРА "СОГДИАНА" В БОЛЬШОМ ЗАЛЕ КОНСЕРВАТОРИИСтарые споры о том, может ли быть исполнена на узбекских народных инструментах музыка, для них не предназначенная, вновь способны возникнуть в связи с интересной акцией, предпринятой Посольством Германии и Государственным камерным оркестром народных инструментов «Согдиана». 20 ноября 2015 года в Большом зале Государст- венной консерватории Узбекистана состоялся яркий концерт этого коллектива, программу которого составила музыка немецких (и австрийских) композиторов далекого и недалекого прошлого. Прозвучали сочинения Баха, Генделя, Бетховена, Моцарта, Шумана, Шуберта, Мендельсона, Вагнера, Ласта, Шнитке, Орфа. Созданный в 1991 году оркестр, возглавляемый бессменным руководителем Заслуженным деятелем искусств РУз, профессором Фирузой Равшановной Абдурахи- мовой – энтузиастом оркестрового исполнительства, имеющим солидный опыт работы и с «большими» оркестрами народных инструментов, в этот вечер показал себя отлично организованным профессиональным коллективом, которому «по плечу» музыка разных эпох и стилей. Была продемонстрирована отличная выучка и хорошая подготовка к данному ответственному выступлению. При этом ярко показали себя солисты –Бекзод Тураев(най), Насреддин Рузиев (кошнай), Шохъёр Бахромов(гиджак); и в лирических, и в виртуозных пьесах они чувствовали себя достаточно свободно, стараясь точно воплотить образный строй исполняемой музыки. Органично вписались в ансамбль и солисты-вокалисты – Лауреаты международных конкурсов Я. Багрянская, В. Даниярова, К. Барчанинов и пианистка В. Асминкина, а также Хор Музыкального театра-студии (хормейстеры Ю. Хуснутдинова и С. Кадырова). Несколько слов о репертуаре. Все исполненные сочинения хорошо знакомы как профессионалам, так и подготовленным любителям по их оригиналам. Поэтому возникали невольные сравнения звучания оркестра народных инструментов с «первоосновой». Несмотря на хорошие оркестровые редакции (в целом), отдельные пьесы несколько потеряли от сравнения (например, Малер и, особенно, Вагнер), другие же, благодаря замечательному тембровому богатству народных инструментов – выиграли (например, отлично прозвучала редакция бетховенского «Сурка»). В целом же осталось ощущение музыкального праздника, увы, редкого в нынешней исполнительской практике. Потому, возвращаясь к началу наших беглых впечатлений, хочется сказать, что могут быть, конечно, разные мнения по поводу правомочности исполнения той или другой музыки иным инструментарием, но успех у публики, заполнившей зал консерватории в этот вечер – и есть (хотя бы отчасти) ответ на данный сакраментальный вопрос. Мы знаем много сочинений, исполняемых в условиях, отличных от тех, для кого предназначались (например, вокальные сочинения, переложенные для различных инструментов и т.д.). Поэтому здесь не может быть никаких запретов – все решает степень талантливости, профессионализма и тех, кто «приспосабливает» другую музыку, и тех, кто ее исполняет. Кроме того, поскольку концерт состоялся в консерватории, это «сигнал» студентам, что нельзя замыкаться на чем-то одном, нужны эксперименты, пробы чего-то нового, пусть и связанные с риском быть непонятыми, нужно искать (и находить), как это продемонстрировал оркестр «Согдиана». И в заключение об одном важном аспекте. Концерт подтвердил единство музыкального мира, его восточной и западной традиции, их готовность к взаимодействию. И потому вполне логичным стало завершение вечера бетховенской темой «Обнимитесь миллионы». Доктор искусствоведения, профессор Н.Янов-Яновская Засл. деятель искусств РУз, профессор Ф.Янов-Яновский
|
|