Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
06.12.2015 / 19:31:18
ПАМЯТИ ВЫДАЮЩЕГОСЯ УЧЕНОГО-МУЗЫКОВЕДА ФАЙЗУЛЛЫ КАРОМАТОВА«В поисках научной истины». Так называлась моя статья, посвященная 80-ти летию Ф.М.Кароматова. Прошло десять лет. И сейчас, в преддверии девяностолетия Файзуллы Музаффаровича, хочется снова, с еще большей убежденностью повторить: в поисках научной истины…Да, именно это служило девизом, творческим кредо ученого и стало жизненной формулой для его многочисленных учеников (причем, не только в Узбекистане, но и далеко за его пределами), формулой, направляющей их научную энергию в нужное русло. Заметим в этой связи, что Файзулла Музаффарович – создатель целой музыковедческой школы. Без преувеличения можно сказать, что Ф.М.Кароматов - уникальная фигура в истории узбекского музыкознания. Поражала широта его творческих горизонтов: педагог, музыкально-общественный деятель, организатор, инициатор многочисленных научных акций, но главное – исследователь богатейшего наследия традиционной узбекской музыки. Именно благодаря авторитету Файзуллы Музаффаровича узбекская музыкальная традиция становится объектом внимания международного научного сообщества. Надо ли этому удивляться? Конечно, нет. Ведь Файзулла Музаффарович именно её (традицию) делал предметом специального рассмотрения на бесчисленных международных музыковедческих симпозиумах и конференциях, непременным участником которых он был. А также он интенсивно популяризировал дотоле малоизвестную узбекскую традицию в собственных многочисленных публикациях. Стремление к научной истине характеризовало и членов творческого коллектива, которым он в течение многих лет руководил. Мы имеем в виду, прежде всего, Отдел музыки Научно-исследовательского института искусствознания, отдел, где взаимодействовали два подразделения: сектор современной музыки и сектор музыки традиционной. Именно здесь, в Отделе, рождались идеи, за которые приходилось бороться, но которые, тем не менее, утверждали себя, и справедливость которых стократ подкреплена самой жизнью. Да, теперь совершенно очевидно, что восточная традиционная музыка не сводима к фольклору, что в ней существует целый пласт высокоразвитого профессионального искусства устной традиции – изустно профессиональное творчество. А когда-то этот тезис и соответствующая терминология были впервые предложены Файзуллой Музаффаровичем. Итак, в поисках научной истины… Но достижима ли она? Мудрец говорит, что последнего слова не существует. Ни в чем. В науке, наверное, тем более. Каждое новое знание не только уточняет, но, порой, и опровергает найденное. Так не бессмыслен ли поиск? Да, истина недостижима, и единственное, что нам дано – это стремление к истине, движение к истине. Именно это и завещал своим младшим коллегам наш Учитель – Файзулла Музаффарович Кароматов. Его уход из жизни – невосполнимая потеря. Но долгой и интенсивной жизнью живут и будут жить его идеи, труды, начинания.
Наталия Янов-Яновская, музыковед
|
|