Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
06.12.2015 / 19:41:33
ИСПОЛНЕН БЕССМЕРТНЫЙ РЕКВИЕМ МОЦАРТАВ многогранной концертной жизни Ташкента бывают события, привлекающие внимание самой широкой публики. К ним, без сомнения, можно отнести прошедший на днях в Большом зале Государственной консерватории Узбекистана концерт, посвященный творчеству великого австрийского гения Вольфганга Амадея Моцарта. В его программе прозвучали: Симфония №25 (соль минор, KV183, первая часть) и один из шедевров композитора – Реквием (ре-минор, К.626). Грандиозный замысел концерта требовал и грандиозного исполнительского состава, занявшего все сценическое пространство Большого зала. Это замечательные солисты (лауреат международных конкурсов Ангелина Ахмедова, заслуженная артистка Башкортостана и Татарстана Феруза Халдарова, Анвар Турдуматов, ведущий солист ГАБТа оперы и балета имени А.Навои Кирилл Борчанинов), Национальный симфонический оркестр (художественный руководитель, народный артист республики И.Джалилов) и Государственная хоровая капелла Узбекистана (художественный руководитель Ш.Джумаев, хормейстер О.Сбитнева). А за дирижерским пультом весь вечер был лауреат международных конкурсов, Алибек Кабдурахманов. Имя этого талантливого музыканта и замечательного исполнителя хорошо знакомо ташкентским слушателям. Его олицетворяют с ансамблем современной музыки Omnibus, в котором Алибек успешно работает около 10 лет. Здесь молодого музыканта уже давно называют мастером своего дела, ярким и талантливым исполнителем, «человеком-оркестром» и «шаманом ударных инструментов». На дирижерский подиум Кабдурахманов поднялся сравнительно недавно. Дебют молодого маэстро состоялся в декабре 2014 года, выявив его яркое дарование дирижера, сумасшедшую энергетику и особый магнетизм, исходящий от всей фигуры музыканта. Правда, кое-кто при этом отмечал его излишнюю эмоциональность, некоторые погрешности мануальной техники, выражавшиеся в увлечении эффектными жестами, не вполне согласованными с контекстом исполняемого произведения. Тем не менее, оркестр под управлением молодого музыканта звучал и звучит профессионально. Яркий тому показатель – прошедший концерт, в котором следует отметить профессиональный рост Алибека Кабдурахманова с его вниманием к деталям, тонкой нюансировки, мастерству перевоплощения, благородной сдержанности чувств вкупе с внутренним темпераментом и неуемной энергетикой, заставивших подчиниться его воле не только солистов, хор и оркестр, но и весь зрительный зал. Концертную программу открыла первая часть Симфонии №25 В.А.Моцарта. Это одна из вершин юношеского симфонизма композитора, которая пленяет своей лиричностью, обаянием, прозрачной оркестровкой и романтической направленностью. Оркестру под управлением А.Кабдурахманова удалось передать всю тонкость и красоту этого симфонического опуса. Отмечу особую пластику, особое «дыхание» рук дирижера и некую грацию во всем его облике, которые как нельзя лучше способствовали тонкой передаче лучезарного духа австрийского гения. Главным событием этого вечера стало исполнение бессмертного творения человеческого гения, вдохновенного гимна Богу – Реквиема. Это последнее из величайших произведений Моцарта, окутанное множеством тайн и легенд, в силу определенных обстоятельств не было закончено самим композитором, навсегда сохранив печать величия и гения ее автора. Исполнение Реквиема было поистине триумфальным. Мистика и трагизм, лирика и строгая красота произведения были прочувствованы, переданы и доступно «рассказаны» слушателям. Большое мастерство показал коллектив Государственной хоровой капеллы в исполнении сложнейших хоровых номеров. Потрясающе был исполнен первый номер «Requiem aeternam» («Вечный покой»), в котором правдиво были переданы скорбь и трагизм произведения и второй - «Dies irae» («День гнева»), рисующий картину грозного суда, где в кратком, но могучем потоке музыки были созданы яркие образы мужественного отчаяния и ужаса. Среди хоровых номеров Реквиема особенно потрясли силой драматической выразительности и трагического пафоса шестой «Confutatis» («Сокрушив») и седьмой - знаменитая «Lacrymosa» («Слезная»), затронувшие сердца каждого из присутствующих. В тот вечер в зале словно ожили образы древних фресок, изображающих то картину «страшного суда», то «вселенской скорби», то воспевающих образы «света и надежды». Исполнение Реквиема принесло большой успех и солистам, показавшим высокий профессиональный уровень. Несомненный талант, яркий артистизм, прекрасные вокальные данные были отмечены у солистки Ангелины Ахмедовой (сопрано). Покорил всех своей непосредственностью и эмоциональностью тенор Анвар Турдуматов, а также убедительна была в своей роли обладательница мягкого, обволакивающего тембра меццо-сопрано Феруза Халдарова. Прекрасен был в своем образе обладатель богатого, насыщенного тембра, яркой сценической внешности и прекрасного актерского мастерства Кирилл Борчанинов. Это настоящий художник, доносящий до слушателей каждый эмоциональный оттенок, заключенный в музыкальной ткани произведения. Его глубокий бас кажется бездонным, а сила воздействия его голоса и созданные им яркие образы вызывают восхищение. Алибеку Кабдурахманов удалось соединить в едином стройном звучании столь многообразный состав, и осуществить на высоком уровне свой исполнительский замысел. Исполнение Реквиема Моцарта – серьезное испытание для дирижеров, требующее колоссальных усилий и творческой энергии, с которым Алибек Кабдурахманов справился блестяще!
Зарина Хамзина, студентка Государственной консерватории Узбекистана
|
|