Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром
Музыка
Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
27.12.2015 / 02:37:10

Ричард Шерман: "Узбекистан – мое самое сильное впечатление"


К концу подходит 2015 год, впереди встреча Нового года. Однако память цепко хранит яркие мгновения уходящего года. Среди них  ряд концертов в Государственной консерватории Узбекистана с участием первой флейты симфонического оркестра Chautauqua (Нью-Йорк) и симфонического оркестра Lansing, профессора флейты музыкального колледжа Университета штата Мичиган, яркого исполнителя выдающейся драматической силы Ричарда Шермана, чей дебют на ташкентской  сцене состоялся в совместном концерте с камерным оркестром «Туркистон». В тот вечер за дирижерским пультом стоял наш земляк, обладатель докторской степени Мичиганского университета в области музыкального исполнительства, консультант по классу скрипки в Flint Institute of Music (США), замечательный и талантливый музыкант Тигран Шиганян. В тот вечер под сводами Большого зала консерватории звучала музыка В.Моцарта: Увертюра к опере «Свадьба Фигаро», Концерт для флейты с камерным оркестром соль мажор и Симфония № 41 «Юпитер». Как и ожидалось, концерт прошел с большим успехом.

Следующим выступлением нашего гостя стал его сольный концерт в ансамбле с Адибой Шариповой - заслуженной артисткой республики, профессором кафедры специального фортепиано Государственной консерватории Узбекистана. Музыкантами потрясающе были исполнены Сонаты для флейты и фортепиано Ф.Пуленка и А.Дютийе, Сицилиана и Бурлеска А.Казеллы, Поэма для флейты и оркестра Ч.Т.Гриффе и Дуэт для флейты и фортепиано А.Копленда.

А на следующий день Ричард Шерман принял участие в фестивале «Инструментальные концерты И.С.Баха», посвященным гению немецкой музыки эпохи барокко. Этот музыкальный форум проводился по инициативе заслуженного деятеля искусств Узбекистана, художественного руководителя и дирижера камерного оркестра «Туркистон» Эльдара Азимова, под управлением которого гость из Америки исполнил в тот вечер Сюиту №2 для флейты с оркестром си минор. Слушатели высоко оценили его профессионализм и талант, обаяние и артистизм.

Замечу, что во всех трех концертах флейтист выделялся не только артистическим темпераментом, умением «схватить» зал с первой ноты, но и внятными, убедительными интерпретациями, стилистическим вкусом, целостностью мышления.

Послужной список Ричарда Шермана очень  богат. Он получил степень бакалавра музыки в Истменовской школе, степень мастера в Северо-Западном университете и закончил аспирантуру в Королевском колледже музыки в Лондоне. Сегодня он ведет активную концертную деятельность, успешно совмещая ее с педагогической.

В жизни Ричард Шерман производит впечатление человека неиссякаемой энергии и юмора, но при этом невероятно  скромен, трудолюб и требователен к себе. Прекрасно осознавая все «рифы» своей профессии, музыкант всецело предан музыке. Подкупает его позитив и манера вести диалог, в котором, вслушиваясь в вопрос, он увлекательно на него отвечает, вводя собеседника в русло искренности и тепла. Ему интересно абсолютно все: участие в концертах, мастер-классах, поездки в разные страны, их быт и культура. При этом Шерман, улыбаясь, замечает, что флейтистом стал случайно. Но, как известно, Его Величество Случай отмечает, как правило,  избранных.

На мой вопрос, каковы его впечатления от Узбекистана, наш гость ответил: «Я восхищен абсолютно всем! Для американцев Узбекистан - это та часть земли, которая еще полностью не изведана. По приезде сюда, я увидел невероятное гостеприимство и открытость узбекского народа, его горячее желание общаться со мной, делиться и обмениваться опытом, знаниями, интересными историями из жизни. Меня приятно удивило и порадовало, как здесь  молодые люди уважительно относятся к старшим. Так, увидев меня, они почтенно кладут свою правую руку на сердце. Как мне объяснили, этот жест - дань уважения к гостю, к старшему коллеге. Не скрою, мне по душе эта традиция. К сожалению, для американцев это не характерно. Еще я заметил, что в Узбекистане на первом плане семейные ценности. Ваша страна подобна большой интернациональной семье, где все сопереживают и помогают друг другу, живя в мире и согласии. В многочисленных беседах как с музыкантами, так и с людьми далекими от музыки, я почувствовал, что и меня приняли в эту семью. Американцы очень прямолинейны, у них больше развито чувство индивидуальности. И, несмотря на то, что они тоже открыты и дружелюбны, в Узбекистане все эти качества раскрылись передо мной по-другому. Когда я летел сюда, то, естественно, не знал чего ожидать от новой страны, в которой совершенно иная жизнь, иные традиции, иная культура, покорившие меня. На днях, разговаривая по телефону со своей старшей дочерью, я сказал ей, что находясь вдали от своей родины, я, с одной стороны, почувствовал себя еще более американцем, а с другой, немного и узбеком, как бы странно это не звучало. Здесь я обогатился в духовном плане как человек, как личность. У меня «сломались» невидимые  границы между нашими странами, религиями, менталитетом, возникшие, в первую очередь, именно из-за этого ощущения семьи и ее благотворной роли, которую она играет в Узбекистане. Уверен, я смогу сохранить  это чувство в своей душе, находясь в Америке. И это меня очень радует.

   - Ричард, а с чего началась Ваша музыкальная карьера?

- В Америке по окончании средней школы дети получают тест, благодаря которому педагоги решают, способен ли ребенок заниматься музыкой или нет. Результаты моего теста были печальны. Согласно им, я не должен был играть ни на одном музыкальном инструменте. Но два моих лучших друга уже занимались музыкой профессионально. Один учился как раз по классу флейты, а другой играл на тубе. Поэтому я подошел к педагогу и, несмотря на отрицательные результаты тестирования, выразил желание учиться игре на флейте. Ну а так как я был настроен решительно, мы пошли  с ним к дирижеру духового оркестра. В общем, поговорив со мной, маэстро разрешил мой вопрос положительно. Так я начал заниматься музыкой. А произошло это, благодаря моей настойчивости и большому желанию.

Иногда я думаю, что бы было, если бы дирижер отказал мне? Скорее всего, я бы развернулся и ушел. И моя жизнь была бы совершенно другой. Кстати, судьба постоянно испытывала меня, ставя передо мной всевозможные преграды. Однако я не устаю повторять, что тем, кем я стал, я обязан неиссякаемому желанию и несгибаемой воле. Музыканту эти качества необходимы. К счастью, в меня поверили, и дали возможность реализоваться. Так в основном всегда и получается.

Забыл упомянуть еще один факт. В Америке музыкальное образование делится на два направления: одно нацелено на обучение студентов как будущих педагогов, другое – как исполнителей. Поначалу, я окончил свой бакалавр как педагог, и у меня не было никаких иллюзий касающихся сольной деятельности. Став одним из сильнейших флейтистов  своей школы, (Истменовская школа музыки), мне стали сулить карьеру солиста. Поэтому я поступил в магистратуру Северо-Западного университета (Чикаго), окончив ее  с отличием со степенью мастера. Потом я стажировался в Королевском колледже музыки в Лондоне. Вернувшись в Америку, некоторое время был свободным музыкантом, играл в разных оркестрах. Я проработал в филармоническом оркестре Рочестера около 10 лет и только потом приехал преподавать в Государственный университет Мичигана.

А в молодости я даже в мыслях не мог представить себя педагогом, считая, что всю свою жизнь посвящу игре в оркестре. Что может быть лучше оркестра, задавал я сам себе вопрос?! Только оркестр! Оказывается, я заблуждался. Ведь будучи педагогом, перед музыкантом открываются новые горизонты возможностей. Каждый студент привносит новые и свежие ощущения, и это дает толчок к дальнейшему профессиональному развитию. К сожалению, в Америке большим достижением считается именно оркестровая игра, нежели в Узбекистане и во многих странах Европы, где каждый хочет проявить себя как солист. Попасть в американский оркестр – это значит выиграть сложнейший исполнительский конкурс. На одно место в оркестр претендуют 150-200 человек. Но для этого, в течение 5 минут, музыкант в трех турах должен проявить себя максимально ярко, чтобы заинтересовать комиссию. Процесс этот невероятно сложный. Однако я считаю, что для развития профессионализма, музыканту педагогическая деятельность просто необходима.

   -Вы принимали активное участие в концертной жизни нашего города. Каково Ваше послевкусие?

   - Я безмерно благодарен вашему земляку Тиграну Шиганяну, предложившему мне приехать в  Узбекистан и выступить на узбекской сцене. Мало кто знает, что именно Тигран является инициатором и организатором ряда моих концертов в Ташкенте. Он уделял мне много внимания, знакомил с людьми, культурой, обычаями и традициями вашего народа. Мы знакомы с ним более 15 лет и наша дружба с годами только крепнет. Он очень скромный человек. Когда я с ним познакомился, то долгое время не знал о нем многого. Представляете, только после просмотра его видеоматериала на youtube, я открыл для себя Тиграна дирижера. Мне очень понравилась его манера дирижирования, подача и характер исполняемых произведений. Вскоре, после одной из репетиций симфонического оркестра Lansing, я предложил Тиграну поработать вместе. Он согласился. Прошло не так много времени и я, благодаря нему, оказался в Ташкенте.  Как видите, наша мечта о музыкальном сотрудничестве сбылась!

   - Как Вы оцениваете профессиональный уровень узбекистанских музыкантов?

   - Их профессионализм очень высок. Они активно и энергично работают. Исходя из своих возможностей, ваши музыканты стараются сделать то или иное произведение как можно лучше. Меня очень вдохновил творческий тандем с Адибой Шариповой, который я считаю одним из лучших в своей творческой биографии. Я говорю об этом не просто так. Поверьте, я играл в дуэте со многими известными и талантливыми людьми. Адиба - замечательная пианистка, интересная личность и очень чуткий человек. Те же чувства восхищения вызвала у меня и совместная работа с Тиграном Шиганяном. Во время концерта он не доминировал, а направлял и вел меня в потоке музыки, создавая, таким образом, свободу и удобство в игре. Я безмерно благодарен за творческие контакты Эльдару Азимову и музыкантам его коллектива «Туркистон».

   - Скажите, пожалуйста, отличается ли стиль игры узбекистанских и американских исполнителей?

   - Да, конечно. В Америке все музыканты сосредоточены на точности исполнения нотного текста, то есть я имею в виду аккуратность игры. Все основывается именно на этом. Знаете, когда я прослушивался в оркестр, меня разделяла от комиссии ширма, за которой я играл. Никто из ее членов не знал, ни как я выгляжу, ни как меня зовут. Известен был только мой порядковый номер. Так вот, если музыкант во время прослушивания совершит какую-либо незначительную ошибку в штрихе, или, к примеру, передержит или недодержит длительность, то его сразу исключают из дальнейшего прослушивания. Для меня этот опыт сродни творческому состязанию.

Мне сейчас вспомнились слова Адибы Шариповой, сказанные перед моим первым выступлением в Узбекистане: «Людей, которые пришли на концерт, не интересует, сколько правильных нот Вы сыграли, им намного важнее услышать и понять, что Вы сможете сказать своей игрой». Поразительно, но ее мнение совпало с моим внутренним ощущением. Ведь всю свою жизнь я был под влиянием американской концепции, где все должно быть идеально в плане текста. Но ведь, когда исполнитель играет эмоционально, он невольно может что-либо упустить. Слушатель может этого и не заметить, зато почувствует ту энергию и то состояние, которое музыкант испытывает во время игры. И я рад, что у вас на первый план все-таки ставится задача эмоциональной подачи, являющейся формирующей частью между музыкантом и слушателем.

   - А что Вы скажете о подходе узбекистанских музыкантов к совместному освоению произведений?

   - Знаете, я не увидел большой разницы в подготовке к выступлению между американскими и узбекистанскими музыкантами. Так, перед первым концертом, когда исполнялась музыка Моцарта, Тигран уже успел провести несколько репетиций отдельно с оркестром и отдельно со мной. Поэтому совместный репетиционный процесс занял уже короткий промежуток времени и дался легко. Тем более Тигран предупредил меня, что услышав солиста, музыканты будут играть по-другому, начнут иначе ощущать музыку. И действительно в совместной игре оркестр стал четче вырисовывать форму произведения. Я почувствовал желание музыкантов с энтузиазмом подходить ко всей работе, находить в ней что-то новое. Аналогичное настроение сохранялось не только на всех последующих репетициях, но и на концертах.

   -Вы играете во многих музыкальных коллективах. Какой репертуар Вам близок?

   - Я люблю разную музыку. Правда, не так много исполнял произведений в двенадцатитоновой системе. Я ничего против нее не имею, просто предпочитаю классический стиль. При выборе концертной программы, я стараюсь сделать ее колоритной и разнообразной. Для флейты написано много произведений французскими, американскими и итальянскими композиторами. Я люблю сочинения, где много красивой гармонии и есть красивая мелодическая линия. Бывает, в свой репертуар я включаю и народный мелос, в основном ирландский, так как корни мои уходят глубоко в эту народность.

   - Ваше пребывание в Ташкенте совпало с двумя значительными датами в Вашей жизни – Днем благодарения и Днем рождения, не так ли?

-   Совершенно верно. День благодарения один из важных праздников для американцев и для меня в частности. На сей раз, я провел его в Ташкенте в кругу своих новых друзей. В этом году День благодарения символичен для меня: я действительно благодарен всему тому, что произошло со мной в Узбекистане – знакомству с вашей удивительной страной, запоминающимся встречам с вашими людьми, замечательным концертам, состоявшимся в Ташкенте. К тому же, последний из них пришелся на День моего рождения. Ташкентские коллеги сделали мне незабываемый сюрприз (улыбается). По окончании концерта Эльдар Азимов объявил залу, что у господина Шермана День рождения. Оркестр энергично заиграл «Happy birthday», а маэстро, под бурные аплодисменты слушателей, облачил меня в традиционный узбекский чапан. Вот таким незабываемым, искренним и теплым получилось поздравление от «Туркистона», его художественного руководителя и ташкентской публики. Разве это можно забыть?!!

 Так что два своих важных праздника я отметил в Ташкенте. И запомню их, безусловно, навсегда. Узбекистан стал одним из моих самых сильных впечатлений, и он останется для меня самым ярким воспоминанием. Я очень надеюсь на новые встречи на вашей гостеприимной земле. Тем более, Мичиганский Университет известен своими творческими контактами с учебными заведениями других стран. И я не знаю, что может быть лучше взаимного обмена багажом знаний и опыта, благодаря которым мы обогащаемся духовно?!!

- Что Вы скажете об узбекистанской публике?

   - Она потрясающая! Скажу  Вам больше, для меня было неожиданно, что здесь люди приносят на концерты цветы. Много цветов! А в Америке это не очень принято. И потом аплодисменты публики звучат у вас в одно и то же время, будто бы они отрепетированы. В зале всегда царит теплая и доброжелательная атмосфера. А после концерта люди подходят и лично благодарят за полученное удовольствие.

   -Ричард, а как Ваша семья отнеслась к Вашей поездке на другой континент?

   - Не скрою, моя семья была немного взволнована моим путешествием в Узбекистан. Ни для кого не секрет, что в мире сейчас не совсем спокойная обстановка. Однако по приезде сюда, я увидел, что мне нечего опасаться. В Узбекистане благоприятная обстановка, да и охрана здесь во всех учреждениях очень сильна, так что я чувствую себя в безопасности.

И еще. Меня вдохновляет архитектура Ташкента. Здесь удивительным образом  старые постройки сочетаются с новыми современными зданиями европейского стиля. Мне нравится в Узбекистане всё. В Америке общество сосредоточено на индивидуальном развитии. Все пытаются самостоятельно достичь своей мечты. Это правильно, но зачастую такая форма жизни отдаляет людей друг от друга. Возникает проблема одиночества. Ведь приятно, когда ты можешь положиться на кого-нибудь, спросить совета, поделиться опытом. В Узбекистане это имеет свой основной смысл. Я благодарен не только тому, что приехал сюда, но и той восторженной, теплой дружеской обстановке, которая царит повсюду.

   - Ваше жизненное кредо?

- (после небольшой паузы) Знаете, я не хочу быть идеалом и сам его не ищу. Просто посредством музыки, я стремлюсь донести до слушателей частичку своей души. Слегка раскрываясь перед ними, пытаюсь обогатить их, помочь им в преодолении каких-либо жизненных неурядиц. А уж как у меня это получается - судить не мне.

  - Ваше исполнение никого не оставляет равнодушным в зале: в нет ничего «эффектного» на показ, всё абсолютно органично выходит из сущности музыки. Ну а бурные аплодисменты публики и крики «Браво» - яркое подтверждение моим словам. Успехов Вам, творческих удач и новых встреч с узбекистанскими слушателями, которых Вы ждете, как и они.

- Спасибо большое. Я тоже живу надеждой на новую встречу с вашими слушателями. Пользуясь случаем, поздравляю узбекистанцев с наступающим Новым годом! Пусть следующий год принесет благополучие и успех, даст новые силы для достижения всех ваших целей. Твердости духа, неиссякаемого оптимизма, крепкого здоровья и удачи во всем! 

 

  

                                          Беседу вела Диляра Ислямова, студентка  

                                        Государственной консерватории Узбекистана

 





Другие материалы рубрики

24.12.2015 / 03:01:45

О РЕСПУБЛИКАНСКОМ КОНКУРСЕ КОМПОЗИТОРОВ

На этой неделе в Ташкенте, в стенах Государственной консерватории Узбекистана, завершает свою работу Республиканский конкурс молодых композиторов. Скоро, очень скоро будут названы имена победителей, вручены дипломы и памятные призы. Далее...

09.12.2015 / 20:55:58

СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА НОВОГОДНИЙ СЕМЕЙНЫЙ МЮЗИКЛ!

8, 9, 10 января, в дни Новогодних каникул приглашаем всех детей с родителями на грандиозное сказочное шоу - Мюзикл "Снежная Королева"! Далее...

06.12.2015 / 19:41:33

ИСПОЛНЕН БЕССМЕРТНЫЙ РЕКВИЕМ МОЦАРТА

В многогранной концертной жизни Ташкента бывают события, привлекающие внимание самой широкой публики. К ним, без сомнения, можно отнести прошедший на днях в Большом зале Государственной консерватории Узбекистана концерт, посвященный творчеству великого австрийского гения Вольфганга Амадея Моцарта. Далее...

06.12.2015 / 19:31:18

ПАМЯТИ ВЫДАЮЩЕГОСЯ УЧЕНОГО-МУЗЫКОВЕДА ФАЙЗУЛЛЫ КАРОМАТОВА

"В поисках научной истины". Так называлась моя статья, посвященная 80-ти летию Ф.М.Кароматова. Прошло десять лет. И сейчас, в преддверии девяностолетия Файзуллы Музаффаровича, хочется снова, с еще большей убежденностью повторить: в поисках научной истины… Далее...

03.12.2015 / 13:32:58

Большинство лауреатов международного конкурса "Истеъдод", завершившегося в Ташкенте, молодые музыканты Узбекистана

Международный конкурс "Истеъдод" проводился Министерством народного образования Узбекистана в направлении академического, эстрадного и традиционного исполнительства. Далее...





21.03.2024 / 15:41:53
В Русском доме в Ташкенте состоялась премьера документального фильма "Мост"
 
14.03.2024 / 09:59:58
А Скорсезе забыли… "Оскар"-2024: новые правила, скандалы и один из самых сильных списков претендентов в истории главной кинопремии
 


25.03.2024 / 22:05:37
С 6 апреля 2024 года авиакомпания Uzbekistan Airways увеличивает количество регулярных рейсов по маршруту Ташкент-Минск-Ташкент.
 
20.03.2024 / 11:31:24
По инициативе Узбекистана 2027 год будет объявлен Международным годом устойчивого и жизнестойкого туризма
 


26.03.2024 / 07:08:33
Какое правильное стихотворение Андрея Дементьева "Не обижайтесь на детей"
 
18.03.2024 / 12:25:35
Мир волшебства Елены Макаровой
 


27.03.2024 / 12:44:53
В Ташкенте состоялась конференция, посвященная памяти выдающегося ученого-востоковеда, просветителя и педагога Александра Шмидта (1871 - 1939г).
 
26.03.2024 / 13:41:36
Внимание, дорогие друзья и коллеги! Новое заседание Клуба "Интеллектуал" состоится в субботу, 30 марта с.г., в нашем зале библиотеки им. А.Навои. Начало, как всегда, в 16 часов. Прошу готовиться. И до скорой встречи!
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте