Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
27.02.2016 / 00:10:15
Удивительный человек, незабываемая музыка. К столетию со дня рождения Сулеймана ЮдаковаИсследованиям творчества выдающегося узбекского композитора второй половины ХХ века С.Юдакова я посвятила всю свою жизнь. За полвека создано около научных 50 трудов, начиная с диссертации и кончая четвертой книгой. Я дорожу этим наследием , как и его высказыванием в свой адрес как биографа, которого он именовал «автором Сулейманистики, Юдакологии, Майсараведения»... Нужно подчеркнуть, что сама по себе созданная нами тетралогия, посвященная жизни и творчеству одного композитора в нашем регионе — это уже прецедент. Более того, прецедентом можно считать создание этих четырёх книг в истории музыковедения Узбекистана: монографический очерк («Вехи творческого пути»), открывающий целую серию книг, монография («Исследование выдающегося произведения «Проделки Майсары»), «Сулейман Юдаков в воспоминаниях современников», книга большого объема, посвященная одному произведению ; книга-альбом «Сулейман Юдаков. Музыка на все времена», первое такого рода издание; посвящение памяти великого композитора. Творчество С.Юдакова — это выдающийся вклад в развитие музыкальной культуры Узбекистана. Музыка С.Юдакова украшала позывные звучащих СМИ. Музыкальные позывные радио — на мелодию «Жон Узбекистон». Начало и конец телепередач — на мелодию «Карнавального вальса». Кроме того, специально сочиненные мелодии озвучивали программу «Ахборот». Можно назвать все эти позывные в эфире — «мелодии-эмблемы» Узбекистана. Композитор новаторского склада также зачинатель новых жанров в национальном искусстве: романса, фортепианного дуэта, квартета, кантаты, первой комической оперы, первого комедийно-сатирического балета... Увековечивание С.Юдаковым таких бессмертных национальных героев как Майсара и Насреддин также его великая заслуга. А в память своего незабвенного хафиза устраиваются республиканские конкурсы композиторов и вокалистов, вечера воспоминаний, передачи на радио, на телевидении, растет число посетителей его мемориального музея-кварьтиры... Одно из приоритетных мест в творчестве С.Юдакова занимает опера «Проделки Майсары», прославившая узбекское искусство на мировой сцене. Переведенная на многие языки народов Востока и Запада, она стала общечеловеческим достоянием. Она выдержала три версии постановок. Её мелодии звучат и в мюзикле «Наша Майсара». Материал об этой опере уже включен в три учебника нового поколения. Не могу не отметить, что Мустафа Бафоев называет это произведение Юдакова «непревзойденной комической оперой , облетевший мир, любимой у нас в народе» Нельзя не сказать и о созданном Юдаковым пушкинском романсе «Не пой, красавица», который получил «крещение» в Москве, когда юному Сулейману был всего 21 год. В разные времена романс боготворили и выделяли среди лучших сочинений на этот пушкинский текст И. Архипова, К.Мухитдинов, М.Ризаева и другие известные певцы. С.Юдакова отличает редкое для композитора мышление неистощимого мелодического дара. В то же время можно отметить широту его характерно-эмоционального плана: гимничность, юмор, торжественность, танцевальность и т.д. Каждое из произведений узнаваемо по стилю с первых же интонаций. Для примера приведем несколько названий из книги воспоминаний о композиторе: «Идея вселенской человеческой радости» (публикация А. Хакимовой), «Пир узбекской музыки» (публикация Т.Гафурбекова), «Мажор и Солнце, Юмор и Праздник» (публикация М.Бурханова). Огромное пространство заключается также в интернациональном мелодическом плане (мелос таджикский, индийский, иранский, азербайджанский, пентатонический и т.д.), что свидетельствует о неповторимости стиля Юдакова, который таится в «роскошном красноречии Востока». Композитор объял мир в то же время в «содружестве мелодий Востока и Запада». Отсюда интонационное пространство порождает интернациональную аудиторию, общечеловеческие общественные идеалы. Апогеем в этом содружестве можно назвать, к примеру, «Фестивальную увертюру», в одном ряду названную с «Праздничной увертюрой» Д.Шостаковича. Но главное в его музыке проявлена душа своего народа. Это заключается в том, что С.Юдаков впитал в себя броские черты узбекского музыкального фольклора, восхищавшего в свое время Б.Асафьева. Бессмертие музыки нашего классика не только в пространстве, но и во времени. Произведения, созданные Маэстро, продолжают жить своей полнокровной жизнью, к примеру, начиная даже с ученического романса «Не пой, красавица», созданного в 1937 году... «Судьба бессмертия» творчества великого композитора, которого сравнивали с Д.Шостаковичем, А. Хачатуряном, И. Дунаевским, отмечена уже выдающимися деятелями культуры не только в местной прессе. Итак, все четыре книги биографа о С.Юдакове — не только дань его памяти, но и прикосновение к истории страны, в которую навечно вписано имя классика узбекской музыки. Голос Маэстро — это голос, как современности, так и будущего, камертон времени и охват пространства бессмертия его музыки. Наше «посвящение» будет не полным, если не привести слова самого композитора при завершении произведений «Гимн мира» и «Дети мира» за несколько лет до кончины (1986 г.): «Голос здравого смысла и хор миллионов людей земли не могут оставить равнодушными творцов музыки при ощущении пульса времени. Нависшая над человеческой цивилизацией опасность буквально стала доминантой в моем творчестве»2.А ведь это обращение к настоящему от имени будущего, напоминающего предупреждение Л.Бетховена! В завершении краткого послесловия отмечу, что о большинстве произведений каждого жанра композитора и, в общем, о выдающемся творчестве С.Юдакова можно сказать: «Его искусство — не меркнущее во времени и пространстве». И низкий поклон людям , увековечившим своего хафиза в бронзовом бюсте, музее — символах его бессмертной музыки.
ВЕРА ПЛУНГЯН ,
|
|