Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
14.05.2016 / 22:44:15
В этот вечер слушатели аплодировали оркестру стояНа концерт Национального Симфонического оркестра, состоявшийся 13 мая 2016 года и посвященный празднованию 9 Мая, было заявлено только одно монументальное и масштабное произведение - Седьмая «Ленинградская» симфония Дмитрия Шостаковича, опус 60 в 4 частях. Оркестром дирижировал лауреат международных конкурсов Алибек Кабдурахманов. Седьмая («Ленинградская») симфония Д. Д. Шостаковича по праву является не только одним из важнейших художественных произведений российской культуры XX в., но и музыкальным символом блокады Ленинграда. Шостакович автор пятнадцати поистине уникальных симфоний. Этот жанр имеет в его творчестве очень важное значение. Шостакович - это настоящий мастер музыки для оркестра, который и мыслит оркестрово. Сочетания инструментов и инструментальные тембры во многом по-новому и с поразительной точностью используются у него в качестве живых участников симфонических драм. Седьмую симфонию Шостаковича нередко сравнивают с документальными произведениями о войне, называют «документом», «хроникой», ведь она передает дух событий необычайно точно. Но одновременно эта музыка потрясает и глубиной мысли, а не только непосредственностью впечатлений. Схватку страны и народа с фашизмом Шостакович раскрывает как борьбу двух полюсов:
На вопрос о том, что побеждает в результате этого сражения в симфонии, очень хорошо сказал Алексей Толстой: «На угрозу фашизма - обесчеловечить человека - он (т. е. Шостакович) ответил симфонией о победном торжестве всего высокого и прекрасною, созданного гуманитарной культурой...». Работа над этой симфонией началась в самом начале войны. С первых дней войны Шостакович, как и многие его земляки, стал работать на нужды фронта. Он рыл окопы, дежурил по ночам во время воздушных тревог. Делал аранжировки для концертных бригад, отправляющихся на фронт. Но, как всегда, у этого уникального музыканта-публициста в голове уже созревал крупный симфонический замысел, посвященный всему происходящему. Он начал писать Седьмую симфонию. Летом была закончена первая часть. Вторую и третью он писал в сентябре уже в блокадном Ленинграде. В октябре Шостакович вместе с семьей был эвакуирован в Куйбышев. В отличие от первых трех частей, созданных буквально на одном дыхании, работа над финалом двигалась плохо. Неудивительно, что последняя часть долго не получалась. Композитор понимал, что от симфонии, посвященной войне, будут ожидать торжественного победного финала. Но для этого пока не было никаких оснований, а он писал так, как подсказывало сердце. 27 декабря 1941 г. симфония была закончена и 9 августа 1942 года прозвучала в осажденном Ленинграде. Четыре части симфонии по-разному раскрывают идею торжества Человека и его борьбы. Первую часть (Allegretto) Шостакович написал в сонатной форме. В ее экспозиции заключены образы советского народа, страны, человека. «Работая над симфонией,- рассказывал композитор,- я думал о величии нашего народа, о его героизме, о лучших идеалах человечества, о прекрасных качествах человека...». Первая тема этой экспозиции - тема главной партии - величественная и героическая. Ее озвучивают в тональности до мажор струнные инструменты. Сразу за главной партией играет лирическая побочная (в тональности соль мажор):Тихая и несколько застенчивая в выражении эмоций музыка весьма искренна. Чисты инструментальные краски, прозрачно изложение. Мелодия как бы растворяется в тишине, струясь. Потом следует знаменитый эпизод фашистского нападения, грандиозная картина вторжения силы разрушения. Последний «мирный» аккорд экспозиции продолжает звучать, когда издали уже доносится дробь военного барабана. Эпизод нашествия выстроен в форме вариаций на одну тему (в тональности ми-бемоль мажор), неизменную мелодически. Остается постоянной и барабанная дробь, постоянно усиливающаяся. Тема главной партии снова появляется в конце первой части - коде. Она заново вернулась к своему начальному мажорному облику, но теперь звучит у скрипок певуче и тихо, словно мечта о мире, воспоминание о нем. Конец пробуждает тревогу. Издалека звучит тема нашествия и барабанная дробь. Война все еще идет. Шостакович без прикрас, с жестокой правдивостью нарисовал в первой части симфонии подлинные картины войны и мира. Он запечатлел в музыке героизм и величие своего народа, изобразил опасную силу врага и всю напряженность схватки не на жизнь, а на смерть. В двух последующих частях Шостакович противопоставил разрушительной и жестокой силе фашизма духовно богатого человека, силу его воли и глубину его мысли. Мощный финал - четвертая часть - полон предчувствия победы и наступательной энергии. Исполнение этой великой музыки снова и снова воскрешает перед слушателями нестираемые страницы истории, вливает в их сердца гордость и мужество. Седьмую симфонию Шостаковича вполне можно назвать «Героической симфонией» двадцатого века. Концерт прошел с большим успехом и никого не оставил равнодушным. Национальный симфонический оркестр Узбекистана под руководством Алибека Кабдурахманова полностью донес посыл вложенный в Седьмую симфонию Шостаковичем. Слушатели аплодировали стоя, долго не отпуская музыкантов со сцены.
Виктория Левинская, Вестминстерский университет, специально для сайта Kultura. uz
|
|