Открытие концертного сезона 10 09 16 в Органном зале Государственной консерватории Узбекистана камерного оркестра Туркистон прошло с аншлагом: билетов за неделю уже нельзя было достать. Самые почётные гости, среди которых была заслуженная артистка Узбекистана Галина Мельникова, сидели на подставных стульях в переполненном зрительном зале. В нём собрались не только столичные любители струнной музыки, но и много иностранных гостей из ближнего и дальнего зарубежья. Музыка, к счастью, не имеет границ и доступна всем, а вечная классика прошла самый строгий экзамен – времени – и сегодня способна покорить сердца слушателей XXI века и обогатить наш духовный мир чувствами и переживаниями, которые вложили в свои творения композиторы прошлых времён.
В тот осенний тёплый вечер приобщить к большим музыкальным полотнам, мыслям, вдохновению творцов и подарить слушателям огромное наслаждение, заполнить особым возвышенным настроением неизведанные для них самих уголки души помогли вместе с камерным оркестром Туркистон дирижер, художественный руководитель оркестра, заслуженный деятель искусств Узбекистана Элдар Азимов; солист, лауреат международного конкурса гитаристов в Израиле и призёр престижных музыкальных конкурсов в Италии и Греции Андрей Галаян; ведущая концерта музыковед Инесса Гульзарова.
В программе прозвучали струнные произведения различных эпох и стилей: французского неоклассицизма и романтизма, а также итальянского музыкального Ренессанса: Антуан-де-Лоер — концерт для гитары в 2-х частях; Шарль Дойи – концерт для гитары в 3-х частях; Оторино Респиги – античные танцы; Николо Паганини - Концерт для гитары с оркестром в 3-х частях; «Кампанелла» Н. Паганини в обработке Ленгле для гитары. На бисс Андрей Галаян сыграл Каприс №1 для скрипки соло в переложении американского гитариста Эллиота Фиска для гитары.
В музыке Возрождение раньше и ярче всего расцвело в Италии. Итальянский народ уже тогда славился своею музыкальностью и в особенности чудесным песенным искусством. В концерте прозвучала, в основном, музыка начала XIX в. и рубежа XIX-XX вв. В «Античных танцах» О. Респиги в исполнении камерного оркестра Туркистон наиболее ярко прозвучали «жизнерадостное свободомыслие», народная песенность, упоение жизнью. Они были полны чувственно-восторженным смыслом. У слушателей сложилось впечатление, что французский неоклассицизм и романтизм по гуманистическому духу были родственны и созвучны итальянскому Возрождению. В «Большой сонате для гитары и скрипки» Николо Паганини современный немецкий композитор XX века Вольвганг Ленгле переложил партию скрипки на оркестр и дополнительно написал три коденции для гитары. Таким образом, родился Концерт для гитары с оркестром в 3-х частях Н. Паганини, вызвавший неслыханную овацию в зале.
В Ташкенте все названные в программе произведения с сольным использованием гитары прозвучали впервые. Андрей Галаян на протяжении уже десятка лет предпочитает играть редко и сложно исполняемые произведения для гитары, рассчитанные на виртуозное владение его любимым инструментом. За свою недолгую тернистую творческую жизнь молодой гитарист Андрей Галаян успел выступить в качестве солиста на концертах Национального оркестра Узбекистана под управлением известного дирижера З. Хакназарова, популярного в республике ансамбля «Омнибус» под руководством А. Абдурахманова и Государственного оркестра узбекских народных инструментов «Согдиана».
В его репертуарном арсенале: концерт французского композитора и гитариста ХХ века Роландо Дьенса «Метис», произведения итальянца Л. Боккерини, фантазии М. Тедеско, произведения И.С. Баха, Р. Диенса, Ф. Сора, Ф. Шопена, Ф. Тарреги, А. Пьяццолы, А. Бабаджаняна, а также сочинения самых различных жанров ташкентских гитаристов: «Две пьесы», «Три прелюдии» и «Танец» Виктора Цветкова; Сюита «Дождик», «Баллада» и фантазия на тему: «От полуночи до рассвета» Сергея Захарова; а также четыре наигрыша «Уральский шуточный», «Былина», «По Волге» ; быстрый итальянский народный танец «Тарантелла» и многое другое. Часто Андрей совершенно безвозмездно выступает сольно и в дуэте со своим учителем, гитаристом В. Цветковым или супругой – пианисткой Викторией Терновых на разных концертных площадках и в музеях на творческих вечерах по приглашению и на радость многочисленных друзей и поклонников его незаурядного таланта.
По мнению его первого профессионального учителя-гитариста и старшего друга Виктора Александровича Цветкова, которому по просьбе А. Галаяна отдельно заслуженно аплодировал зрительный зал после концерта, играть с оркестром намного сложнее, чем выступать сольно одному перед публикой. Солисту, во-первых, приходится добросовестно следить за партитурой и хорошо читать с листа и одновременно следовать указаниям дирижёра и, во-вторых, органично контактировать с оркестром и при этом оставаться верным своему неповторимому стилю. Репетиции, по словам В.А. Цветкова, начались с 10 августа этого года и шли три раза в неделю. Три сольных концерта сыграть за один вечер очень трудно: это требует полной самоотдачи со стороны солиста. Впервые Андрей Галаян солировал с камерным оркестром Туркистон под управлением Элдара Азимова в 2009 году и поэтому хорошо знал дирижёра и всех оркестрантов, что помогло ему с наибольшей душевной полнотой раскрыться на этом знаменательном концерте, ставшем событием в музыкальной жизни узбекской столицы.
Классическая шестиструнная гитара «испанка» Андрея способна воспроизвести звучание целого оркестра: в его руках она то плачет как скрипка, то смеётся как контрабас, то бодрым шагом отстукивает по мостовой как ударные, то шёпотом, как арфа, извлекает из струн молитву к небесам. Во время исполнения Концерта для гитары в 3-х частях и Кампанеллы Н. Паганини она звучала в полный голос, как подобает «королеве инструментов»: именно так называл её непревзойдённый мастер и «король» скрипичной и гитарной музыки Николо Паганини.
Благодаря энтузиазму, таланту, самоотверженности и чудесному искусству знаменитых артистов, концерт камерной музыки в Органном зале ГКУз и восторженная реакция слушателей показали, что лучшие творения, несмотря на более чем вековую давность, живут и радуют слух наших современников, а гитара, созданная ещё в античной Греции – инструмент Аполлона - под названием «кифара», вновь обрела в наши дни свой престиж и вызывает восхищение самой требовательной публики, критики и самих артистов.
Гуарик Багдасарова