Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром
Музыка
Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
25.11.2016 / 11:53:58

Зодчий классической узбекской симфонии


Двадцать лет тому назад перестало биться сердце выдающегося узбекского композитора-симфониста, видного педагога и общественного деятеля, лауреата премий молодёжных организаций, заслуженного деятеля искусств Узбекистана Мирсадика Махмудовича Таджиева. 

От природы щедро одарённый недюжинными талантами, будучи  усердным и трудолюбивым, он за свою недолгую, но весьма активную, потому интересную и плодотворную творческую жизнь успел многое. Что особенно весомо, ярко, содержательно отразилось в сфере оркестровой музыки.

Отмеченные бесценными художествеными достоинствами и высоким  профессионализмом,  его произведения, несомненно, открыли новую веху в развитии национального симфонизма. Причём  добрая половина жизни композитора – 26 лет – была отдана любимой симфонии.

С ученической скамьи, обучаясь на теоретическом отделении столичного музыкального училища им. Хамзы, юный Мирсадик ясно осознал своё призвание. Под умелым руководством только что окончившего Ташкентскую консерваторию талантливого композитора и педагога Румиля Джахангировича Вильданова он делает уверенные шаги в сочинении  музыки. Лекции же по музыкальной литературе народов мира, которые читал разносторонне эрудированный музыковед Евгений  Александрович  Финченко  открыли  перед  любознательным  юношей удивительные красоты многоголосной авторской музыки.  

К концу учёбы Таджиев заметно выделяется среди своих однокурсников. Кроме небольших пьес для различных музыкальных инструментов он успевает сочинить опытные образцы и более развёрнутых форм. Это Вариации для фортепиано, Струнный квартет, Концертино для фортепиано с оркестром. Выпускника 1965 года, удостоенного диплома с отличием, имеющего завидный творческий багаж и трёхлетний стаж педагогической работы, сумевшего успешно сдать приёмные экзамены и опередить абитуриентов по сумме набранных баллов, как говорится, «на ура!» принимают на композиторский факультет Ташкентской государственной консерватории.    

В студенческие годы Мирсадик продолжает совершенствовать свои умения и навыки сочинения музыки в классе Р.Д.Вильданова. Теперь его неудержимой силой влечёт к симфонической музыке. Он приступает к серёзному изучению средств и возможностей современного оркестра, путей и методов использования богатейших  ресурсов народного музыкального творчества. Одновременно вчитывается в партитуры лучших симфонических произведений узбекских, русских и западноевропейских композиторов-классиков, пробует свои силы в сложных формах и жанрах. Так, на третьем курсе консерватории Таджиев увлечённо работает над программной симфонической поэмой «Любовь поэта». А именно, вдохновлённый популярной драмой Уйгуна и Иззата Султана «Алишер Навои» он задаётся целью воспеть трагическую любовь Навои и прекрасной Гюли. Вскоре эта задумка была осуществлена им блестяще. Старшие коллеги высоко оценили удачную работу воспитанника Р.Д.Вильданова, справедливо заметив, что фабула поэмы навеяна знаменитой увертюрой-фантазией «Ромео и Джульетта» П.И.Чайковского.  

Старая узбекская пословица гласит: «Лучше пусть будет похоже на что-нибудь хорошее, чем ни на что». Музыкальное повествование не по годам зрелого автора радует слух как родниковыми истоками тематизма, так и драматургической цельностью и остротой звучания. Что достигается прежде всего активным претворением макомной мелодии «Сегох», в контексте которой рождается контрастное противопоставление двух образных сфер. Лирические же эпизоды передают искренние чувства, душевные переживания и глубокие философские раздумья героя. Поступательное развитие музыкального повествования достигает патетических вершин и большого драматического накала. Страстные стихотворные строки, звучащие в начале и заключении поэмы как бы из уст Навои, удачно вплетаются в музыкальную канву.  

Впервые поэма для чтеца и симфонического оркестра «Любовь поэта» Мирсадика Таджиева прозвучала сорок восемь лет тому назад и сразу же принесла автору настоящий успех. Талантливый студент композиторского отделения нашей консерватории преподнёс достойный подарок к 525 летнему юбилею гениального узбекского поэта и мыслителя, обогатив тем самым современную музыкальную навоиану. Помнится, этот свежий симфонический опус был в своё время востребован и регулярно звучал с концертной эстрады. Его, как и величаво-торжественного характера вокально-симфоническое произведение на стихи Абдуллы Арипова «Касыда Алишеру Навои» маститого в то время композитора Муталя Бурханова периодически включали в программы республиканского радио и телевидения. 

И вскоре из Москвы приходит радостная весть: за симфоническую поэму «Любовь поэта» Мирсадик Таджиев удостоен диплома III Всесоюзного смотра творчества  молодых композиторов. Окрылённый высокой оценкой и не менее - признанием широкой слушательской аудитории, возмужавший композитор строит многообещающие планы на будущее.   

Ещё через год, под началом нового педагога по специальности – Феликса Марковича Янов-Яновского Таджиев берётся за написание своей первой симфонии. Значение этого масштабного сочинения видится прежде всего в практическом освоении циклической формы на родном интонационном материале, а также дерзких поисковых экспериментах молодого автора. Что было продиктовано главным образом упорной работой над синтезом национального музыкального материала и норм европейской симфонии. Это, в частности, ощущается в попытке увязать классическую мелодию «Чоргох» с полифонической формой пассакальи.

Конечно же, Мирсадик Таджиев не переставал следить за достижениями и новаторскими устремлениями лидеров мирового симфонизма на протяжении всего творческого пути. Особенно притягательным и ценным для него явился опыт, накопленный в ХХ веке. Среди старших его современников, безусловно, выделяется имя гениального симфониста эпохи Дмитрия Шостаковича, которого узбекский композитор буквально боготворил и знал его симфонии чуть ли не наизусть. В оркестровых же партитурах Мориса Равеля и Сергея Прокофьева, Игоря Стравинского и Белы Бартока, Арама Хачатуряна и Кара Караева, Витольда Лютославского и Кшиштофа Пендерецкого он разбирался великолепно.  

Проходит не много-не мало, четверть столетия. Именно столько времени отделяет Симфонию №1 композитора от его последней, девятнадцатой по счёту. Все они разнообразны и по особенностям музыкального языка, и по темам, и по содержанию, и по исполнительским составам оркестров. Так, например, Симфония-балет №2 «Ойгуль и Бахтиёр» - это дипломная работа выпускника консерватории, написанная на сюжет одноименной стихотворной поэмы Хамида Алимджана. Симфония №4 была приурочена к 30 летию Победы во Второй мировой войне и посвящена памяти отца-фронтовика Махмуда Таджиева. Симфония №11 носит имя симфонизированной в ней классической мелодии «Муножат». Камерная симфония №12 «Память» посвящена жертвам Великой Отечественной войны. Симфоническая трилогия «Млечный путь» концепционно объединила симфонии: №15 «Архипелаг-ГУЛАГ» по знаменитому роману А.Солженицына, №16 «Стон духов» и №17 «Млечный путь», где воскрешаются кровавые события Джизакского восстания 1916 года. Симфония №19 «Героическая» посвящена славной Независимости Узбекистана. Отмеченные оригинальным авторским почерком, они наглядно демонстрируют путь исканий и обретений узбекского мастера. Из них пять симфоний, а именно, – Седьмая, Восьмая, Двенадцатая, Шестнадцатая и Восемнадцатая, - предназначенны для исполнения камерным оркестром.

Третья по счёту симфония стала первой самостоятельной работой Мирсадика Таджиева в данном жанре. Её звучание на премьере в памятный декабрьский вечер 1972 года не было лишено недостатков. И всё же новая симфония в целом произвела на коллег и искушенного слушателя неизгладимое впечатление. В ней все элементы музыкального целого работали на совершенство формы и содержания. Взять хотя бы вторую, - быструю часть, рождённую в результате блестящей оркестровой обработки мелодии «Нолиш» из хорезмского музыкально-эпического сказания. С той поры она значится непревзойдённым образцом переосмысленной симфонической интерпретации подлинно народного источника.

Истекшее время ещё раз убедительно доказало правоту и обоснованность итогового суждения о том, что именно непрограммная, в лучшем смысле этого слова «академичная» Третья симфония Мирсадика Таджиева по всем художественным и профессиональным параметрам –  первая классическая узбекская симфония. Безусловно, именно этим определяется её историческое место и значение в ряду шедевров национального симфонизма.

Оркестровые произведения маэстро Таджиева, начиная с самой знаменитой его Третьей симфонии, солидно зазвучали на престижных международных форумах культуры и искусства в разных городах и республиках, на музыкальных фестивалях и  концертах в близких и дальних нам странах. География их всё более расширяется: это концертные площадки городов Центрально-Азиатского региона, Закавказья, России, республик Прибалтики, а также Австрии, Болгарии, Чехии, Югославии. Его музыка не только связывала своими звучными нитями-струнами «историю и современность», но также на деле показывала и доказывала возможность и целесообразность, прогрессивность и плодотворность гармоничного синтеза традиций музыкальных культур народов Востока и Запада.

Равшан Юнусов

музыковед, профессор, заслуженный деятель искусств Узбекистана 

 

Окончание  по этой ссылке

 





Другие материалы рубрики

24.11.2016 / 19:53:39

Международный фестиваль искусств "Золотая осень" подарил праздник оперы и дружбы

На календаре последний месяц осени, а за окном уже настоящая зима, со снегом и морозами. Однако, словно вопреки ранним морозам, в Ташкенте проходит Международный фестиваль искусств "Золотая осень"... 22 ноября состоялся концерт, посвящённый оперному искусству... Нормумин подарил Зое элегантный (под стать артистке) узбекский халат и тюбетейку. Халат пришёлся как нельзя кстати, в зале было прохладно, и, накинув его, Зоя Рожок уже так и продолжила концерт... Далее...

22.11.2016 / 11:08:43

Джаз вернулся в Ташкентский дом фотографии

Любители джаза с нетерпением ждали третьего воскресенья текущего месяца, чтобы вновь насладиться встречей с музыкантами Ташкентского джаз-клуба им. Сергея Гилёва и его гостями. Далее...

20.11.2016 / 19:32:40

В Ташкенте завершился II Международный конкурс исполнителей на народных инструментах "ОНА ЮРТ ОХАНГЛАРИ"

Вот и подошёл к концу II Международный конкурс исполнителей на народных инструментах "Она юрт оханглари"... На календаре 19 ноября - последний день конкурса, в большом зале Государственной консерватории Узбекистана аншлаг. Здесь проходит торжественная церемония закрытия конкурса и награждение лауреатов. В зале участники конкурса, их однокурсники, родные и друзья. На сцене оркестр "Согдиана" виртуозно... Далее...

19.11.2016 / 11:32:56

Участник Международного музыкального фестиваля "Золотая осень", профессор Мичиганского университета Юрий Гандельсман мечтает снова побывать в Ташкенте

В четверг, 17 ноября, в Большом зале Государственной Консерватории, не было свободных мест. Далее...

14.11.2016 / 21:57:59

В городе Санкт-Петербург прошёл XI- Международный конкурс молодых исполнителей "Серебряный Камертон"

2-11ноября 2016 года в городе Санкт-Петербург прошёл XI- Международный конкурс молодых исполнителей "Серебряный Камертон" в котором с большим успехом выступили ученики РСШИИ. Далее...





29.03.2024 / 11:28:42
"Дни открытых дверей" в Большом театре Узбекистана им. А.Навои украсил вокальный вечер-композиция "Мир оперных арий и дуэтов"
 
29.03.2024 / 11:18:53
Поздравляем художественного руководителя ГАБТ имени А. Навои Абдуллу Алимова с вручением нагрудного знака "Маданият ва сан'ат фидокори".
 


21.03.2024 / 15:41:53
В Русском доме в Ташкенте состоялась премьера документального фильма "Мост"
 
14.03.2024 / 09:59:58
А Скорсезе забыли… "Оскар"-2024: новые правила, скандалы и один из самых сильных списков претендентов в истории главной кинопремии
 


26.03.2024 / 07:08:33
Какое правильное стихотворение Андрея Дементьева "Не обижайтесь на детей"
 
18.03.2024 / 12:25:35
Мир волшебства Елены Макаровой
 


27.03.2024 / 12:44:53
В Ташкенте состоялась конференция, посвященная памяти выдающегося ученого-востоковеда, просветителя и педагога Александра Шмидта (1871 - 1939г).
 
26.03.2024 / 13:41:36
Внимание, дорогие друзья и коллеги! Новое заседание Клуба "Интеллектуал" состоится в субботу, 30 марта с.г., в нашем зале библиотеки им. А.Навои. Начало, как всегда, в 16 часов. Прошу готовиться. И до скорой встречи!
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте