Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
25.11.2016 / 11:53:58
Зодчий классической узбекской симфонииДвадцать лет тому назад перестало биться сердце выдающегося узбекского композитора-симфониста, видного педагога и общественного деятеля, лауреата премий молодёжных организаций, заслуженного деятеля искусств Узбекистана Мирсадика Махмудовича Таджиева. От природы щедро одарённый недюжинными талантами, будучи усердным и трудолюбивым, он за свою недолгую, но весьма активную, потому интересную и плодотворную творческую жизнь успел многое. Что особенно весомо, ярко, содержательно отразилось в сфере оркестровой музыки. Отмеченные бесценными художествеными достоинствами и высоким профессионализмом, его произведения, несомненно, открыли новую веху в развитии национального симфонизма. Причём добрая половина жизни композитора – 26 лет – была отдана любимой симфонии. С ученической скамьи, обучаясь на теоретическом отделении столичного музыкального училища им. Хамзы, юный Мирсадик ясно осознал своё призвание. Под умелым руководством только что окончившего Ташкентскую консерваторию талантливого композитора и педагога Румиля Джахангировича Вильданова он делает уверенные шаги в сочинении музыки. Лекции же по музыкальной литературе народов мира, которые читал разносторонне эрудированный музыковед Евгений Александрович Финченко открыли перед любознательным юношей удивительные красоты многоголосной авторской музыки. К концу учёбы Таджиев заметно выделяется среди своих однокурсников. Кроме небольших пьес для различных музыкальных инструментов он успевает сочинить опытные образцы и более развёрнутых форм. Это Вариации для фортепиано, Струнный квартет, Концертино для фортепиано с оркестром. Выпускника 1965 года, удостоенного диплома с отличием, имеющего завидный творческий багаж и трёхлетний стаж педагогической работы, сумевшего успешно сдать приёмные экзамены и опередить абитуриентов по сумме набранных баллов, как говорится, «на ура!» принимают на композиторский факультет Ташкентской государственной консерватории. В студенческие годы Мирсадик продолжает совершенствовать свои умения и навыки сочинения музыки в классе Р.Д.Вильданова. Теперь его неудержимой силой влечёт к симфонической музыке. Он приступает к серёзному изучению средств и возможностей современного оркестра, путей и методов использования богатейших ресурсов народного музыкального творчества. Одновременно вчитывается в партитуры лучших симфонических произведений узбекских, русских и западноевропейских композиторов-классиков, пробует свои силы в сложных формах и жанрах. Так, на третьем курсе консерватории Таджиев увлечённо работает над программной симфонической поэмой «Любовь поэта». А именно, вдохновлённый популярной драмой Уйгуна и Иззата Султана «Алишер Навои» он задаётся целью воспеть трагическую любовь Навои и прекрасной Гюли. Вскоре эта задумка была осуществлена им блестяще. Старшие коллеги высоко оценили удачную работу воспитанника Р.Д.Вильданова, справедливо заметив, что фабула поэмы навеяна знаменитой увертюрой-фантазией «Ромео и Джульетта» П.И.Чайковского. Старая узбекская пословица гласит: «Лучше пусть будет похоже на что-нибудь хорошее, чем ни на что». Музыкальное повествование не по годам зрелого автора радует слух как родниковыми истоками тематизма, так и драматургической цельностью и остротой звучания. Что достигается прежде всего активным претворением макомной мелодии «Сегох», в контексте которой рождается контрастное противопоставление двух образных сфер. Лирические же эпизоды передают искренние чувства, душевные переживания и глубокие философские раздумья героя. Поступательное развитие музыкального повествования достигает патетических вершин и большого драматического накала. Страстные стихотворные строки, звучащие в начале и заключении поэмы как бы из уст Навои, удачно вплетаются в музыкальную канву. Впервые поэма для чтеца и симфонического оркестра «Любовь поэта» Мирсадика Таджиева прозвучала сорок восемь лет тому назад и сразу же принесла автору настоящий успех. Талантливый студент композиторского отделения нашей консерватории преподнёс достойный подарок к 525 летнему юбилею гениального узбекского поэта и мыслителя, обогатив тем самым современную музыкальную навоиану. Помнится, этот свежий симфонический опус был в своё время востребован и регулярно звучал с концертной эстрады. Его, как и величаво-торжественного характера вокально-симфоническое произведение на стихи Абдуллы Арипова «Касыда Алишеру Навои» маститого в то время композитора Муталя Бурханова периодически включали в программы республиканского радио и телевидения. И вскоре из Москвы приходит радостная весть: за симфоническую поэму «Любовь поэта» Мирсадик Таджиев удостоен диплома III Всесоюзного смотра творчества молодых композиторов. Окрылённый высокой оценкой и не менее - признанием широкой слушательской аудитории, возмужавший композитор строит многообещающие планы на будущее. Ещё через год, под началом нового педагога по специальности – Феликса Марковича Янов-Яновского Таджиев берётся за написание своей первой симфонии. Значение этого масштабного сочинения видится прежде всего в практическом освоении циклической формы на родном интонационном материале, а также дерзких поисковых экспериментах молодого автора. Что было продиктовано главным образом упорной работой над синтезом национального музыкального материала и норм европейской симфонии. Это, в частности, ощущается в попытке увязать классическую мелодию «Чоргох» с полифонической формой пассакальи. Конечно же, Мирсадик Таджиев не переставал следить за достижениями и новаторскими устремлениями лидеров мирового симфонизма на протяжении всего творческого пути. Особенно притягательным и ценным для него явился опыт, накопленный в ХХ веке. Среди старших его современников, безусловно, выделяется имя гениального симфониста эпохи Дмитрия Шостаковича, которого узбекский композитор буквально боготворил и знал его симфонии чуть ли не наизусть. В оркестровых же партитурах Мориса Равеля и Сергея Прокофьева, Игоря Стравинского и Белы Бартока, Арама Хачатуряна и Кара Караева, Витольда Лютославского и Кшиштофа Пендерецкого он разбирался великолепно. Проходит не много-не мало, четверть столетия. Именно столько времени отделяет Симфонию №1 композитора от его последней, девятнадцатой по счёту. Все они разнообразны и по особенностям музыкального языка, и по темам, и по содержанию, и по исполнительским составам оркестров. Так, например, Симфония-балет №2 «Ойгуль и Бахтиёр» - это дипломная работа выпускника консерватории, написанная на сюжет одноименной стихотворной поэмы Хамида Алимджана. Симфония №4 была приурочена к 30 летию Победы во Второй мировой войне и посвящена памяти отца-фронтовика Махмуда Таджиева. Симфония №11 носит имя симфонизированной в ней классической мелодии «Муножат». Камерная симфония №12 «Память» посвящена жертвам Великой Отечественной войны. Симфоническая трилогия «Млечный путь» концепционно объединила симфонии: №15 «Архипелаг-ГУЛАГ» по знаменитому роману А.Солженицына, №16 «Стон духов» и №17 «Млечный путь», где воскрешаются кровавые события Джизакского восстания 1916 года. Симфония №19 «Героическая» посвящена славной Независимости Узбекистана. Отмеченные оригинальным авторским почерком, они наглядно демонстрируют путь исканий и обретений узбекского мастера. Из них пять симфоний, а именно, – Седьмая, Восьмая, Двенадцатая, Шестнадцатая и Восемнадцатая, - предназначенны для исполнения камерным оркестром. Третья по счёту симфония стала первой самостоятельной работой Мирсадика Таджиева в данном жанре. Её звучание на премьере в памятный декабрьский вечер 1972 года не было лишено недостатков. И всё же новая симфония в целом произвела на коллег и искушенного слушателя неизгладимое впечатление. В ней все элементы музыкального целого работали на совершенство формы и содержания. Взять хотя бы вторую, - быструю часть, рождённую в результате блестящей оркестровой обработки мелодии «Нолиш» из хорезмского музыкально-эпического сказания. С той поры она значится непревзойдённым образцом переосмысленной симфонической интерпретации подлинно народного источника. Истекшее время ещё раз убедительно доказало правоту и обоснованность итогового суждения о том, что именно непрограммная, в лучшем смысле этого слова «академичная» Третья симфония Мирсадика Таджиева по всем художественным и профессиональным параметрам – первая классическая узбекская симфония. Безусловно, именно этим определяется её историческое место и значение в ряду шедевров национального симфонизма. Оркестровые произведения маэстро Таджиева, начиная с самой знаменитой его Третьей симфонии, солидно зазвучали на престижных международных форумах культуры и искусства в разных городах и республиках, на музыкальных фестивалях и концертах в близких и дальних нам странах. География их всё более расширяется: это концертные площадки городов Центрально-Азиатского региона, Закавказья, России, республик Прибалтики, а также Австрии, Болгарии, Чехии, Югославии. Его музыка не только связывала своими звучными нитями-струнами «историю и современность», но также на деле показывала и доказывала возможность и целесообразность, прогрессивность и плодотворность гармоничного синтеза традиций музыкальных культур народов Востока и Запада. Равшан Юнусов музыковед, профессор, заслуженный деятель искусств Узбекистана
|
|