Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром
Музыка
Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
10.12.2016 / 22:03:40

Монографический концерт "ФЕРЕНЦ ЛИСТ"


 «Ученик - это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь, а зажечь факел может лишь тот, кто сам горит». Эти слова принадлежат древнегреческому философу Плутарху, которые в полной мере можно отнести к известной узбекистанской пианистке, профессору кафедры специального фортепиано Государственной консерватории Узбекистана Сайеры Гафуровой, чье имя хорошо известно не только в нашей республике. Память хранит исполненные ею в один вечер шесть фортепианных концертов И.С.Баха, цикл концертов «Людвиг ван Бетховен» и ряд других. Но Сайера Акмаловна не только сама играет на концертной эстраде, но зачастую и с учениками своего класса, либо выставляет их в качестве солистов того или иного классического концерта как это было на недавнем монографическом вечере «Ференц Лист», который состоялся в Большом зале Ташкентской консерватории. В его программе принял участие симфонический оркестр Музыкального театра-студии Государственной консерватории Узбекистана (художественный руководитель Гайрат Абраров), солистки – лауреаты Международных конкурсов Динара Илхомжонова, Диляра Ислямова, Санобар Абдугоффорова и дирижер - магистр 2 курса (класс заслуженного деятеля искусств Узбекистана Э.Азимова) Камолиддин Азимов.

Этот год был успешным как для С.А.Гафуровой, так и для ее воспитанниц: она была удостоена звания заслуженной артистки Республики Узбекистан, а Динара, Диляра и Санобар стали лауреатами Международных фортепианных конкурсов в Италии и Франции. Поэтому не случайным был выбор монографической программы «Ференц Лист» - великого венгерского композитора, одного из ярчайших представителей музыкального романтизма. Он был основоположником Веймарской школы и одним из величайших пианистов XIX столетия. Эпоха Листа была расцветом концертного пианизма, и он сам был в авангарде этого процесса, имея безграничные технические возможности. До сих пор его виртуозность остаётся ориентиром для современных пианистов, а произведения — вершинами фортепианной виртуозности.

Для любимого инструмента Лист написал свыше 500 сочинений. Его уже давно по праву называют новатором в области фортепианной музыки, которая определяется новизной трактовки инструмента: фортепиано рассматривается им по выразительным и техническим возможностям как равный симфоническому оркестру. Впрочем, приведу меткое выражение русского музыкального критика В.Стасова: «Ференц Лист обновил звучание фортепиано, сделав из него неведомую, неслыханную вещь – целый оркестр!» И это соответствует действительности. Вслед за Бетховеном, он превратил фортепиано из салонного инструмента в концертный.

Все это в полной мере проявилось в его свободной одночастной  Фантазии на венгерские темы для фортепиано с оркестром, которой открылась недавняя концертная программа. Солисткой выступила Динара Илхомжонова. В основу этого опуса композитор положил темы родных венгерских песен. Пианистке и оркестру под управлением Камолиддина Азимова удалось передать сложную картину, состоящую из разнохарактерных эпизодов с темами, исполненными национальной героики и пейзажных зарисовок, зажигательных танцев и драматических повествований. Фантазия прозвучала свежо и искренне.

Далее последовало исполнение Пляски смерти для фортепиано с оркестром. Солировала Диляра Ислямова. Этот опус представляет собой парафразу, то есть свободную фантазию на тему мрачного средневекового напева «Dies irae» - «День гнева» - с шестью вариациями. На его создание Листа вдохновило знакомство с произведениями немецкой и итальянской живописи XIV – XVI веков, в которых отображена мысль «о бренности всего земного». В интерпретации «Пляски смерти» Ислямова подчеркнула трагическое настроение, свойствен­ное этому опусу. В игре пианистки преоблада­ли чрезвычайная серьезность, глубина, мистицизм. Она играла живо, динамично. Нельзя не отметить и прекрасное взаимопонимание солиста, дирижёра и оркестра.

Финал монографического вечера «Ференц Лист» венчал Второй концерт для фортепиано с оркестром (А-dur) – произведение исполняемое гораздо реже Первого концерта. Этот опус композитор написал в 1861 году. Он посвятил его своему ученику Гансу фон Бронсарту, который его впервые и исполнил вместе с Листом. Солисткой была Санобар Абдугаффорова. Юная исполнительница смогла передать всю красоту музыки великого венгра, а также контрастные состояния раздумья, волевого порыва, нервного возбуждения, элегической мечтательности героики. Она  играла концерт легко, виртуозно. Между исполнительницей, дирижером и оркестром слышалось взаимопонимание, что больше всего привлекало слушателей.

Следует отметить и творческий потенциал Камолиддина Азимова, каждое движение рук которого соответствовало эмоциональному всплеску опусов Листа. Необходимо отметить еще одну важную закономерность – это постоянное расширение собственного репертуара.

Концерт завершился бурными аплодисментами  слушателей, которые заинтересованно, с благодарностью и вниманием принимали каждый номер программы монографического вечера.

 

                                                                 Гули Атамирзаева, студентка

                                       Государственной консерватории Узбекистана  





Другие материалы рубрики

06.12.2016 / 15:32:09

Воскресный концерт состоялся в конференц-зале Ташкентской и Узбекистанской епархии

Минувшее воскресенье – четвёртое декабря 2016 года - надолго запомнится жителям Узбекистана: мы избирали нового президента страны. Далее...

05.12.2016 / 09:22:36

Ёшлар симфоник оркестрининг "Олтин куз" оҳанглари

"Ўзбекистон" халқаро анжуманлар саройида Ёшлар симфоник оркестрининг концерти бўлиб ўтди. Далее...

01.12.2016 / 09:14:16

Вечер классической музыки

Уже давно открыли концертные сезоны ташкентские коллективы, успешно выступающие с разнообразными концертными программами в различных залах Государственной консерватории Узбекистана. Далее...

29.11.2016 / 18:13:51

Нынешний год в музыкальном мире проходит под знаком столетнего юбилея классика узбекской музыки – Сулеймана Юдакова

Творческое наследие выдающегося композитора, народного артиста Узбекистана Сулеймана Юдакова (1916-1990)- одна из самых ярких страниц узбекской национальной музыкальной культуры ХХ века. Далее...

28.11.2016 / 22:26:02

Музыка в радость

Музыкант из Израиля Таль Кравиц за последнее десятилетие посетил свыше 40 стран, а в ноябре он побывал в Узбекистане. Практически все его представления были даны для детей с ограниченными возможностями в Республиканском центре социальной адаптации детей в Ташкенте и его отделений в Фергане и Самарканде, Доме Мурроват в Бухаре и в Худжанде. Специально для этих выступлений Таль Кравиц выучил узбекские и таджикские мелодии и популярные песни Далее...





24.04.2024 / 12:09:37
Виктор Апухтин представляет выставку " Я вижу цветы Райского сада"
 
23.04.2024 / 12:48:05
В экспозиционном пространстве университета Ка-Фоскари, Венеция состоялось открытие флорентийского раздела выставки "Узбекистан: Авангард в пустыне"
 


10.04.2024 / 12:00:56
Предстоящий в Узбекистане международный фольклорный фестиваль "Весна Байсуна" в фокусе внимания СМИ Казахстана
 
09.04.2024 / 17:18:38
Accor откроет новый отель рядом с международным аэропортом Ташкента
 


14.04.2024 / 14:09:26
Мэтр узбекского музыкального искусства. Сулейман Юдаков. (14 апреля 1916.-1990 годы)
 
17.02.2024 / 11:26:49
Аральская песня Рафаэля Матевосяна
 


22.04.2024 / 12:28:08
Посольство США и представители Министерства дошкольного образования Узбекистана провели в отеле "Интерконтиненталь" церемонию завершения программы "Англоговорящая нация". Но будет другое продолжение...
 
21.04.2024 / 13:32:11
Вспоминая недавнюю встречу в Клубе "Интеллектуал". Почему все получилось отлично...Почему так должно быть всегда. Авторитетное мнение членов клуба и не только…
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте