Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
10.12.2016 / 22:03:40
Монографический концерт "ФЕРЕНЦ ЛИСТ"«Ученик - это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь, а зажечь факел может лишь тот, кто сам горит». Эти слова принадлежат древнегреческому философу Плутарху, которые в полной мере можно отнести к известной узбекистанской пианистке, профессору кафедры специального фортепиано Государственной консерватории Узбекистана Сайеры Гафуровой, чье имя хорошо известно не только в нашей республике. Память хранит исполненные ею в один вечер шесть фортепианных концертов И.С.Баха, цикл концертов «Людвиг ван Бетховен» и ряд других. Но Сайера Акмаловна не только сама играет на концертной эстраде, но зачастую и с учениками своего класса, либо выставляет их в качестве солистов того или иного классического концерта как это было на недавнем монографическом вечере «Ференц Лист», который состоялся в Большом зале Ташкентской консерватории. В его программе принял участие симфонический оркестр Музыкального театра-студии Государственной консерватории Узбекистана (художественный руководитель Гайрат Абраров), солистки – лауреаты Международных конкурсов Динара Илхомжонова, Диляра Ислямова, Санобар Абдугоффорова и дирижер - магистр 2 курса (класс заслуженного деятеля искусств Узбекистана Э.Азимова) Камолиддин Азимов. Этот год был успешным как для С.А.Гафуровой, так и для ее воспитанниц: она была удостоена звания заслуженной артистки Республики Узбекистан, а Динара, Диляра и Санобар стали лауреатами Международных фортепианных конкурсов в Италии и Франции. Поэтому не случайным был выбор монографической программы «Ференц Лист» - великого венгерского композитора, одного из ярчайших представителей музыкального романтизма. Он был основоположником Веймарской школы и одним из величайших пианистов XIX столетия. Эпоха Листа была расцветом концертного пианизма, и он сам был в авангарде этого процесса, имея безграничные технические возможности. До сих пор его виртуозность остаётся ориентиром для современных пианистов, а произведения — вершинами фортепианной виртуозности. Для любимого инструмента Лист написал свыше 500 сочинений. Его уже давно по праву называют новатором в области фортепианной музыки, которая определяется новизной трактовки инструмента: фортепиано рассматривается им по выразительным и техническим возможностям как равный симфоническому оркестру. Впрочем, приведу меткое выражение русского музыкального критика В.Стасова: «Ференц Лист обновил звучание фортепиано, сделав из него неведомую, неслыханную вещь – целый оркестр!» И это соответствует действительности. Вслед за Бетховеном, он превратил фортепиано из салонного инструмента в концертный.
Все это в полной мере проявилось в его свободной одночастной Фантазии на венгерские темы для фортепиано с оркестром, которой открылась недавняя концертная программа. Солисткой выступила Динара Илхомжонова. В основу этого опуса композитор положил темы родных венгерских песен. Пианистке и оркестру под управлением Камолиддина Азимова удалось передать сложную картину, состоящую из разнохарактерных эпизодов с темами, исполненными национальной героики и пейзажных зарисовок, зажигательных танцев и драматических повествований. Фантазия прозвучала свежо и искренне. Далее последовало исполнение Пляски смерти для фортепиано с оркестром. Солировала Диляра Ислямова. Этот опус представляет собой парафразу, то есть свободную фантазию на тему мрачного средневекового напева «Dies irae» - «День гнева» - с шестью вариациями. На его создание Листа вдохновило знакомство с произведениями немецкой и итальянской живописи XIV – XVI веков, в которых отображена мысль «о бренности всего земного». В интерпретации «Пляски смерти» Ислямова подчеркнула трагическое настроение, свойственное этому опусу. В игре пианистки преобладали чрезвычайная серьезность, глубина, мистицизм. Она играла живо, динамично. Нельзя не отметить и прекрасное взаимопонимание солиста, дирижёра и оркестра. Финал монографического вечера «Ференц Лист» венчал Второй концерт для фортепиано с оркестром (А-dur) – произведение исполняемое гораздо реже Первого концерта. Этот опус композитор написал в 1861 году. Он посвятил его своему ученику Гансу фон Бронсарту, который его впервые и исполнил вместе с Листом. Солисткой была Санобар Абдугаффорова. Юная исполнительница смогла передать всю красоту музыки великого венгра, а также контрастные состояния раздумья, волевого порыва, нервного возбуждения, элегической мечтательности героики. Она играла концерт легко, виртуозно. Между исполнительницей, дирижером и оркестром слышалось взаимопонимание, что больше всего привлекало слушателей. Следует отметить и творческий потенциал Камолиддина Азимова, каждое движение рук которого соответствовало эмоциональному всплеску опусов Листа. Необходимо отметить еще одну важную закономерность – это постоянное расширение собственного репертуара. Концерт завершился бурными аплодисментами слушателей, которые заинтересованно, с благодарностью и вниманием принимали каждый номер программы монографического вечера.
Гули Атамирзаева, студентка Государственной консерватории Узбекистана
|
|