Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
13.12.2016 / 10:25:48
Музыка – его любовь и профессия (штрихи к портрету Камолиддина Азимова)Камолиддин Азимов принадлежит к числу молодых музыкантов. Композитор, исполнитель, педагог, дирижер, лауреат первого Республиканского конкурса молодых композиторов он невероятно творческий и увлечённый любимым делом человек. «Делай то, что ты любишь, и люби то, что ты делаешь» - эта фраза, пожалуй, лучше всего подойдёт, чтобы охарактеризовать этого молодого талантливого музыканта. Камолиддин родился 4 июня 1990 года в Бухаре. В этом древнем и красивом городе прошли его детские годы. Сколько он себя помнит, в доме постоянно звучала музыка. Несмотря на то, что его родители не были профессиональными музыкантами, они всегда почитали и классическую, и национальную музыку. Так что маленький Камолиддин с детства оказался в ее плену. Тогда же и проявились его музыкальные способности. Отец Камоллидина по профессии был педагогом, мама всю свою жизнь посвятила семье и всегда была ее надежной опорой. Но в тот период в приоритетах у родителей была профессия медика, поэтому они хотели, чтобы их мальчик стал врачом. Однако, увидев в нем талант, они не стали мешать сыну, а наоборот, всячески поощряли его развитие, оказывая поддержку рано обнаружившимся разносторонним способностям ребенка. Уже со школьных лет он активно участвовал в различных мероприятиях. Очень любил уроки пения, и даже некоторое время занимался академическим вокалом. В 2003 году Камолиддин поступает в Бухарский колледж искусств имени М. Ашрафи. Стремление к знаниям у него было огромным. Здесь под руководством Б.Улмасова (традиционная музыка), И.Туклиева (дирижирование) он постигает азы профессии музыканта. По специальности кашгарского рубаба он занимался у Т.Икромова. Сегодня Азимов с теплом вспоминает своих учителей, говоря, что на них ему невероятно повезло. В 2006 году Камолиддин поступает в Государственную консерваторию Узбекистана на факультет «Исполнительство на народных инструментах» по классу кашгарского рубаба и дирижера оркестра народных инструментов. Годы учебы в Alma mater были наполнены упоительным трудом – постижением профессии музыканта, личность которого органически многогранна. В этом, безусловно,юношепомогли его педагоги: старший преподаватель Шерзод Умаров, доцент Хусан Набиев, профессора Фируза Абдурахимова и Мирхалил Махмудов – высокие профессионалы, интеллигентные, внимательные и отзывчивые люди. Так, Хусан Набиев, чуткий педагог, тонко чувствующий индивидуальность своего ученика, великолепно умеющий найти подход к творческой личности, воспитал в Камолиддине не только профессионала, но и человека владеющего мастерством, искусством «живого» звука, умением чувствовать инструмент, пользоваться всеми его красками и тембрами. Это все сделало Азимова не только профессиональным рубабистом, но и очень помогло впоследствии как дирижеру. В классе Фирузы Равшановны Камолиддин познал основы дирижерского искусства, мануальной техники, более углубленное понимание стиля и жанра музыки, принципы формирования репертуара. Удивительный человек, фанатично преданный своей профессии, она всегда помогает своим ученикам в творческом развитии. Смыслом ее жизни является честное служение высокому искусству. Этому профессор учит и своих подопечных. Благодаря встрече с Фирузой Равшановной, Камолиддин принял решение стать еще и дирижером. Мирхалил Махмудович Махмудов – один из ярчайших представителей композиторской школы Узбекистана. Опытный и чуткий педагог, он сумел пробудить в своем ученике интерес к профессиональному творчеству. В его классе всегда царит теплая обстановка и доброе отношение, а на учениках нет «махмудовского» штампа, потому как Мирхалил Махмудович дает им возможность по-своему думать, по-своему выражать мысли, чтобы у каждого был свой стиль, несмотря на то, что вначале он не вполне сформировавшийся, но, тем не менее, свой. Уже во время учебы определилась тяга Камолиддина к области инструментальной музыки. Среди его студенческих работ Сюита для фортепиано с оркестром, 4 прелюдии, Фантазия для двух фортепиано, Концерт для чанга с оркестром, Поэма-фантазия, а также песня для голоса и фортепиано. В 2015 году Камолиддин во второй раз поступает в магистратуру. На этот раз на факультет оперно-симфонического дирижирования в класс заслуженного деятеля искусств Узбекистана Э.Азимова – музыканта с огромным исполнительским опытом и прекрасным знанием оркестровой литературы, занятия которого молодой музыкант посещает с повышенным интересом. Также он создал в 2015 году камерный оркестр народных инструментов «Истиклол ешлари», презентация которого прошла в Большом зале Государственной консерватории Узбекистана. С этого периода коллектив выступает с разнообразной концертной программой, пропагандируя как классическую, так и традиционную музыку. Как правило, выступления «Истиклол ешлари» проходят успешно с теплом приемом слушателей. Камолиддина Азимова можно увидеть за дирижерским пультом и других коллективов - заслуженного коллектива Национального симфонического оркестра Узбекистана, симфонического оркестра Музыкального театра-студии Государственной консерватории Узбекистана и камерного оркестра «Туркистон». Помимо этого он является участником Республиканских фестивалей – «Навруз садолари», «Давр садолари». К этому следует добавить и педагогическую деятельность К.Азимова, которую он успешно ведет в Государственной Консерватории Узбекистана на кафедре «Исполнительство на народных инструментах». Несмотря на занятость у Камолиддина остается время и для композиторского творчества. Он является одним из перспективных молодых композиторов Узбекистана, отличающийся своим неповторимым стилем. Творческое общение с народной музыкой обогатило мелодический и ладогармонический язык Азимова. Музыкально-выразительные средства отмечены удивительной свежестью и ясностью. Основные его творческие сферы сфокусированы в фортепианной и симфонической музыке. Одним из значимых произведений для Камолиддина Азимова является Фортепианный концерт (D dur), написанный в 2011 году, который стал еще одной ступенью творческого восхождения и первым обращением молодого композитора к столь распространенному жанру, являющимся самым «старшим» по возрасту в узбекской концертной литературе. Как справедливо отмечает известный музыковед Н.С.Янов-Яновская, «основоположник его Г.А.Мушель основал и определенную традицию: классический трехчастный цикл интерпретировался с позиций стилевого синтеза, характерного для этого композитора вообще (Рахманинов - Прокофьев - узбекский мелос. /История узбекской музыки, т.III. Т. 1991. С.181.). Опус Азимова тоже состоит из трех контрастных частей. Здесь на лицо влияние Сергея Прокофьева – одного из любимых композиторов Камолиддина, в котором он ценит силу юношеского жизнелюбия, экстатическое провозглашение радости бытия, театральность. Музыка концерта Азимова – это речь от лица героя, которым является сам автор. Выдержанный в рамках классической традиции, концерт отличается свежестью, непосредственностью, юношеской бравадой. Волевое, активное начало соединено в нем с проникновенной лирикой, восходящей к фольклору. Партитура насыщена яркими по выразительности и ритмике темами, сочетающими особенности узбекско-таджикской национальной музыки с традициями концертного симфонизма. Фортепианный опус Азимова - это настоящий концерт, а не просто пьеса для фортепиано с оркестром. В нем есть масштабность, есть яркое острое противопоставление и соревнование солиста и коллектива. Этот концерт органично вписывается в богатейший контекст узбекской музыки. Не случайно опус Камолиддина Азимова был отмечен второй премией на Республиканском конкурсе композиторов в конце прошлого года, которым он сам и дирижировал, а солировала замечательная ташкентская пианистка, заслуженная артистка Узбекистана, профессор Адиба Шарипова в сопровождении симфонического оркестра Музыкального театра-студии Государственной консерватории Узбекистана. А в феврале нынешнего года состоялась премьера его Фантазии на тему казахской народной песни «Саулэм ай» в исполнении камерного оркестра «Туркистон» под управлением автора. Этот опус привлек внимание слушателей яркостью, броскостью тематизма, приподнятостью общего звучания. Также перу К.Азимова принадлежат: оратория «Ты восхитительна, Древняя Бухара» на стихи Х.Даврона, увертюра, дуэт «Бахор хотиралари» для фортепиано, пьесы, прелюдии и другие опусы. Немало произведений написано молодым композитором и для оркестра народных инструментов – это увертюры «Тасанно» и «Эътироф», концерты для кашгарского рубаба и бас дутара. Каждое из этих произведений раскрывает все новые грани его таланта. В 2013 году он по праву становится членом Союза композиторов Узбекистана. Таким образом, музыка открывает перед Камолиддином Азимовым большие возможности, учит его ставить перед собой цели и добиваться их, помогает развиваться как личности и еще и вдохновляет. Его целеустремленность, требовательность к себе и преданность любимому делу – достойный пример для подражания. Хочется пожелать талантливому музыканту большого и интересного творческого пути, а мы будем ждать новых творческих встреч с ним. Гули Атамирзаева, студентка Государственной консерватории Узбекистана
|
|