Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
18.04.2017 / 23:34:49
"Путь истины, через страдания" 1+1=3«Только через страдание приходит истина… Это верно будьте покойны. Но за знание истины ни денег не платят, ни пайка не дают. Печально, но факт». Михаил Булгаков. С этой глубокой мысли из дневниковых записей Михаила Булгакова начался очередной проект лаборатории Артёма Кима «Театр+ музыка» прошедший 26-го марта 2017 года в театре Марка Вайля «Ильхом» с музыкальным ансамблем «Omnibus». Неожиданный замысел программы был основан на творчестве Михаила Булгакова, были прочитаны тексты талантливыми актерами театра - заслуженной артисткой республики Узбекистан Ольгой Володиной, Юлией Плакидой, Наталией Ли с ансамблем «Omnibus», исполнившим струнные квартеты №3 и №5 Дмитрия Шостаковича. В проекте «Театр + музыка» главной идеей - были размышления о внутреннем мире художников ХХ века, через объединение их творчества с целью создать, что - то новое, где это новое рождалось бы у каждого побывавшего на этой музыкально - поэтической композиции. В ассоциациях при слушании композиции отчетливо рождается мысль о том, что начальный текст, в концерте прочитанный Ольгой Володиной является главной мыслью для понимания внутреннего мира Михаила Булгакова, т.е. толчком для открытия своего собственного мира, как начало познания самого себя. Фраза «Только через страдания приходит истина…Это верно будьте покойны. Но за знания истины ни денег не платят, ни пайка не дают. Печально, но факт» позволяет не только принять художественный мир гения своего времени, но и направляет наше собственное понимание жизни, через призму чувств, страдания и одиночества. Так как принять мысли, обращаемые к своему внутреннему миру, особый процесс, способствующий духовному росту. Объединение в музыкально - поэтической композиции двух миров: М. Булгакова, через его дневниковые записи, раскрывающие темы судьбы, одиночества, страдания, размышлений о жизни и о любви и Д.Шостаковича исполнением струнных квартетов №3 и № 5 в музыке которого были зашифрованы его мысли о пути познания жизни, дыхание окружающей действительности, образы борьбы и испытаний. Путь познания человеком жизни, как процесс познания самого себя - такова примерно идея №5 струнного квартета Д. Шостаковича. Как отметил в своем научном труде, посвященном камерным инструментальным ансамблям Д. Шостаковича, Виктор Петрович Бобровский « Смысл первых трех частей третьего квартета воплощен в пределах первой части пятого. Конечные итоги (оба финала) имеют много общего - лирическая подвижность рефрена - образ вечного круговорота жизни «веретена времени».[1] В своих мыслях о рождении музыки Д. Шостакович отмечал что она основывается на мировоззрении художника, но в ней произведение приобретает абсолютно самостоятельное значение, что « Музыка должна высекать огонь из сердца».[2] Заканчивая отзыв о концерте, именуемом как музыкально – поэтическая композиция проекта лаборатории Артёма Кима «Театр + музыка» хотела бы отметить, что концерт по характеру своего исполнения был все же нетипичным. Как и для актеров и музыкантов, так и для публики было не столь сложно исполнять и слушать, насколько сложнее оказалось принять и пропустить через собственные мысли и чувства ее содержание. В композиции были пережиты целые судьбы через мимолётные радости и долговременные страдания, приводящие каждого к своему пониманию истины жизни…! «Эти страдания, приводящие к раскрытию истины, возникающее через нечто земное, не дающее человеческому сердцу и духу полного и окончательного удовлетворения для достижения настоящего счастья, не достигнув просветления». Именно эта философская концепция Д. Лингвида[3], описывающая метафизический вид страдания, гармонично ассоциировалась в моих мыслях с содержанием музыкально - поэтической композиции проекта. «Судить и оценить – дело слушателей и времени, лучшего критика».[4]
Фатима Кистабаева, музыковед.
[1] В. Бобровский Камерные инструментальные ансамбли Д. Шостаковича. [2] Д. Шостакович. М.1967. Как рождается музыка « Литературная газета от21 декабря 1965 г. [3] Д. Лингвид Благородный восмеричный путь Будды. [4] Д. Шостакович. М.1967. Как рождается музыка « Литературная газета от21 декабря 1965 г.
|
|