Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
30.04.2016 / 23:41:08
Всенародно любимый: К 100-летию Соломона (Сулеймана) Александровича Юдакова14 апреля исполнилось 100 лет со дня рождения Соломона (Сулеймана) Александровича Юдакова — ярчайшего и любимого народом композитора, одного из зачинателей новых жанров в национальном искусстве бухарских евреев, таджиков и узбеков, создателя первой узбекской комической оперы «Проделки Майсары», комедийно-сатирического балета «Юность Насреддина», гимна Республики Таджикистан. Композитор Соломон Юдаков кометой пролетел над землей, оставив яркий след в музыкальной культуре народов Средней Азии. Ядро этой кометы составляют мелодии, песни и танцы Бухары, искрометные шутки аския Коканда, великая московская композиторская школа и, конечно же, многоликий, полифоничный, полиэтничный Ташкент с его развитой концертно-филармонической, оперной, театральной культурой, давший возможность талантливому композитору осуществить свои самые дерзновенные и возвышенные творческие планы. Почему мы так любим Юдакова и гордимся им? Ответ на этот вопрос не может быть однозначным, ибо личность композитора, его жизнь и творчество были такими же сложными, как и время, в которое он творил. Его нет с нами четверть века, но его музыка переходит из поколения в поколение, находя отклик в сердцах слушателей. Его творчество широко представлено на концертной эстраде, оперной сцене и всенародно любимо! Соломон Юдаков – солнечный, радостный, сияющий, уносящий ввысь своим ликованием, легко узнаваемый, увлекающий, нескучный творец музыки. Самое главное, он был способен с легкостью гения передать природу музыкального юмора. Это качество творчества Юдакова приобщает его к немногочисленным композиторам с уникальным даром вызвать улыбку музыкой, развеселить её звуками, покоряя слушателей в разных концах мира её красотой и совершенством. Это – от Бога! Соломон Юдаков был сам продолжением своей музыки, ибо в характере композитора сочетались жизнерадостность, общительность, дружелюбие с обостренным чувством собственного достоинства, эмоциональной ранимостью, резким неприятием тупости и ограниченности. Сегодня, отдаляясь от эпохи, в которой творил композитор, поражаешься тому, что ему удавалось быть таким свободным и творчески независимым в те годы. Живя в эпоху, полностью затопленную панегириками, славословием по поводу «великих подвигов и свершений», при этом обласканный властью, признанный с самых первых своих сочинений, удостоенный государственных званий и премий, Соломон Юдаков, как, впрочем, и такие корифеи искусства, как, например, Аркадий Райкин, Исаак Дунаевский, оставался большим художником, мог смело веселиться и веселить. А это – удел людей свободных. Одним из высших творческих достижений Юдакова стала комическая опера «Проделки Майсары» – первое и пока единственное узбекское произведение в этом жанре. Она была создана во времена хрущевской оттепели и отразила общественное настроение того времени, обусловленное либерализацией режима, освобождением политических заключённых, ослаблением тоталитарной власти, появлением некоторой свободы слова, относительной демократизацией политической и общественной жизни, открытостью западному миру, большей свободой творческой деятельности. В эти годы композитор смог выразить себя поистине во всей полноте, реализовав свой потенциал в музыкальном шедевре «Проделки Майсары». В течение двух лет с огромным творческим увлечением работал композитор над своим детищем, и успех на сцене Ташкентского театра оперы и балета им. А.Навои 6 января 1959 года стал триумфом узбекской композиторской национальной школы. Опера «Проделки Майсары» завершила период двух и трех соавторов, являясь авторским сочинением Соломона Юдакова от первой до последней ноты. «Смех, стоявший в тот вечер в зале, напоминал реакцию собравшихся на представление кызыкчи или аския, – пишет в своих воспоминаниях народная артистка Узбекистана Гавхар Рахимова. – Широкое признание опера получила сразу же после показа на декаде узбекской литературы и искусства в Москве в феврале 1959 года. В последующие годы опера шла на сценах семи театров на шести языках – узбекском, русском, таджикском, киргизском, туркменском, башкирском. В 1975 году постановку оперы С.Юдакова осуществил Лодзинский музыкальный театр в польской редакции. Об успехе «Майсары» на польской сцене свидетельствует тот факт, что только в первые три месяца после премьеры состоялось 55 спектаклей». Дополню, что успешно опера «Проделки Майсары» прошла, в частности, на сцене московского театра «Ромэн» (1960) с участием актера Бориса Ташкентского (Мордухаева), отец которого, Рошель Мордухаев, играл в премьерном составе в ташкентском театре Навои. А через полвека спектакль с музыкой Юдакова был поставлен народным артистом Узбекистана Сасоном Биньяминовым в Израиле, в городе Рамле, где дирижировал выпускник Ташкентской консерватории Яаков Юнаев. Память о композиторе свято чтит общественность Узбекистана. Ярким свидетельством трепетного отношения к его творчеству, роли в становлении и развитии музыкальной культуры страны являются издание его произведений – песен, романсов, клавиров оперы и балета, монографий и исследований – под руководством профессора Веры Зиновьевны Плунгян. В течение многих лет она постоянно занимается изучением и популяризацией творчества Соломона Юдакова как в Узбекистане, так и за его пределами, стремясь охватить наследие замечательного композитора, приблизить его к современному слушателю, сделать притягательной его музыку для новых поколений музыковедов и журналистов. Проявлением высокого уважения к композитору является и многогранная деятельность музея-квартиры Соломона Юдакова, расположенного в центре столицы, в Доме Союза композиторов Узбекистана. Особой благодарности, несомненно, заслуживает подвижнический труд Бориса Бабаева – известного далеко за пределами Узбекистана публициста и общественного деятеля, достойно выполнившего свой сыновний долг по отношению и к памяти Соломона Юдакова, и ко всему нашему народу. Им изданы книги, написаны статьи, собраны уникальные материалы, создан документальный фильм, посвященный творчеству композитора. Автору этих строк посчастливилось организовать премьеру фильма «Избранник музыки созвездий» и других кинофильмов Бабаева, которые успешно прошли в Нью-Йорке в 2013 году и вызвали положительные отклики специалистов и критиков. Деятельность Соломона Юдакова формировалась, получила расцвет и всенародную любовь в Узбекистане, но не ограничивается этим. В 1940 – 1948 годах композитор работал в Таджикистане, создав там немало произведений, в частности Государственный гимн республики, который и по сей день звучит ежедневно в эфире таджикского радио и телевидения. Юбилей всенародно любимого композитора Соломона Юдакова будет отмечаться в США. На 2016 год в Нью-Йорке намечены конференция и концерт, посвященные 100-летию со дня рождения Соломона Юдакова. В них примут участие народная артистка Узбекистана Мухаббат Шамаева, заслуженный артист Узбекистана, солист «Метрополитен-опера» Иосиф Шаламаев, заслуженная артистка Таджикистана Роза Мулложанова, заслуженный артист Узбекистана Яаков Хахамов, заслуженный артист Узбекистана Эдуард Калонтаров, народный артист Туркмении Бен Исаков, отличники культуры Таджикистана Тамара Катаева и Борис Катаев, а также приглашенные из Узбекистана музыковеды, композиторы, певцы и журналисты. Столетие Соломона Юдакова – это юбилей гения, озарившего своим искусством сердца миллионов людей, подарившего нам всем огромную радость своей бессмертной музыкой.
О композиторе Сулейман (Соломон) Юдаков родился в Коканде в семье бухарских евреев. Оставшись без родителей, с 12-летнего возраста воспитывался в Кокандском детском доме. Здесь начались его первые систематические занятия музыкой: обучение нотной грамоте, игре на балалайке, мандолине, гитаре, духовых инструментах. Его первым учителем музыки был Михаил Генрихович Найгоф. 1932 год — Сулейман начинает учёбу на музыкальном рабфаке при МГК имени П.И. Чайковского по классу флейты. 1939 год — студент композиторского факультета консерватории в классе Р.М. Глиэра. 1941 год — с началом войны композитор прерывает учёбу и возвращается в Ташкент. В 1944 году им была написана мелодия гимна Таджикской ССР. Позднее написанная им мелодия легла в основу современного гимна Таджикистана. 1945 год — пишет музыкальную драму «Сын» («Фарзанд»). После войны (вторая половина 40-х) создаёт множество произведений: «Восточная поэма» для скрипки с фортепиано; «Фантазия для скрипки, виолончели и фортепиано»; «Танцевальная сюита» для двух фортепиано. Композиция сюиты трёхчастна: «Хорезмское праздничное шествие», «Азербайджанский лирический танец», «Ферганская пляска». В 1958 году С.А. Юдаков написал первую узбекскую комическую оперу «Проделки Майсары». В 1959 году опера была поставлена в БУзГАТОБ имени А.Навои. Опера имела грандиозный успех. Была переведена на 9 языков и поставлена во многих странах ближнего и дальнего зарубежья (постановка в Московском музыкально-драматическом театре «Ромэн» — в 1960 году; в польском городе Лодзь — в 1975 году). В 1967 году Юдаков создал первый узбекский комический балет «Юность Насреддина». С.А. Юдаков умер 5 ноября 1990 года. Похоронен в Ташкенте, на бухарско-еврейском кладбище. В начале декабря 2008 года в Ташкенте открылся для посетителей Музей-квартира Сулеймана Юдакова в Доме композиторов Узбекистана по улице Я.Гулямова, 69. Музей Сулеймана Юдакова создан группой энтузиастов во главе с журналистом Борисом Бабаевым, поклонником его музыки, при поддержке Союза композиторов Узбекистана.
Рафаэль Некталов Источник: газета "Бухариан таймс"
|
|