Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
04.10.2014 / 11:42:21
В столице состоялся вечер, посвященный дню рождения Сергея ЕсенинаВстреча с творчеством Есенина в конференц-зале РЦНК Уз открывалась мелодичным звучанием песен на его стихи и видео-панорамой села Константиново Рязанской области – родины великого русского поэта. Они позволили участникам и гостям литературно-музыкального вечера проникнуться не только мелодичной поэзией С.А. Есенина, но ощутить себя неотъемлемой частью природы, которая послужила источником вдохновения поэта и помогла ему воплотить в жизнь свои неповторимые творческие замыслы. Организаторы вечера – руководитель клуба «Мангалочий дворик Анны Ахматовой» А.В. Маркевич и заведующая библиотекой РЦНК Н.В. Горбунова - подготовили с помощью молодых курсантов – учащихся колледжей, дополнительно обучающихся здесь гуманитарным наукам, обширную просветительскую программу, связанную с жизнью и поэтическим творчеством Сергея Александровича Есенина(1895-1925). А. В. Маркевич рассказала о страницах жизни С. Есенина. В 1915 году С. Есенин из Москвы приехал в Петроград, где встретился с Александром Блоком и прочел ему свои стихи. Первый поэт революционной России, её «трагический тенор» (А. Ахматова) высоко оценил и написал поэту, прозаику, драматургу, критику Сергею Городецкому: «Приласкайте молодой талант. В кармане у него рубль, а в душе богатство». В 1916 году выходит первый сборник стихотворений С. Есенина – «Радуница». Критики с восторгом приняли этот сборник, отмечая непосредственность и природный вкус автора. Мечта крестьянского поэта из глубокой российской провинции сбылась. Его признали, его читают, его любят. Популярность С. Есенина была безгранична. А.В. Маркевич подробно рассказала о пребывании Сергея Есенина в Ташкенте в мае 1921 г, о «ташкентской родовой веточке Есениных», о своих встречах с дочерью Сергея Есенина – Татьяной Сергеевной Есениной, которая прожила в Ташкенте больше полувека и принимала активное участие в создании есенинского музея в Ташкенте. А.В. Маркевич прочитала посвящение С. Есенина своей дочери: «Голубая да весёлая страна». Он горел и в стихах, и в жизни, и в любви. В личной жизни поэта было много увлечений, но только избранные женщины оставили глубокий след в его судьбе и творчестве: Зинаида Райх, Айседора Дункан, Софья Толстая. Надежда Вольпин, Августина Миклошевская, Галина Бениславская. В программе прозвучали лучшие стихи русского поэта о природе, любви, дружбе в исполнении самих курсантов: «Русь», «Русь Советская», «Песнь о собаке», «Персидские мотивы», «Письмо матери», «Ты запой мне ту песню», посвящение А. Ширяевцу «Мы теперь уходим понемногу», посвящение Айседоре Дункан «Я помню, любимая, помню…» и многие другие. Высокая поэзия С. Есенина, прозвучавшая на вечере в РЦНК, ещё раз подтвердила точные слова Горького о том, что «Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный Природой исключительно для поэзии». И действительно, ни один поэт ни до, ни после Есенина так не исповедовался в своих стихах, не выворачивал душу наизнанку настолько безжалостно и откровенно… Поэзия для него самого была смыслом всей его короткой жизни, так как он пел не голосом, а кровью сердца:
Рубцевать себя по нежной коже,
Эту характерную особенность унаследовал наш современник Вл. Высоцкий, которому была очень близка поэзия С. Есенина в целом и особенно образ Хлопуши из его поэмы «Пугачёв», которую Есенин завершил в Ташкенте. Не случайно в 1973 году Московский театр на Таганке привёз этот спектакль режиссёра Ю. Любимова в узбекскую столицу. На вечере был показан видеофрагмент из этого замечательного спектакля – монолог Хлопуши в исполнении В. Высоцкого. Многие на вечере впервые услышали фонограмму голоса С. Есенина, читавшего «Я покинул родимый дом». Сохранилась также фонограмма голоса С. Есенина, декламирующего монолог Хлопуши» из его поэмы «Пугачёв»: «Я хочу видеть этого человека…». Если сравнить чтение С. Есенина и исполнение В. Высоцкого того же монолога – можно найти общее драматическое, лучше сказать, трагическое озвучивание текста - на разрыв аорты. Программу украсило выступление известного певца Павла Борисова, давнего друга клуба «Мангалочий дворик Анны Ахматовой». Он проникновенно своим бархатным баритоном исполнил романс «Никогда я не был на Босфоре» из цикла «Персидские мотивы» С. Есенина и свои песни из нового альбома на стихи Раима Фархади, Геннадия Серебрякова и Рано Кравцовой. В новых песнях доверительно прозвучал отголосок проникновенной до глубины души есенинской лирики и вызвал не только овацию в зале, но и слёзы на глазах у зрителей. Приятным сюрпризом для всех стало выступление лауреата международного фестиваля авторской песни «Осенний аккорд-2014» Ярослава Корочкина. Он исполнил песню под гитару «Отчего луна так светит тускло на сады и стены Хорасана?…» из самого лирического цикла «Персидские мотивы» С. Есенина. Завершилась литературно-музыкальная программа, посвящённая Дню рождения С. Есенина, красочным видеоклипом: «Отговорила роща золотая берёзовым весёлым языком…». Все собравшиеся зрители подпевали знакомые слова любимой песни, не сдерживая своих слёз, – те, кто очень хорошо знал поэзию С. Есенина и кто, возможно, так глубоко и разносторонне, прикоснулся к ней впервые. В заключение вечера Н.В. Горбунова познакомила поклонников русской поэзии с насыщенной литературной программой на октябрь и пригласила всех на традиционные «Цветаевские костры», которые пройдут во дворе РЦНК девятого октября этого года. Гуарик Багдасарова
|
|