Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. | ![]() |
|
|
![]() |
30.09.2025 / 19:57:27
Ко Дню учителей и наставников Качественное образование молодежи - определяющее условие развития нации![]()
Десять лет тому назад, в 2015 году Генеральная ассамблея ООН приняла 17 Целей устойчивого развития. Была выстроена четкая глобальная архитектура мониторинга развития по всем важным аспектам развития стран. После таких насущных целей, как «ликвидация нищеты», «ликвидация голода», «хорошее здоровье и благополучие», четвертой ЦУР определено «качественное образование». Этим самым страны мира еще раз подтвердили, что устойчивое развитие невозможно без качественного человеческого капитала, без его главного источника - образования. Согласно данным Национального комитета статистики Республики Узбекистан, на конец августа 2025 года, количество молодежи проживающей нашей стране составило 9, 6 миллионов человек. Это огромная армия молодых людей, численность которых продолжает расти. И это очень хороший показатель, свидетельствующий о том, что нация молодеет и, следовательно, будущее страны будет в крепких руках наших детей. Каждый молодой человек должен понимать, что образование - самый фундаментальный фактор успеха в будущем Об этом сказал Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев в выступлении на общеполитических дебатах 80-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке в сентябре 2025 года: «Завтрашний день, судьба и благополучие мира находятся в руках подрастающего поколения. Наша актуальная задача - привить сознанию молодёжи благородные идеи мира, гуманизма и дружбы, взаимного доверия и уважения». Президент озвучил предложение об учреждении Всемирного движения молодёжи за мир и размещении его штаб-квартиры в Узбекистане. Думаю, что это предложение является свидетельством огромного доверия президента Узбекистана и безграничной веры в силу, потенциал и стремления нашей молодежи. От состояния молодежи во многом зависит процесс развития государства, социально-политическая ситуация в стране, социальный климат, способность страны адаптироваться к изменяющимся внешним вызовам экономического, политического и социального характера, развитие науки, производственной сферы и многие другие процессы. Это интеллектуальный потенциал государства, чья энергия, новые, креативные идеи нужны в момент проводимых в обществе реформ. Спецификой современной молодежи выступает то, что это поколение, с самого рождения находившегося под давлением исторических перемен, взрослело в обстановке кардинального изменения стратегий развития государства, радикальной смены ценностных ориентаций и стереотипов, глубоких политических и экономических трансформаций. Это поколение, которое на себе испытало процесс реформирования различных сфер жизни общества. Сегодня молодые люди более уверенны в себе, активны, больше ценят моменты, свободны и независимы, четко и определенно ставят перед собой цели. Главное, я вижу, что современные молодые люди стали прагматичными, учатся жить рационально, с акцентом на достижение реальных целей, с акцентом на образование, здоровый образ жизни и профессиональный успех, отличаются новыми ценностями и идеалами, у них присутствует стремление достичь чего-то в жизни, самореализовать себя. Молодежи предоставлены большие возможности по повышению гражданской активности, получению образования, дополнительных профессиональных и жизненных навыков, обмену международным опытом, открытию собственного дела, трудоустройству и др. Наш путь развития - это, прежде всего, путь эволюционного движения с модернизацией сознания. Эволюционное развитие должно стать одним из ориентиров на личностном, индивидуальном уровне для каждого жителя Узбекистана. Это готовность к переменам и умение перенимать чужой опыт, ведь модернизация несет за собой изменения во всех сферах нашей жизни. Открытость сознания включает в себя владение информацией о том, что происходит в современном мире и что происходит на территории твоей страны, насколько конкурента выпускаемая продукция, ведь определяющим фактором конкурентоспособности выступает понимание и владение ситуации не только в нашей стране, но и в мире. На встрече со стипендиатами фонда «Эл-юрт умиди» в США, президент подчеркнул, что все реформы и инициативы направлены на развитие страны, а это невозможно без поддержки молодого поколения, подчеркнул роль молодёжи в будущем страны, необходимость сохранения духовного наследия и значение образования. Основной трудностью в процессе модернизации являются риски потери собственной идентичности. С первых дней независимости руководство нашей страны призывает народ знать свою историю, свои корни и найти свое место в изменяющемся, глобальном мире. Сохранение национальной идентичности, имеет большое значение для нашего государства. Одно из ключевых условий успешного развития страны – является сохранение традиций, языка и литературы, культуры и истории своего края. Страна последовательно реализует политику толерантности в нашем обществе, при этом, продолжая активное изучение и широкую популяризацию во всем мире идей просвещённого ислама. В своем выступлении на Ассамблеи ООН, Глава Узбекистана сообщил о скором открытии «уникального для нашего обширного региона Центра исламской цивилизации» и планах провести в ООН специальную презентацию богатого духовного и научного наследия наших великих предков - мыслителей и учёных Имама Бухари, Имама Термези и Имама Матуриди. Думаю, что накануне Дня учителей и наставников предложение президента Узбекистана о презентации духовного и научного наследия наших великих предков на Ассамблеи ООН для представителей всех стран мира, станет для нас дополнительным стимулом более глубокого изучения бесценного наследия великих мыслителей Востока. Например, Имам Бухари - исламский учёный-богослов, хадисовед, правовед. Он был одним из величайших ученых и создателем науки о хадисах. Его авторитетный сборник хадисов «Джами ас-Сахих» считается второй достоверной книгой ислама после священного Корана. Он с детских лет отличался уникальными способностями. Сегодня такого ребенка назвали бы индиго. В совершенстве владел арабским языком и знал наизусть священный Коран, в его памяти сохранялись около 10 тысяч хадисов и их иснады (передатчики). Не менее известный и почитаемый ученик аль Бухари - имам Термези, исламский учёный-богослов, хадисовед и правовед. Автор книги «Джами ат-Тирмизи», известный как «Сунан ат-Тирмизи». Имам Матуриди – мыслитель, основатель одной из школ калама- матуридизма (Калам – в средневековой мусульманской литературе –рассуждение на религиозно-философскую тему). В 2000 году в Узбекистане широко отмечалось 1130-летие со дня рождения имама Абу Мансура аль-Матуриди. К этой дате были изданы его труды, прошла международная конференция и открытие мемориального комплекса на его могиле в Самарканде. Безусловно, мы должны не только гордиться нашими великими предками, но и знать их творения, что бы делиться этими знаниями с другими, но в первую очередь обогащать свой разум полезной и нужной информацией. Одной из основных целей государственной молодежной политики является создание условий для полноценного духовного, культурного, образовательного, профессионального и физического развития молодежи, участия в процессе принятия решений, успешной социализации и направления ее потенциала на дальнейшее развитие страны. Наша молодежь успешно справляется с поставленными задачами, демонстрируют чувство патриотизма, открытость сознания, толерантность и высокий интеллектуальный и личностный потенциал. Помимо этого, в стране реализуется ряд государственных программ и проектов, которые открывают перед молодежью возможности саморазвития, трудоустройства, образования. Именно знания, образование, внимание к науке, сказал президент, являются мостом, который «сокращает путь даже через несколько государств». Главными строителями этого моста, являются представители сферы образования. Каким бы талантливым и искусным не был специалист любой сферы экономики – будь то врач, инженер, ученый, музыкант, дипломат и тысяча других специальностей, первый, кто даст нам знания и научит профессии - Учитель. Отношение к учителям в нашей стране испокон веков отличается уважением и почитанием. Традиция чествования учителей имеет глубокие корни, однако официальный статус в Узбекистане этот праздник приобрел в январе 1996 года. С тех пор 1 октября стало днем выражения благодарности и уважения к труду педагогов и наставников по всей стране. От всей души желаю нашим уважаемым учителям и наставникам крепкого здоровья, творческого потенциала и благополучия в семьях! . Директор Ташкентского филиала РЭУ им. Г.В.Плеханова, академик Каландар АБДУРАХМАНОВ.
| ![]() |
![]()
|