Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная
Панорама
Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
15.06.2016 / 10:22:49

АРАБОГРАФИЧЕСКИЕ НАДПИСИ И ДРУГИЕ СВЕДЕНИЯ О МЕДРЕСЕ АМИР АЛИМ-ХАНА В БУХАРЕ


Сведения о медресе Амира Алим-_хана в Бухаре ( в дальнейшем медресе), опубликованы автором данной статьи в газете Бухарский вестник, интернете. В них освещены история постройки, имя донатора и заказчика строительства , архитектурных особенностей медресе.
Вместе с тем при определении имени донатора и других сведений, на основании изученных публикаций в различных изданиях, выяснилось , что датировка постройки медресе точно не определена , и у некоторых авторов , начиная с 1923г. по настоящее время варьируется концом 19 началом- 20 века.


Об этом свидетельствует и охранная доска установленная на портале медресе где написана дата постройки медресе: «19 аср охири (« конец 19 века»).
Донатор строительства медресе был определен по воспоминаниям последнего эмира Бухары, что не достаточно т,к, это был перевод без оригинала рукописи, там нет сведений срока окончания строительства, медресе.


В паспорте медресе хранящегося в Бухарской инспекции по охране и
использованию объектов культурного наследия имеются сведения о том что медресе построено в1914 – 1915 г., но нет ссылки на источник, лишь сообщается , что медресе и загородный дворец эмира Ситораи Мохи-хоса построены в одно и то же время с пометкой»как на стало известно» ?
Общеизвестно , что на всех памятниках известного архитектурного ансамбля Пои Калян (« у подножия великого»), имеются надписи в которых указаны даты окончания строительства памятников, имена донаторов, иногда народных усто ((мастеров) построивших эти шедевры зодчества. Все донаторы были правителями Бухары. Поэтому надо было найти подтверждение сведений изложенных Амиром Алим-ханом в своих воспоминаниях.
В целях определения по возможности даты постройки медресе надо было исследовать, выяснить наличие арабографических надписей и их сохранность, осуществить их перевод на русский язык. Ведь проектировщики в 80-годах ХХ века сообщали , что в двух местах медресе имеются иероглифические зашифровки арабского текста в геометрическом орнаменте облицовки.


Проведенные исследования дали хорошие результаты. Вместо 2-х арабографических надписей было обнаружено 5. Перевод их на русский язык позволил точно определить год постройки, подтвердить, что заказчиком и донатором строительства был последний эмир Бухары, целью которого было построить не просто медресе, а «Дор-ул-улум», академию, дом знаний.
Как выяснилось, «зашифрованные иероглифы» оказались лишь зеркальным изображением обычных надписей выполненных арабской графикой на арабском языке,


всего из 5 надписей 4 выполнены арабской графикой на арабском языке, 1 арабской графикой на персидском языке. Не исключено, что были и другие надписи не дошедшие до нас, утерянные во время известных событий 20 года ХХ века, или позднее при проведении реставрационных работ
В виду того, что все надписи расположены во внутреннем западном дворике медресе, где находится главный вход , то опишем кратко портал, дарвозахону, фасады, места расположения самих надписей, их перевод на русский язык,



Главный вход в медресе оформлен порталом с арочным входом. Пилоны портала, тимпан, китоба облицованы глазурованной керамикой, в верней части тимпана имеется орнамент арабески. Входные ворота украшает прекрасная резьба геометрического орнамента.


Пройдя через ворота попадаем в дарвозахону (караулхона). Интерьер купола дарвозахоны украшен терракотово-изразцовой облицовкой сложного геометрического орнамента.
Сразу за дарвозахоной начинается представляющий собой внутренний, замкнутый, прямоугольной формы, слегка вытянутый по оси Запад-Восток, размером 16 Х5м. западный дворик медресе.


Этот дворик в отличие от скромных внешних фасадов и восточного дворика медресе обильно и плотно декорирован глазурованной керамикой.Декорированная облицовка имеется на всех дворовых фасадах и выполнена из глазурованных плиток.
Верхние арочные оконные проемы с обеих сторон двора(Запад- Юг) забраны мйоликовой панджарой(решеткой) .Громадные оконные проемы в нижней части фасадов были забраны в металлические остекленные переплеты, к сожалению не сохранившиеся до наших дней. Вместо них установлены обычные рамы со ставнями , с наружной стороны.


Прямо в центре дворика имеется деревянный айван (портик) на четырех изящных резных колонках . За айваном в конце дворика расположены двустворчатые резные двери , которые служат входом в 2-х этажный объем медресе где проживали студенты.
1. Первый текст надписи находится в нижней части внутреннего западного портала на тимпане,над арочным проемом дарвозахоны. Текст с правой стороны тимпана:
«НЕТ БОГА КРОМЕ АЛЛАХА, МУХАММАД ЕГО ПРОРОК. МУХАММАД.»
С левой стороны тимпана повторяется вышеуказанный текст , только выполненный в зеркальном изображении. Надпись выполнена классическим почерком куфи на арабском языке, характерным для среднеазиатского региона.
2. Второй текст надписи на восточном внутреннем тимпане портальной ниши в картуше. Текст надписи:
« НЕТ БОГА КРОМЕ АЛЛАХА, МУХАММАД ЕГО ПРОРОК, 1333г.х(1914-1915г.)
С обеих сторон текст обрамлен надписью: «О АЛЛАХ» справой стороны выполнен в зеркальном изображении. Надпись выполнена почерком куфи.
3.Третий текст надписи расположен под крышей портика(айвана). Он содержит имя основателя- донатора, его замыслы и цели, год окончания строительства медресе. Текст выполнен в виде раскрытой книги на 2-х страницах . на каждой странице по 4 строки. Текст выполнен арабографической письменностью на персидском языке. Текст третьей надписи:
«СЛАВА АЛЛАХУ ЭТО МЕСТО НЕПРИГЛЯДНОЕ,СТАЛО (МЕСТОМ) ИЗУЧЕНИЯ ФИКХА( ЗАКОНОВЕДЕНИЯ), ТАФСИРА( КОММЕНТАРИЯ К КОРАНУ) И ХАДИСОВ( ПРЕДАНИЙ О ПРОРОКЕ МУХАММАДЕ), ГОД СТРОИТЕЛЬСТВА(ЗАПЕЧАТЛЕНО ИЛИ ЗАФИКСИРОВАНО) В ЗЕРКАЛЕ МЫСЛЕЙ, НАЧИНАНИЙ И ХРОНОГРАММА (ОСНОВАНИЯ) ЭТОГО НАУЧНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (АКАДЕМИИ) (СЛЕДУЮЩАЯ): ЗАКОНЧЕННО (СТРОИТЕЛЬСТВО) ПО МИЛОСТИ ТВОРЦА ВСЕЛЕННОЙ, ПОСТУПИЛО РАСПОРЯЖЕНИЕ ОТ СУЛТАНА ВРЕМЕНИ. ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА ПОСЛЕДНЮЮ ЯСНУЮ СТРОКУ СТИХА, БУДЕТ ВЕЧНЫМ(ПРАВЛЕНИЕ) СПРАВЕДЛИВОГО ПРАВИТЕЛЯ САЙЙИД АЛИМ-ХАНА»
Последняя строка данного стихотворения по абдаджу(т.е.каждая буква имеет цифровое значение), дает год окончания строительства медресе т.е. 1333г.х.(1914-1915г.)
4. Четвертый текст надписи находится на правой верхней створке входных дверей в восточный дворик. Текст надписи :
« И СКАЗАЛ АЛЛАХ ВСЕВЫШНИЙ(ДАЛЕЕ КОРАН ПО КРАЧКОВСКОМУ И. Ю.4,123(124) А ЕСЛИ КТО СДЕЛАЕТ ЧТО-НИБУДЬ БЛАГОЕ-
-3-
БУДЬ ТО МУЖЧИНА ИЛИ ЖЕНЩИНА, И ОН ПРИ ЭТОМ ВЕРУЮЩИЙ,-ТО ЭТИ ВОЙДУТ В РАЙ И НЕ БУДУТ ОБИЖЕНЫ И НА БОРОЗДКУ ФИНИКОВОЙ КОСТОЧКИ. (ДАЛЕЕ ПО КОРАНУ 4,124(125) КТО ЛУЧШЕ ПО РЕЛИГИИ, ЧЕМ ТОТ КТО ПРЕДАЛ СВОЙ ЛИК АЛЛАХУ БУДУЧИ ДОБРОДЕЮЩИМ,И ПОСЛЕДОВАЛ ЗА ОБЩИНОЙ ИБРАХИМА, ХАНИФА? ПОИСТИНЕ, АЛЛАХ ВЗЯЛ ИБРАХИМА ДРУГОМ! (ДАЛЕЕ ПО КОРАНУ4.125(126) «АЛЛАХУ ПРИНАДЛЕЖИТ ТО, ЧТО В НЕБЕСАХ, И ТО, ЧТО НА ЗЕМЛЕ; И АЛЛАХ ВСЯКУЮ ВЕЩЬ ОБЪЕМЛЕТ». ВОИСТИНУ АЛЛАХ…И ГОСПОДЬ ПРЕСЛАВНЫЙ»

5. Пятый текст надписи находится на левой створке входных ворот в восточный дворик. Пятый текст надписи:
«СКАЗАЛ АЛЛАХ БЛАГОСЛОВЕНЬЕ ВСЕВЫШНЕМУ, БОЖЕ УПАСИ (НАС) ОТ ШАЙТАНА ПРОКЛЯТОГО, ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОССТИВОГО И МИЛОСЕРДНОГО, (ДАЛЕЕ ПО КОРАНУ 2,256(255) АЛЛАХ- НЕТ БОЖЕСТВА ,КРОМЕ НЕГО, ЖИВОГО, СУЩЕГО; НЕ ОВЛАДЕВАЕТ ИМ НИ ДРЕМОТА НИ СОН; ЕМУ ПРИНАДЛЕЖИТ ТО , ЧТО В НЕБЕСАХ И НА ЗЕМЛЕ. КТО ЗАСТУПИТСЯ ПРЕД НИМ, ИНАЧЕ КАК С ЕГО ПОЗВОЛЕНИЯ? ОН ЗНАЕТ ТО, ЧТО БЫЛО ДО НИХ, И ТО, ЧТО БУДЕТ ПОСЛЕ НИХ, А ОНИ НЕ ПОСТИГАЮТ НИЧЕГО ИЗ ЕГО ЗНАНИЯ, КРОМЕ ТОГО , ЧТО ОН ПОЖЕЛАЕТ. ТРОН ЕГО ОБЪЕМЛЕТ НЕБЕСА И ЗЕМЛЮ, И НЕ ТЯГОТИТ ЕГО ОХРАНА ИХ ,-ПОИСТИНЕ,ОН- ВЫСОКИЙ ВЕЛИКИЙ!»
Графика и язык арабский , почерк убористый, насталик.
Перевод текстов осуществлен Курбановым Г.Н. кандидатом исторических наук, за что автор выражает ему благодарность.
Как видно из текстов точно определен и зафиксирован год окончания строительства медресе в надписях арабскими цифрами и по абдаджу-1333г.х (1914-1915г.) Органы охраны памятников могут установить новую охранную доску где будет указана точная дата окончания строительства объекта .
Кроме того в новых публикациях о медресе Амира Алим-хана рекомендуем указывать донатора и дату окончания строительства, выявленные в ходе данного исследования.
В своих воспоминаниях Алим-хан сообщал, что он основал медресе как академию, дом знания, он выделял средства на его содержание, заработную плату педагогам и питание студентам. Арабографические надписи в основном подтвердтли его слова.
Попробуем понять почему донатор хотел построить не просто медресе а академию, дом знаний. Сделаем для этого краткий экскурс в историю образования в исламе тысячу лет назад в 9-10 века.
Это было, по мнению известного швейцарского востоковеда Адама Меца , время расцвета Мусульманского Ренессанса. В те времена в исламе возникают новые типы учебных заведений- медресе, академии. Особое место в укладе жизни занимают науки, библиотеки , изучение трудов древнегреческих и античных авторов. Ал Мутаххар писал , что наука открывает свое лицо лишь тому кто целиком посвящает себя ей с чистым разумом и ясным пониманием. По мнению В.В. Бартольда родиной медресе была Бухара. Помнению А.МЕЦА – Нишапур. Бухарский историк Мухаммад Наршахи в своей истории Бухары пишет ,что в царствование Амира Саида Насра , внука Исмаила Самани о сгоревшем медресе Фаржак(Парчак) в Бухаре .При этом он не пишет как о чем то особенном, а просто сообщает о пожаре во время которого оно сгорело., возможно они существовали в Бухаре задолго до пожара.
Поэт и ученый Ибн Хамдум (ум. В 935г.) Учредил в Мосуле « Дом науки» («Дар ал- илм).

Это была форма научных учреждений , в которых хранение книг сочеталось с обучением.

-4-
Здесь имелись книги по любой отрасли знаний , а неимущим выдавалась даже бумага. Так было в Хорезме, Бухаре, Самарканде.
Возможно об этом думал последний эмир Бухары Саййид Алим-хан, когда задумал построить академию в Бухаре, чтобы его соотечественники могли наряду с богословскими знаниями могли получать светские знания, изучать науку. Аллах знает лучше, как писал в таких случаях ан-Наршахи.
Эту прекрасную эпоху, время расцвета науки описал Абулькасым Фирдоуси в своей бессмертной эпопее «Шах-наме» (Книга о царях») :

Лишь в разуме счастье, беда без него,
Лишь разум богатство , нужда без него…
Науку все глубже постигнуть стремись ,
Познания вечною жаждой томись.
Узнаешь: предела для знания нет»

Завершая статью, отметим , что описываемое медресе построено перед антимонархическим переворотом , было последним медресе построенным как учебное заведение. В данной статье
определена точная дата окончания строительства медресе. Определен и подтвержден заказчик и донатор.
Определены точное названия гузара (квартала) того времени: гузар « Хафиз Кунграт» , медресе называли: «Мир Олимхан мадрасаси», ( Медресе повелителя государя, Алим-хана». Определены название медресе в разных публикациях: « Олимхон нав мадрасаси»,(« Новое медресе Амира Алим- хана»), «Олимхон мадрасаси».(« Медресе Алим-хана» ), « Амир мадрасаси» (« Медресе Амира»). В это время по сведениям Садр-и Зия в Бухаре насчитывалось 204 больших и малых медресе
В изучаемом медресе имеется полный традиционный набор помещений : мечеть, 2 дарсхоны, книгохранилище, 51-одна худжра(«кельи»). Общая площадь медресе 1438,3 кв. метров.
Медресе имеет историческую, художественную ценность. Состоит на государственном учете.
Раскрыта еще одна страница истории, строительства архитектурных памятников древней Бухары. Как известно Медресе Амира Алим-хана нуждается в срочной реставрации и приспособлении под научно-исследовательский центр. Восстановление медресе по мнению специалистов является социально-значимым проектом. Его осуществление отвечает замыслам как основателя и донатора,так и современным требованиям научного подхода в использовании и приспособлении памятников материальной культуры.

Роберт Альмеев директор научно-исследовательского центра « Наследие Бухары», доктор исторических наук.

-5-

Список фотографий медресе Амира Алим-хана в Бухаре.( в дальнейшем медресе).


1.Панорама Бухары. Вертолетная съемка. На переднем плане –медресе.

2.Вид медресе с минарета Калян.

3.Портал , 2 купола дарсхоны.

4. Входные ворота в медресе.

5. Сложная терракото – изразцовая облицовка внутреннего интерьера купола дарвазонахоны.

6. Внутренний фасад и окна западного дворика.

7. Надпись№1 над дарвазахоной.

8. Надпись №2 на тимпане в картуше.

9. Надпись №3 расположенной под портиком (айвана).

10. Тексты надписей № 4,5, расположенные на правой и левой створке входных двухстворчатых ворот в восточный дворик.

 

Фотографии к статье Роберта Альмеева

Арабографические надписи и другие сведения о медресе Амира Алим-хана в Бухаре.

 

 





Другие материалы рубрики

15.06.2016 / 09:58:48

Ресторан Maestro – новый партнер Beeline Club

Крупнейший оператор связи Beeline сообщает о присоединении ресторана Maestro к партнерской сети Beeline Club. Карты привилегий Gold и Platinum гарантируют клиентам скидку в 5% и 10% соответственно. Далее...

14.06.2016 / 23:16:36

"Чимганское эхо" - 2016: "три счастливых дня"

В Узбекистане в урочище "Двенадцать ключей" у подножия Большого Чимгана в 100 км от Ташкента с 10-12 июня успешно состоялся 39-й международный фестиваль авторской песни "Чимганское эхо - 2016". На традиционный фестиваль съехались участники и гости из Москвы Далее...

14.06.2016 / 19:03:10

Победы юных пианистов Узбекистана в Италии

Победа на Международном конкурсе юных музыкантов нашей страны, безусловно, радостное событие. Далее...

14.06.2016 / 17:50:51

Гала-концерт, посвященный Дню России в Ташкенте

12 июня 2016 года в Государственном академическом большом театре оперы и балета имени Алишера Навои в честь Дня России Представительством Россотрудничества в Республике Узбекистан, проведен праздничный концерт. Далее...

14.06.2016 / 17:38:21

Выставка цветущих кактусов и суккулентов. Послесловие

Совсем недавно в столичном парке культуры и отдыха имени Гафура Гуляма завершилась выставка цветущих кактусов и суккулентов, которая проходила по выходным дням несколько недель подряд. Далее...





18.04.2024 / 12:36:19
ВЕЧЕР ТОРЖЕСТВА МУЗЫКИ, ПЕНИЯ И ПОЭЗИИ.
 
15.04.2024 / 17:01:59
Интервью художественного руководителя и главного дирижёра Государственного симфонического оркестра, заслуженного артиста Республики Узбекистан, ректора Ташкентской Государственный консерватории Узбекистана маэстро Камолиддина Уринбаева
 


14.04.2024 / 14:09:26
Мэтр узбекского музыкального искусства. Сулейман Юдаков. (14 апреля 1916.-1990 годы)
 
17.02.2024 / 11:26:49
Аральская песня Рафаэля Матевосяна
 


09.04.2024 / 12:19:35
Русский дом в Ташкенте провел "Книжный завтрак" с поэтом, прозаиком, переводчиком, критиком и эссеистом Сухбатом Афлатуни.
 
26.03.2024 / 07:08:33
Какое правильное стихотворение Андрея Дементьева "Не обижайтесь на детей"
 


18.04.2024 / 13:33:40
Поедете учиться в российский город будущего? Он есть в числе других участников выставки "Образование и профессия"
 
12.04.2024 / 14:02:19
20 апреля в 13:00 в Русском доме в Ташкенте пройдёт просветительская акция "Тотальный диктант" - праздник грамотности для тех, кто хочет, умеет и любит писать по-русски грамотно
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте