"Моя жизнь в кино", так назвали организаторы персональную выставку работ художника кино Кахрамона Нуриддинова, открытие которой состоялось 12 декабря в Международном караван-сарае культуры Икуо Хираямы. Выставка посвящена памяти художника. И в этот вечер в зале МКСК собрались родные и близкие мастера, его коллеги и соратники. Вспоминали Казрамона, свою с ним работу, общение и не раз за этот вечер на глазах блестели слезы.
Кахрамон Нуриддинов пришёл на киностудию "Узбекфильм" в 80-тых годах прошлого столетия. Это было время перемен, время определившее облик узбекского кинематографа на рубеже веков. Внешне не было никаких особенных новаций или кардинальных изменений, просто выросло новое поколение кинохудожников, стремящихся преодолеть разрыв между замыслом эскиза и его воплощением на экране. Одним из таких молодых художников-новаторов и был Кахрамон Нуриддинов.
Увлечение киноискусством пришло к Кахрамону ещё во время его учебы станковой живописи в Ташкентском театрально-художественном институте. Поэтому, после его окончания, он поступает во ВГИК и, спустя шесть лет, возвращается на Родину уже дипломированным специалистом. Активно работает в качестве художника-постановщика в съемках множества фильмов как в Узбекистане, так и в России. Картина "Отамдан колган далалар" (режиссёр Ш. Аббасов) в 1999 году получила награду кинофестиваля в Алматы за лучшее изобразительное решение фильма. Фильм "Савдогар" (режиссёр Е. Туйчиев) в 2004 году был отмечен призом Российского кинофестиваля за воссоздание атмосферы времени и лучшее изобразительное решение. Можно перечислять и дальше, фильмография огромна.
В экспозиции выставки представлены живописные работы, сделанные художником в процессе работы над фильмами.
Специально для сайта kultura.uz
Радик Азизов - ответственный секретарь Академии художеств, член объединения художников Узбекистана:
- Кахрамон Нуриддинов - художник-постановщик, глядя на экспозицию, мы видим законченные работы, а для него это все ретроспектива фильмов, для которых он делал эскизы. Я восхищаюсь его работами и понимаю, насколько сложно и трудно это было выразить. В дальнейшем его идеи одушевлялись режиссерами, но родоначальником кадра был он. Сегодня у нас есть уникальная возможность проникнуться его работами, которые всегда будут вызывать у зрителей интерес. Огромная благодарность организаторам выставки и семье художника, предоставившей эти работы.
Эльмира Ахметова - искусствовед:
- Сегодня вечер памяти Кахрамона Нуриддинова. Художника. У меня сейчас, правда, ком в горле. Потому что много моментов моей и его жизни прошло рядом. Мы дружили во все времена, и он умел дружить. Этот человек был, как и многие художники, на нерве, он всегда был на грани, он всегда остро чувствовал, все, что происходит в нашей стране, в среде художников. Главное качество вообще для всех художников - неравнодушие, и вот этим качеством особо отличался Кахрамон. Выставка называется "Моя жизни в кино...", но его жизнь была не только в кино, вы видите многие работы станковой живописи. И последние годы его жизнью была педагогическая работа. Он очень хотел преподавать, он очень хотел обучать детей. Где-то на девятом этаже Кахрамон арендовал помещение и обучал малоимущих, покинутых детей. А с какой любовью он к ним относился! Девятый этаж, лифт не работает, а его уже ждут ученики, он им принёс карандаши, бумагу. На мой вопрос "а это кем-то оплачивается?" - удивленный взгляд и ответ "нет, но я получаю такую радость, обучая их". И в этом суть художника - нести радость не только своими полотнами, но всей своей жизнью.
Он очень много метался, искал себя. Несколько лет провёл в Москве, искал себя в творчестве, участвовал во многих фильмах, но все равно вернулся в Ташкент, хотел сделать свою выставку. Мы начали подготовку к юбилейной выставке, к его 60-летию, и мы её сделали. Показали отрывки из его фильмов, показали его эскизы, показали подготовительные работы. Сделали фотографии с выдающимися нашими режиссерами и операторами. И я благодарна судьбе, что мы это успели. Кто знал, что он так рано уйдёт? Никто. И прежде всего он сам. Он был полон планов, надежд. Это огромная печаль, огромная потеря.
Сегодня день памяти, я всегда за то, что бы все слова говорить художнику, когда он это слышит и видит. Потом эти слова повисают. Я рада, что ему мы все это сказать успели. Мы будем его помнить всегда, этот человек достоин уважения, почитания.
Хамидулла Хасанов - режиссёр:
- Я сейчас переживаю за моего друга, с которым мы вместе в Москве во ВГИКе учились, жили, делали первые творческие шаги. Вы все знаете, что кино - это изобразительное искусство. Если нет качественного изображения, то какая бы ни была драматургия, актерская работа, режиссёрские находки, все равно хорошее кино не получится. Кахрамон как раз из таких художников, которые строят именно киноизображение. Одна из наших с ним работ - историческая картина, действие присходит в 5 веке. Площадь павильона огромна - 1062 квадратных метров, и на всю площадь надо было построить декорацию, да не просто, а многоступенчатую. Кахрамон это делал, он строил это по слоям, создавал поступенчатые кадры. У него были уникальные знания, опыт, который в современном кино встречается все реже. Это просто Божий дар. Он оставил свой след в кино и ещё не одно поколение будет учиться на его работах.
Выставка посвящена "Году здоровой матери и ребёнка" и продлится до конца года.
Ольга Гула
фото автора