Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
17.12.2018 / 22:35:41
ЯРКИЙ И ЗВУЧНЫЙ ЭТАП В ЖИЗНИ ВЕДУЩЕГО СОЛИСТА ГАБТА им.А.НАВОИ (о юбилейном спектакле "ЦАРСКАЯ НЕВЕСТА")Разумеется, театр – это всегда праздник. Праздник творчества, праздник раскрытия новых талантов, праздник обновления дарований опытных и ведущих мастеров – певцов, дирижеров, режиссеров. Но еще отраднее осознавать спектакль-праздник, как этапную веху в творчестве артиста, отдавшего свой беззаветный труд и силы родному театру в течение многих лет, и к тому же – отмечающего на сцене свой юбилейную «круглую» дату точно в день своего рождения. Ведущему солисту Государственного Академического Большого театра имени Алишера Навои Махмуду Рузиеву в минувшую субботу исполнилось 60 лет. Что и говорить – дата сама по себе – значительная, во многом знаковая, позволяющая, как и всегда в подобных случаях – приостановиться, оглянуться и осознать, что пройдено за эти значительные годы?
Выпускник Ташкентской государственной консерватории, Махмуд Рузиев обратил на себя внимание уже в самые первые годы своего пути. Начав свое творчество с активной работы в оперной студии нашей консерватории, молодой певец обратил на себя внимание не только звучностью своего драматического баритона, но и стремлением к раскрытию характера оперного героя в действии. Уже на сцене оперной студии ( в те примечательные восьмидесятые, когда этот театр-студия работал настолько активно и ярко, что по праву мог считаться еще одним, молодежным оперным театром Ташкента !) Махмуд Рузиев уверенно заявил о себе целым рядом заметных работ на сцене. Именно тогда он воплотил своих первых Григория Грязного и Евгения Онегина, именно тогда ему довелось впервые в Ташкенте воплотить острые и характерные образы – такие, как Бетто в «Джанни Скикки» Пуччини, или даже… самого Лаврентия Берия в ярко поставленном тогда редком произведении Д.Шостаковича «Антиформалистический раек» - острогротесковом трагишарже на искривления сталинской эпохи. Уже тогда такие мастера-дирижеры, как Народный артист, профессор Абдугани Абдукаюмов, Владимир Неймер, как поставивший в те годы большинство спектаклей оперной студии Андрей Слоним – заметили и отметили перспективность молодого певца и начали активно работать с ним. И уже в 2000 году Абдукаюмов и Слоним, поверив в большой потенциал Махмуда Рузиева – подготовили с ним два образа, ставшие для солиста ключевыми – это Риголетто в одноименной опере Дж.Верди и Скарпиа во «Флории Тоске» Пуччини. Успешно и самобытно выступив в этих непростых ролях, Рузиев стал солистом театра. Круг образов, созданных им на сцене ГАБТ имени А.Навои – разнообразен и обширен. В их числе – яркое воплощение партии Онегина, Скарпиа, Риголетто, а помимо них – Альфио в «Сельской чести» П. Масканьи, Марсель в «Богеме» Дж.Пуччини, Тонио в «Паяцах» Р.Леонкавалло, Эбн-Хакия в «Иоланте» П.Чайковского.
Особое место в этом ряду занимают его «русские» образы – Евгений Онегин и Григорий Грязной в «Царской невесте» Н. Римского-Корсакова. Обширен круг его образов и в узбекских национальных операх – это и Ходжи-Дарга в «Проделках» Майсары С.Юдакова, м многие, многие другие разные образы в палитре национальных спектаклей. Стоит сказать и о том, что на индивидуальность М.Рузиева обратил внимание и наш театр оперетты – и пригласил его для исполнения многих ведущих классических ролей оперетты – это и Мистер Х, и граф Данила, и Эдвин, и многие другие... Для ведущего баритона оперы дата шестидесятилетия – это и этап, и период гармонии мастерства, опыта и творческих сил. Вот и Махмуд Рузиев, встретивший свою «круглую дату» в пору расцвета сил и возможностей – вышел на сцену родного театра в этот день в одном из своих любимейших образов – в роли опричника Григория Грязного в «Царской невесте». Яркий участник премьеры этого спектакля, осуществленного ровно десять лет назад Заслуженными деятелями искусств дирижером Анваром Эргашевым и режиссером Андреем Слонимом – Рузиев в образе мятущегося опричника полюбился ташкентскому зрителю и, как уже неоднократно случалось, был горячо встречен зрителями. Как и полагается, перед началом спектакля дирекция и художественное руководство тепло отметили творческие заслуги юбиляра и преподнесли ему Почетную грамоту и ценный подарок.
А потом начался спектакль, который волей и энергией всех участников, дирижера Анвара Эргашева, постановщика Андрея Слонима, хора и оркестра театра – захватил внимание зала буквально с первых минут действия. «Царская невеста» на сцене ГАБТ имени А. Навои всегда отличается динамикой действия, неподдельностью излучений чувств, органикой жизни героев – но этот спектакль, как и «положено» в праздничную дату – удался с особой отдачей всех участников – и что важно – прекрасным звучанием голосов исполнителей. Махмуд Рузиев в своем образе Григория Грязного был раздираем сложными противоречиями – непреодолимой страстью к Марфе, и мучительным смятением духа. Порадовала экспрессией, неукротимостью эмоций и правдой характера Яника Багрянская в роли несчастной Любаши, превращающейся из жертвы в смятенную мстительницу ни в чем неповинной Марфе. А сама Марфа в воплощении Анжелики Мухаметзяновой была не только просветленно-озаренной, но и странно непростой в любви к Ивану Лыкову, в своем мире воображаемого прекрасного сада, в котором как бы можно укрыться от всех тягот жизни. Энергичен и убедителен был и сам Лыков в исполнении Народного артиста Узбекистана Нормумина Султанова. Как и всегда – радовал и звучанием своего баса, и правдой отцовских чувств Заслуженный артист Узбекистана Кирилл Борчанинов в образе Собакина – отца. Особо стоит сказать о весьма убедительном дебюте молодого Султанбека Абдурахимова в непростом образе Малюты Скуратова, в котором двадцатитрехлетний певец убедительно вскрыл многие нюансы этого противоречивого характера. Порадовал правдой характерности и Нурмахмат Мухамедов в роли царского лекаря-немца Бомелия. Даже роли меньшего объема, но не менее важные – пелись и игрались убедительно и живо . Это и Домна Сабурова в убедительном воплощении заслуженной артистки Гульшан Азизовой, и Дуняша – Рада Смирных, и острохарактерное воплощение «немой» роли Царя Ивана Грозного самим постановщиком спектакля. К этой палитре добавили свою энергетику и хор театра (хормейстеры – Народный артист Сулейман Шадманов и Наталья Куприянова) и оркестр – создавая со всеми и творческую, и праздничную атмосферу спектакля-юбилея. И подтвердилось еще раз великое закономерное правило, гласящее, что спектакль – это слияние энергий духа всей тесно связанной «команды» его создателей и исполнителей. Красивый и убедительный юбилей опытного мастера Махмуда Рузиева и сплелся воедино с органичной и самобытной работой всех его коллег – и стал в этом единении еще более значимым и сильным по «излучению» для него самого. «Махмуд Рузиев – человек самобытный, его дарование очень своеобразно – сказал в беседе с нами после спектакля, режиссер-постановщик, заслуженный деятель искусств Узбекистана Андрей Слоним. – Я знаю его с консерваторских лет его становления. С отдачей и интересом мы работали с ним над такими необычными образами, как «Двойкин» - Берия в «Антиформалистическом райке» Д.Шостаковича ( это фарсовая пародия на собрания конца «сороковых годов», которые клеймили «формализм» - постановка этой оперы нами в Ташкенте в начале девяностых оказалась ТРЕТЬЕЙ в мире!), Или же – незадачливого «племянника» Бетто в «Джанни Скикки» Пуччини! Позднее уже так сложилось, что и приход его в театр, и первые исполнения им партий Риголетто и Скарпиа, а позднее – Альфио, Онегина, Грязного, Марселя и ряда других партий совершались под моим сценическим руководством. В работе он – энергичен, профессионален, обладает великолепным свойством пропускать все через особенности своей натуры, стремится понять, что от него требуется – и увлеченно выполняет найденное. Со всей полнотой отдачи несет он свой достаточно обширный репертуар – и не только у нас, а и в оперетте, где он работает и по сей день. А с каким непосредственным мастерством Махмуд умеет... показывать фокусы! Таким образом, одаренность его разнопланова, и остается только пожелать ему здравия и новых успехов в нашем общем творческом деле!» Как и всякий спектакль – этот праздник совершился, имел заслуженный успех – и ушел в минувшее. И горячий прием публики олицетворял в нем и уровень мастерства всего нашего любимого театра, и доброе и тёплое восприятие всего того значимого, что нес в этот вечер и сам юбиляр – Махмуд Рузиев. В радостности этого приема – и залог новых успехов самого Махмуда Рузиева, его здравия, его творческих возможностей. И. конечно же – залог новых успехов нашего театра, который в последнее время радует отзывчивую и восприимчивую публику Ташкента новыми и новыми прекрасными достижениями. Гуарик Багдасарова Фото Михаила Левковича
|
|