Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром
Музыка
Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
14.11.2017 / 10:39:14

Впервые вечер авангардной поэзии и музыки в музее Сергея Есенина: "Человек на табуретке"


"Подобного творческого вечера никогда не было и не планировалось в Государственном литературном музее Сергея Есенина, — признался ведущий научный сотрудник литературного центра в узбекской столице Б.А. Голендер, открывая вечер авангардной поэзии и музыки с эпатажным названием: "Человек на табуретке". — Это впервые!" — и подкрепил своё согласие на такой творческий эксперимент тем, что Сергей Есенин в пору своих юношеских литературных поисков и проб в 1919 году подписал "Декларацию" — своеобразный литературный манифест. Подписавшиеся поэты, включая В. Шершеневича, А. Мариенгофа, В. Хлебникова, собиравшиеся в литературном кафе "Стойло Пегаса", критиковали лозунг футуристов "Слово — самоцель" и выдвигали "новый" лозунг: "Образ — самоцель". "Искусство — есть форма. Содержание — одна из частей формы" — безапелляционно заявляли они. Спустя несколько лет сформировавшийся Есенин-реалист критически отнесётся к своему раннему увлечению имажинизмом и признается в одном из своих писем в 1918 году: "Я очень много болел за эти годы, очень много изучал язык и к ужасу своему увидел, что… все мы, в том числе и я, не умеем писать стихов".

Гениальный, до сих пор непонятый поэт, лидер авангардистов, Велимир Хлебников, по словам Б.А. Голендера, был другом Сергея Есенина. Они неоднократно встречались и выступали вместе. Учение Велимира о звуковой поэзии без слов помогло С. Есенину в мае 1921 года понять душу и высокий накал узбекской поэзии в Туркестане. Поэтому сегодня — завершил своё короткое вступительное слово Б.А. Голендер, — я с большим удовольствием представляю вам вечер авангардной поэзии: "Человек на табуретке"!

В настоящее время многие исследователи обозначают французским словом "авангард" (avant-garde – передовой отряд) нереалистические течения в искусстве рубежа XX-XXI вв., заменяя ранее использовавшийся термин "модернизм", соответствующий эпохе Серебряного века конца XIX- начала XX вв. Отличительной особенностью современного авангардизма стало создание "новой художественной реальности" в музыке, построенной на свободе тоновых созвучий; живописи (футуризм, экспрессионизм, фовизм, кубизм и его разновидности); стихосложении (отказ даже от традиционного синтаксиса); театральном искусстве, экспериментирующем в области формы и заменившем реалистические декорации абстрактными конструкциями.

Свою новую творческую платформу, заявленную в интригующем названии вечера, его идейные организаторы и участники — поэт Ашот Даниелян и его друг композитор Марат Максуди — в полном объёме раскрыли в двухчасовой музыкально-поэтической программе, скорее, напоминавшей театральное представление. Творческий дуэт никого из преимущественно молодёжной публики не оставил равнодушным.

В полной тишине раздаются первые захватывающие аккорды лирической пьесы. За роялем — композитор Марат Максуди. Он играет в полтона, чтобы не заглушить голос главного героя творческой встречи — поэта, музыканта, писателя, переводчика, руководителя рок-группы "Крылья Оригами" Ашота Даниеляна. Поэт выходит к зрителям, встаёт на низкий табурет, как в далёком детстве, и открывает вечер стихотворением о тишине, громко выкрикивая в микрофон первые сакральные фразы:

Тишина!.. – это тоже музыка,

Тишина!.. — это тоже музыка.

Иногда она даже больше

Условностями обросшего

Музыкального языка.

Но есть ли путь осознать сполна,

Будучи мыслей узником:

Где закончилась тишины музыка?

Где началась тишины тишина?

На публику обрушиваются водопадом строфы за строфами в "состоянии душевного декаданса" их автора под переменчивый аккомпанемент рояля. Их перемежают не только музыкальные волны, вызывающие ассоциации с картинами импрессионистов. В этой мистерии участвуют философские размышления автора о назначении человека — "трансцендентальном изделии", таком же, как табурет; обрывки воспоминаний о детстве, когда приходилось по настоянию взрослых подниматься на табурет, и читать стихи, и чувствовать себя уже не уязвимым ребёнком, а королём-королевичем; а также размышления о своей идентичности – музыканта и поэта, вызвавшие особый интерес у молодой взыскательной публики, ищущей себя в мире богемы. Всё это подаётся без особой патетики и даже с чувством юмора — в стихотворной ("Вера") и прозаической речи. Ашот рассказывает о своей первой и самой важной для него музыкальной ипостаси разговорно-эпическим стилем:

— Фраза "Ребята, а вы что, рокеры?" сейчас звучит анекдотично, а тогда была вполне себе в порядке вещей.

Сопричастность к той или иной субкультуре означала заявление о себе как о личности экстраординарной. Думаю, на тот момент неформальные тусовки, сейшны, репетиции, полуофициальные концерты и остальная круговерть давали возможность молодежи андеграунда двухмиллионного Ташкента почувствовать себя яркими и независимыми от обстоятельств. В этом было нечто чарующе сэлинджеровское.

Реалии требовали решений, а потому было просто необходимо: а) спасать рок; б) не быть как все; в) носить черную майку с портретом Кобейна…

Пока ушлые ребята "лихих 90-х" пытались сколотить себе состояния, рок-музыканты выпиливали гитары из ножек столов и даже из подоконников. Я лично держал в руках бас-гитару, которая в прошлой жизни была угрюмым белорусским шифоньером. Время острейшего дефицита на всё, что уж говорить об электрогитарах?!

Мой первый рок-концерт был внезапен, как первый снег. Угрюмым осенним вечером 1998 года сквозь чиланзарские сумерки я с ребятами проник в ДК Общества слепых на выступление настоящей рок-группы "Грустный Роджерс". Это был иной, необычный мир людей, одетых в кожу и рваные джинсы, мрачных романтиков и дам, будто сошедших с картин Гойи. Для меня в тот момент обшарпанный ДК превратился в древнее капище, в котором происходила мистерия. Ревели гитары, толпа им неистово вторила, танцевала в такт — это было гораздо больше, чем просто концерт, чем просто музыка. Это было мироощущение. Я проснулся наутро и понял, что уже никогда не стану прежним, что для меня Земля накренилась совсем под другим углом.

…Интересных групп в середине 90-х в Ташкенте было на удивление огромное количество. Гораздо больше, чем сейчас. От панк-рока до изысканного авангарда. И поскольку реалии шоу-бизнеса еще не успели проесть плешь в талантливых бессребренических душах музыкантов, то каждый верил в свою как минимум уникальность и право на шанс, хотя бы один.

Конец эпохи наступил неминуемо. Рок попсовел, попса роковела, дамы эмансипировались, мсье феминизировались. Все стало доступно, прямолинейно, и человек, жаждущий нового, пресытился информацией. А вместе с пресыщением волшебство и пропало. Не полностью, конечно.

Андеграунд в Ташкенте жив-живёхонек и на выдумки горазд. Он видоизменен, подтянут и не так необуздан. Но всё же, то, что происходило в 90-х, и было самым настоящим и неповторимым, тем, что до сих пор остается послевкусием на кончике языка для меня, подростка, попавшего тогда практически в Зазеркалье.

Из рассказа Ашота Даниеляна зрители узнали о его совместных творческих проектах с композитором Маратом Максуди. Так, в декабре 2015 года молодёжная команда во главе с опытным режиссёром-постановщиком Георгием Дмитриевым подготовили мюзикл "Новогодняя мегабайтная сказка", которая была поставлена на сцене ГАБТ имени А. Навои. Музыку сочинил композитор М. Максуди. Лидер популярной рок-группы Ашот Даниелян написал сценарий о проблемах современных детей, живущих в виртуальном мире и не замечающих многих новогодних чудес реальной сказочной действительности.

Следует признать, что творческая молодёжь, наделённая острым чувством современности, эмоционально и точно воспринимающая действительность, более чутко улавливает те веяния, которые едва намечаются в общественном развитии, но которым, возможно, предстоит стать определяющими. В день выступления в музее Сергея Есенина Ашоту Даниеляну исполнилось 34 года. По этому поводу он обмолвился, что рождённые под знаком Скорпиона наиболее всего способны понять значение любви и смерти в человеческой судьбе. Лучшим доказательством такого тезиса были его стихи и песни о любви и об Апокалипсисе: "Мне нравится любовь в самом начале…"; "Мы пьём с тобой тоску на брудершафт", "Три сердца осьминога".

Ашот Даниелян поведал слушателям сакральный смысл песни "Три сердца осьминога", которая вызвала в публике шквал аплодисментов. Песня полна отсылок к произведениям искусства и литературы и имеет определенный смысл. Эта песня — своего рода реквием. Реквием по любви, желанной, но невозможной:

У осьминога три сердца,

И он не видит свет солнца,

Ему милее трезубца отблески.

А у меня одно сердце,

Что поймано в твои сети,

Ты слышишь, как оно бьется

От тоски. И я хотел бы три сердца,

Забыться донным бессмертьем

И слушать, как ревет ветер

Сквозь пески

Но у меня одно сердце,

Что поймано в твои сети,

Ты видишь, как оно рвется

На куски.

— Финальные строки песни — это апофеоз безысходности.

Слова и музыку этой песни Ашот написал примерно три года назад, аранжировку сделали вместе с группой. Удивительно, но весь текст был написан на одном дыхании, в виде статуса в Facebook. С этой песней связано очень много интересных историй. Например, когда ее впервые услышал коллега Ашота, он на полном серьезе хотел купить осьминога, чтобы Ашот снял с ним клип. Это звучало примерно так, — рассказал Ашот, — "Клип будет таким: ты сидишь на берегу океана и страдаешь, к тебе из океана выходит осьминог, обнимает тебя, и вы страдаете вместе". А когда я спел эту песню своей подруге, — продолжил автор рок-композиции, — я увидел слёзы на её глазах. С тех пор, исполняя её на концертах, замечаю, что она никого не оставляет равнодушным. На одном из таких концертов именно под эту песню один из диджеев нашего города сделал предложение руки и сердца своей возлюбленной.

Ашот Даниелян рассказал также о своих переводах — "танка" — пятистиший из японской поэзии и "хайку" – трёхстиший своего любимого японского поэта Мацуо Басё XYII века. Рифма в японской поэзии — редкое явление, но танка вся прошита звуковыми повторами, в ней живёт стихия музыки и песни. Метр не кажется однообразным, настолько богаты ритмические модуляции. Танка ловит и закрепляет все оттенки непосредственной речи: любовную жалобу, разговор с самим собой или краткий диалог. Те же характерные особенности можно обнаружить в поэтике Ашота. Особенно ярко они прозвучали в стихотворении "Там, в садах моей души". Приходится в рамках "прокрустова ложа" статьи процитировать только заключительные строфы этого волшебного стихотворения:

Я завещаю вам сады —

До источения, до срока.

Я подпишусь древесным соком

Пред тем, как превратиться в дым.

Через года в ночи услышав,

Уж не пугайтесь Вы торопко,

Как я стучусь в окно к вам робко

Расцветшей по апрелю вишней.

Очевидно, основной стилистический приём японских "полифонических текстов" — метафора — плавно перешёл в оригинальную поэзию Ашота Даниеляна. Так, лирико-философские стихи: "Я — дерево", "В поиске высоты", "Космогония пчелиного дома", "Скоро" о неизбежном апокалипсисе — словно написаны не кириллицей, а японскими иероглифами, открывающими два канала восприятия — зрительный, сообщающий смысл, и другой — звучащей разговорной речи, что придаёт произведениям особую образность и прелесть восприятия:

…Больше нет смысла в поиске истины,

Грустный финал художественно оправдан.

Чуешь, запахло жжёными листьями?

Это планета дышит на ладан.

Больше нет смысла скрываться от прошлого,

Гражданство указывать нервно в анкетах…

"Собаку выгуляй, будь хорошим,

Слышишь — уже летят ракеты…"

Во второй части программы друзья Ашота из театра "Ильхом" читали стихи и даже переводы на английском языке из его поэзии, но, по мнению зрителей и реакции в зале, "авторское чтение улетело от них на заоблачные высоты". Зато дуэт двух братьев — Ашота (бас-гитара) и Григория (вокал) Даниелянов покорил не только присутствующего на вечере их отца – филолога и "главного редактора опусов сына" Олега Шалоновича Даниеляна, но всех, без исключения, зрителей, наградивших авторов-исполнителей громкой продолжительной овацией.

Представители нескольких поколений в зале сошлись в одном — близости в понимании человека и времени. В мире искусства господствуют не "волны", не мода, а поэтические — или шире – творческие индивидуальности. Двумя словами: "Круто! Браво!" — отреагировали на творческую встречу с ташкентскими новаторами формы блогер Раиса Крапаней, поэт Бах Ахмедов, бард Светлана Шейко и ещё с полсотни ликующих в конференц-зале молодых поклонников авангарда в современном искусстве. Галина Долгая написала экспромт о минувшем вечере, который, по словам Ашота Даниеляна, хоть и окончился, но "поэзия на этом не закончилась":

Читал Ашот! Он мастер, гений!

Внимало кресло— в нем Есенин

Незримо, тихо, как в кино,

Сидел и слушал.

Ни одно

Не улетело слово в бездну —

В тот Космос, где, сказал поэт,

Мы просто пыль, и нас там нет.

Открою секрет для тех, кто не смог по разным причинам присутствовать на вечере. Поэт возвестил в "Космогонии пчелиного дома":

Улей-Космос и ад, и рай,

Жемчужин россыпи выбирай!

Но будем честными до конца,

Мы — просто звёздная пыльца!

Благодарные восторженные слушатели, унося в свои дома "звёздную пыльцу" на невидимых пчелиных крылышках, желали виновнику торжества Ашоту Даниеляну и его друзьям, с кем он может "выпить тоску на брудершафт", дальнейших творческих успехов и, конечно, счастья в личной жизни!

 

Гуарик Багдасарова





Другие материалы рубрики

13.11.2017 / 11:30:45

Узбекские национальные мотивы прозвучали в Германии

На днях в Берлине, Бохуме и Вуппертале состоялась презентация музыкального искусства Узбекистана. Организаторами мероприятий, проведенных в рамках международного фестиваля музыки, выступили посольство нашей страны в ФРГ и администрация Дома культуры народов мира немецкой столицы. Далее...

07.11.2017 / 11:30:39

В Большом зале Государственной консерватории Узбекистана состоялся концерт, посвященный 100-летию со дня рождения народного артиста Узбекистана, известного композитора Бориса Гиенко (1917-2000)

Выступившие на юбилейном вечере руководители Союза композиторов, его друзья и коллеги говорили о том, что Борис Гиенко внес огромный вклад в развитие узбекской композиторской школы. Его творческая деятельность широко известна как в Узбекистане, так и за его пределами. Далее...

06.11.2017 / 12:42:18

Равшан Закиров покоряет на сцене еще одну вершину. К итогам концерта во Дворце искусств "Туркистон" - "Бельканто-2"

Совсем недавно, в апреле, был концерт Равшана Закирова в Органном зале консерватории, и тогда впервые прозвучали неповторимые мелодии "Бельканто-1" в прекрасном сопровождении Камерного оркестра под управлением Эльдара Азимова. Уже тогда стало ясно, что ему, самому младшему из знаменитой певческой династии Закировых, по плечу взять следующую после эстрадного олимпа творческую вершину. Далее...

04.11.2017 / 12:30:14

Ташкентский режиссер Андрей Слоним провел в Москве музыкальный вечер памяти выдающегося российского оперного певца Ивана Семеновича Козловского

Этот музыкальный праздник проходил в минувшее воскресенье на сцене Большого зала Центрального Дома работников искусств России (ЦДРИ) и был посвящен не только творчеству И.С.Козловского, но и связан со знаковой датой – 90-летием первого воплощения певцом образа Юродивого в опере М.П.Мусоргского "Борис Годунов". Далее...

02.11.2017 / 14:38:17

К 100-летию со дня рождения композитора Бориса Гиенко

В календаре культурной жизни современного Узбекистана год 2017 отмечен знаменательным событием – мы празднуем 100-летие со дня рождения одного из основателей и корифеев композиторской школы Узбекистана Бориса Фёдоровича Гиенко. Заслуженный деятель искусств Узбекистана, Народный артист Узбекистана, профессор Борис Фёдорович Гиенко посвятил более шестидесяти лет своей жизни творчеству и воспитанию целой плеяды ярких талантов, среди которых многие ведущие композиторы и общественные деятели Узбекистана. Далее...





28.03.2024 / 16:52:52
В Международном караван-сарае культуры Икуо Хирояма завершилась фотовыставка "Шелковый путь , заполненный светом"
 
27.03.2024 / 12:32:55
Фонд развития культуры и искусства Узбекистана сообщает о создании Национального павильона Узбекистана во Всемирной выставке Expo Osaka 2025
 


29.03.2024 / 11:28:42
"Дни открытых дверей" в Большом театре Узбекистана им. А.Навои украсил вокальный вечер-композиция "Мир оперных арий и дуэтов"
 
29.03.2024 / 11:18:53
Поздравляем художественного руководителя ГАБТ имени А. Навои Абдуллу Алимова с вручением нагрудного знака "Маданият ва сан'ат фидокори".
 


26.03.2024 / 07:08:33
Какое правильное стихотворение Андрея Дементьева "Не обижайтесь на детей"
 
18.03.2024 / 12:25:35
Мир волшебства Елены Макаровой
 


27.03.2024 / 12:44:53
В Ташкенте состоялась конференция, посвященная памяти выдающегося ученого-востоковеда, просветителя и педагога Александра Шмидта (1871 - 1939г).
 
26.03.2024 / 13:41:36
Внимание, дорогие друзья и коллеги! Новое заседание Клуба "Интеллектуал" состоится в субботу, 30 марта с.г., в нашем зале библиотеки им. А.Навои. Начало, как всегда, в 16 часов. Прошу готовиться. И до скорой встречи!
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте