Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
27.11.2018 / 22:36:02
Музыкально-поэтический вечер "Но и любовь – мелодия…"…Из наслаждений жизни Одной любви музыка уступает. Но и любовь – мелодия… А.С. Пушкин
Великая и вечная тема Любви в ариях, романсах, песнях и поэзии прозвучала в Ташкентской и Узбекистанской епархии РПЦ по благословению главы Среднеазиатского митрополичьего округа Викентия. Автор проекта и композиции, ведущий – режиссёр-постановщик ГАБТ имени А. Навои, заслуженный деятель искусств Узбекистана Андрей Слоним и солисты ГАБТ перед концертом поздравили митрополита Викентия с его Днём рождения и пожелали ему здравия и доброй энергии духа на долгие годы. Во вступительном слове владыка поблагодарил артистов за их благородную просветительскую миссию и ещё раз напомнил всем, что история свидетельствует, что Православная церковь сохраняла себя в самых сложных исторических ситуациях. В концерте приняли участие ведущие солисты ГАБТ имени А. Навои: заслуженная артистка Узбекистана Ольга Александрова, лауреаты международных конкурсов: Анастасия Юдина (меццо-сопрано), Лятифе Абиева (сопрано), Рада Смирных (контральто), Анжелика Мухаметзянова (сопрано) и молодые солисты — Султанбек Абдурахимов (бас) и Хислат Камилов (баритон). Музыкальный руководитель и концертмейстер Людмила Слоним. Обширная и беспредельная тема вечера определилась известными знаковыми строками А.С.Пушкина: «Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает, но и любовь – мелодия…». В слиянии высоты полета духа на уровне излучения энергетики великой Музыки, неразрывно связанной с Поэзией, – и происходило в полноводном течении всего вечера многогранное и многокрасочное приношение Любви как Мелодии, или вернее, – целой Симфонии возвышенных чувств человека, подаренных нам свыше. Программа концерта охватила широкие границы вокальной музыки на тему любви разных жанров и эпох — от народной песни, салонного русского романса Серебряного века, классических оперных и опереточных арий XIX-XX столетий, а также незабвенных лирических хитов советской эпохи. Главным действующим лицом вокальной музыки остаётся исполнитель. Каждое выступление в концерте отличалось не только утончённым своеобразием содержания, богатством мелодии, напевностью выбранного произведения, но и индивидуальным искусством владения вокалом, неповторимым стилем исполнения каждого солиста, словно соревновавшихся друг с другом не только в технике, но и во вдохновенной самоотдаче пению, в выразительности интонаций и фразировки, вне которых невозможен подлинный артистизм. Успех артистов и признание у зрителей был обеспечен, во многом, благодаря концертмейстеру Людмиле Слоним, чей аккомпанемент на фортепиано всегда звучит на одном дыхании с вокалом, с рефреном, паузами, необходимой модуляцией. И в этом нерушимом ансамбле, полном тонких нюансов и выразительности, развивалось действие всей композиции вечера. Так, органично и возвышенно прозвучал дуэт Лятифе Абиевой и Анастасии Юдиной «Хочу молиться…» (стихи и музыка С. Чичагова), открывший программу концерта. Публика особо оценила то, что этот «номер-эпиграф» бы специально посвящен Владыке Викентию и органично довершал праздничное поздравление в его адрес. Их же чарующий дуэт открыл новые краски в палитре чувства любви в редко звучащем романсе-песне П. Чайковского «В огороде возле броду» на стихи И. Сурикова. В этом номере сквозили широта, свобода и распевность, идущие от мелодики народной песни. Не менее захватывающими и сокровенными были их сольные номера в этом вокальном цикле: трепетные и экспрессивные «Колокольчики мои» П. Булахова на стихи А.К.Толстого и полный испанской страстности романс Д. Шостаковича (русский текст Т. Сикорской) «Звёздочки» в исполнении А. Юдиной. А «восточный» по особой мелодике томления романс Н. Римского-Корсакова на стихи А. Кольцова «Пленившись розой, соловей…», исполненный Лятифе Абиевой, оттенил палитру вечера новой краской. Ведущий А. Слоним в преамбуле к этому романсу, в котором затронута вечная тема Соловья и Розы, драматизм недопонятого и недооценённого чувства, – особо подчеркнул, что влияние А.С. Пушкина на автора текста А.Кольцова здесь не случайно и предстаёт основой особой драматургии этого романса. Ольга Александрова покорила публику особым драматизмом исполнения романсов П. Чайковского на стихи А. Апухтина «Забыть так скоро…»; «Полюбила я на печаль свою…» С. Рахманинова (стихи А. Плещеева) и ещё одного творения П. Чайковского — «Закатилось солнце…». В первом романсе боролись два чувства — протест и отчаяние покинутой женщины о безвозвратно ушедшей любви. Во втором звучала истинно народная тоска из-за утраты грёз, а в третьем – восторг упоения страстью. В знаменитую «Элегию» Ж. Массне (стихи Галле) Султанбек Абдурахимов вложил смирение и покорность судьбе со всей мощью и нежностью своего неповторимого баса. А в знаменитой песне Арно Бабаджаняна «Благодарю тебя» на стихи Р. Рождественского этот солист выразил необъятный спектр душевных эмоций, заставивший вспомнить неповторимое исполнение этой песни в своё время народным артистом Муслимом Магомаевым, и этим заслужил восторженные аплодисменты и возгласы «Браво!» от признательной публики. При этом примечательно, что молодой певец не пытался копировать исполнительскую манеру великого певца Магомаева, а стремился найти собственные краски и штрихи в этом произведении. И отрадно, что очень молодой возраст С. Абдурахимова, с одной стороны, вовсе не является препятствием для демонстрации его уже вполне сложившегося мастерства, а с другой – вселяет радующие надежды на полноценное развитие своеобразной и яркой творческой личности. Другой молодой певец – Хислат Камилов – сумел передать весь диапазон чувств — от сдержанной трогательной сентиментальности (С. Рахманинов, стихи А.Фета — «В молчанье ночи тайной») до страстной мольбы (С. Рахманинов, стихи Д. Мережковского — «О, нет, молю, не уходи!..») — характерный для русских романсов рубежа XIX -XX веков. Не может не радовать и тот очевидный факт, что оба этих весьма молодых исполнителя узбекского происхождения отлично прочувствовали и убедительно раскрыли непростые особенности стиля исполняемых русских романсов. Анжелика Мухаметзянова (сопрано), виртуозно владея вокалом, многогранно проявила себя и в озорно-романтических куплетах Адели из оперетты «Летучая мышь» И. Штрауса, и комических куплетах Олимпии из оперы «Сказки Гофмана» в потрясающем юмористическом образе заводной куклы. Рада Смирных своим глубоким контральто донесла тайну любви – загадки, от которой порой зависит жизнь человека, в романсе, полном душевной неги, композитора Серебряного века — В. Борисова (стихи Е. Дитерикс) «Звёзды на небе»; испанской, полной страсти и огня, песне П. Сарасате (русский текст Г. Гнесина) «Чёрный веер» и в искромётной шуточной партии кокетливой дамы «Но я вас всё-таки люблю…» в дуэте с А. Слонимом, обаятельно, с юмором исполнившим роль её незадачливого партнёра. Андрей Евсеевич дополнил и тем самым обогатил музыкальную программу лирико-философским объёмным циклом своих стихов о любви, в котором совершенно особое место занимало его авторское стихотворение под условным названием «Письмо к Татьяне» («Я к Вам пишу…»). Неожиданность содержания и формы этого стихотворения прозвучала, буквально, как гром среди ясного дня. Это было не просто очень трогательно, но и знаменательно в наш компьютерный век, когда в современном мире высокая любовь нередко профанируется и опошляется, когда мы больше говорим об иллюзиях, подделках, искажениях любви, о том, что не является любовью «на самом деле». Автор в этот вечер выразительно прочёл девять совершенно разных стихотворений о Любви – от философских, просветлённо-лирических – до полных иронии, Юмора и сарказма. Так весь вечер со сцены, как в прежние времена, звучали в стихах и музыке нетленные слова о Любви. И во всём своём могуществе предстал своеобразный нерушимый мост, соединивший века минувшие с веком нынешним, построенный на вечных незыблемых устоях Любви, которая, по словам Данте, «движет солнца и светила». Вечер логически завершил истинный гимн Любви – один из самых просветлённых романсов П.И.Чайковского «Скажи, о чем в тени ветвей…» — в проникновенном и обаятельном воплощении Лятифе Абиевой. Но точка в этой бескрайней и неисчерпаемой теме, конечно же, не была – да и не могла – быть поставлена. И слова Андрея Евсеевича о том, что надо бережно и неизменно хранить в душе основы Любви – великого дара свыше, и что только с этим заветным чувством каждый может пробиться сквозь морозную зиму к своей Весне – одарили благодарный зал светом, надеждой и радостью… Автор Гуарик Багдасарова Фото - Михаил Левкович
|
|