Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
21.02.2014 / 07:45:07
Знания о культурном наследии начинаются со школыВскоре школьники Узбекистана будут знать о нематериальном культурном наследии своей страны намного больше, потому что в школьную программу планируется ввести новый предмет. Данной теме посвящался семинар «Внедрение элементов нематериального культурного наследия по национальному пению в школьный предмет «Музыкальная культура», который состоялся в офисе представительства ЮНЕСКО в Ташкенте 19 февраля 2014 года. Как сообщает НИА «Туркистон-пресс», приветствуя участников семинара, глава Представительства ЮНЕСКО в Узбекистане Криста Пиккат, отметила, что внедрение элементов нематериального культурного наследия в образовательный процесс будет способствовать устойчивому развитию через усиление культурного разнообразия. Передаваемое из поколения в поколение народное творчество сегодня относят к понятию «нематериальное культурное наследие». Обряды, традиции, народные песни, танцы, национальные игры — все это является характеристикой того или иного народа, характеризует определенные этапы его истории, являясь ее свидетельством и следствием. Сохранить это своеобразие и передать его молодому поколению, сделать органичным для него, расширяя понятие самоидентичности народа, его целостности, объединяющего начала — задача первостепенной важности. Тем более сегодня, с учетом процессов глобализации. Поэтому неслучайно, ЮНЕСКО, как организация ООН по вопросам образования, науки и культуры, способствует развитию всего, что связано с понятием «нематериального культурного наследия» в Узбекистане — стране, известной богатством своей истории. Проект по созданию и апробации методик внедрения элементов нематериального культурного наследия в образовательный процесс инициирован Бюро ЮНЕСКО в Бангкоке. В рамках проекта выбраны в качестве пилотных четыре страны — Узбекистан, Палау (Океания), Пакистан, Вьетнам. Опыт по широкому информированию учащихся о нематериальном культурном наследии своей страны, который будет обретен в Узбекистане и методические разработки на его основе, будут представлены в качестве результатов проекта и рекомендованы для внедрения в различных странах мира. Практическая работа в республике началась с ноября 2013 года на базе двух отобранных школ. Внедрение элементов нематериального культурного наследия ведется на предметах «Музыкальная культура», где ребята пилотных школ больше узнают о традиционных жанрах узбекской музыкальной культуры и «Физическая культура», где школьники теперь узнают и о народных играх. Обретенный в этих школах первый опыт и изучают специалисты народного образования в ходе ташкентского семинара. Методика такой работы будет рождаться в ходе самого процесса, обсуждаться и совершенствоваться. А результатом должно стать знание молодого поколения о многообразии культуры своего народа. Как отметил в интервью заведующий кафедрой народного творчества и традиционного пения Государственного института искусств и культуры Узбекистана Уразали Тошматов, принятая в 2003 г. Конвенция об охране нематериального культурного наследия охватывает пять областей. Первая — это народное устное творчество, к которому относятся сказки, мифы и все, что передается так сказать «из уст в уста». Вторая область охватывает исполнительское искусство, под чем подразумевается национальные песни и танцы, а также народно-зрелищное искусство, в том числе в Узбекистане это мастерство канатоходцев, дарбозов, палванов. Третья область охватывает обычаи, традиции, обряды и праздники. Четвертая область — это знания связанные с природой и космосом. Сюда входят проверенные веками наблюдения за признаками, связанными с предстоящими временами года, народные рецепты, многие из которых легли в основу современной фармацевтики и т.д. В пятую область входит народно-прикладное творчество, различные направления традиционного ремесленничества. Конвенция, по словам У.Тошматова, имеет два списка, куда включены признанные международным сообществом важнейшие объекты нематериального наследия различных стран. В один из них — репрезентативный список — входят четыре номинации, связанные с Узбекистаном. В их числе две национальные номинации — это культурное пространство Байсуна и традиционное исполнительство «Катта Ашула» — традиционное для ряда регионов, в том числе Ферганской долины. Еще две номинации являются совместными. Это вид традиционного музыкального искусства «Шашмаком» — совместно с Таджикистаном и праздник «Навруз» — совместно с шестью государствами региона. В настоящее время от Узбекистана на рассмотрение передана еще одна номинация нематериального культурного наследия — традиционное состязание острословов «Аския». Кроме того, совместно со странами региона планируется в качестве номинации подать традиционный вид колыбели — «Бешик». Луиза МАХМУДОВА,
|
|