Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
14.06.2015 / 17:29:08
Творческая встреча с корифеем музыкальной науки и критикиВ Союзе композиторов Узбекистана состоялась творческая встреча с одним из ведущих музыковедов республики, доктором искусствоведения, профессором, обладателем ордена «Дустлик» Наталией Соломоновной Янов-Яновской. Она стала значительным событием культурной жизни, привлекла внимание широкого круга любителей музыки, специалистов по музыкальному искусству и вызвала большой общественный резонанс. Инициатором ее проведения была кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории музыки и критики Государственной консерватории Узбекистана Ш.Ш.Ганиханова, реализующая проект «Встречи с музыковедами». В проведении встречи с Н.С.Янов-Яновской приняла самое активное участие профессор этой же кафедры, известный музыковед И.Г.Галущенко. Они же стали и ведущими вечера, способствуя созданию теплой и искренней атмосферы. Выбор Н.С. Янов-Яновской в качестве героини этого мероприятия не случаен. Имя Натальи Соломоновны – авторитетного и компетентного ученого-исследователя, музыкального критика, публициста, музыкально-общественного деятеля, педагога известно не только у нас в стране, но далеко за ее пределами . Высокий интеллект, оригинальность мышления, умение выдвигать конструктивные идеи и реализовывать их в контексте актуальных направлений современного искусства, сочетание научной основательности с темпераментной полемичностью выделяет личность Н.С.Янов-Яновской среди ее коллег. Неслучайно она отмечена международным признанием: дважды удостоена номинации «Женщина года» - в 1991-92 г. Международным биографическим центром (IBC) Кембриджа и в 1993 г. Американским биографическим институтом (ABI). Наталия Соломоновна – постоянный участник международных симпозиумов и конференций, является членом Экспертного совета ВАК РУз, Специализированного совета по защитам диссертаций НИИ АН РУз, Совета по защитам Института им. Ауэзова (Казахстан). Узы многолетней творческой дружбы связывают её с зарубежным коллегами - Л.Мазелем, В.Дж.Конен, Е.С. Зинкевич, С.А.Кузембаевой, Л.Г.Ковнацкой и др. Фундаментальные труды Н.С.Янов- - «Музыка узбекского кино» (1968 г), «Узбекская симфоническая музыка» (1979), «Муталь Бурханов: время, жизнь, творчество»(1999), коллективная монография «Узбекская музыка на стыке столетий (XX-XXI вв): тенденции, проблемы»(2008), собрание избранных работ «Узбекская музыка и ХХ век («…Последнего слова не существует…»)(2007), «Композитор Икрам Акбаров» (2011), многочисленные статьи в журнале «Музыкальная академия» и специальных сборниках – свидетельствуют об уникальности творческого диапазона ученого, о широте её взглядов при рассмотрении проблем развития узбекской музыки в контексте мировой культуры. На творческой встрече речь шла об этих и других трудах Н.С.Янов-Яновской, рассказавшей собравшимся о начале своего пути в музыкальную науку, трудностях, которые ей удавалось преодолевать, знаках судьбы, которые определяли темпы и характерные стили «симфонии» её жизни, сценарии её судьбы, словно управляемой неким высшим существом – «режиссером» ( по Набокову), запрограммировавшим алгоритмы всей ее жизни. Родившаяся в Свердловске, она побывала и на Дальнем Востоке и оказалась в Самарканде, а затем в Ташкенте, очевидно, навсегда, хотя ей, окончившей школу с золотой медалью, были открыты перспективы учебы в Москве. Но судьба распорядилась иначе, и теперь благодаря трудам Наталии Соломоновны во многом узбекская музыка предстала в новом измерении, в новом осмыслении пространства и времени в интертекстуальном аспекте. Начав работу после окончания Ташкентской консерватории в музыкальной редакции Иновещания Узбекского радио, Наталия Соломоновна продолжила свой путь в науку в НИИ АН РУз, затем в СНИЦ при Государственной консерватории Узбекистана, совмещая научные занятия с педагогикой и подготовкой научных кадров: под ее руководством молодыми учеными из всех стран нашего региона защищено 12 кандидатских диссертаций . Обращаясь к собравшимся, Наталия Соломоновна призвала молодых музыковедов к научному труду, к глубокому изучению узбекской музыкальной культуры, осознанию ее художественного и научного богатства.Эта встреча стала своего рода стимулом к проявлению творческих импульсов, ибо, как уже сказано, «последнего слова не существует» (Сомерсет Моэм) - вот девиз, на который и по сей день опирается Наталия Соломоновна Янов-Яновская. БОРИС БАБАЕВ
|
|