Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
05.05.2018 / 22:35:54
Накануне всенародного празднования "Дня памяти и почестей" в нашей стране повсеместно создаются специальные инсталляции, посвященные событиям Второй мировой войныОсобое место в них занимают темы плакатов военных лет. То, что было создано нашими мастерами кисти в те годы можно назвать настоящими произведениями литературы и изобразительного искусства. Надо сказать, что жанр плаката активно развивался в Туркестане еще в конце 19 века. Первые узбекские политические плакаты появились уже в начале 1920-х годов; среди известных художников данного жанра тех лет можно назвать имя первого узбекского плакатиста Усто Наби Хафизова (1893-1959).
Узбекистанские плакаты времен войны 1941-1945 годов, наряду с радиопередачами и газетами, превращались тогда в мощное средство агитации и пропаганды. Художественная плакатная мастерская в Ташкенте первоначально называлась «Агитвитриной», позже – «Окнами УзТАГ». Изготавливались такие плакаты практически вручную, малыми тиражами, нанесением трафаретом клеевых красок на бумагу. Эти постеры часто вывешивались на окнах магазинов и учреждений, людных улицах и площадях практически всех крупных населенных пунктов республики.
Некоторые плакаты были выполнены в жанре карикатуры, им свойственна гротескность образа, другие постеры – это картины с поэтическим комментарием. В обоих случаях предельно конкретизировалась тема, меткость графического решения сочеталась с лаконичными поэтическими строками. В выпуске плакатов принимали участие многие талантливые столичные, в том числе эвакуированные из центральных районов, художники. Вот почему от выпуска к выпуску менялся стиль исполнения, плакаты с военной тематикой становились творчески более индивидуальными, каждый новый автор, приходивший в творческий коллектив плакатистов, вносил в этот стиль новые черты. Содержание плакатов было привязано к сводкам с фронтов. Постеры разоблачали коварные замыслы фашистских агрессоров, посвящались формированию узбекских дивизий, мобилизации тыла, усилению работы на заводах и полях, заботе об эвакуированных, приему сирот на воспитание. В плакатах средствами лаконичного рисунка и выразительных подписей воспевалась доблесть и патриотизм воинов, их готовность всеми силами защищать родной очаг. Они поднимали настроение и способствовали возникновению трудового энтузиазма в тылу и подъему боевого духа на самом фронте. Потому в годы войны плакаты имели огромную популярность. Их содержание передавалось из уст в уста, каждого нового выпуска люди ожидали с нетерпением и чувством волнения. А самые свежие плакаты с тематикой войны транспортом доставлялись и на передовую. В увеличенном виде, на фанерных щитах они выставлялись на виду маршевых рот или непосредственно на переднем крае, вызывая чувство гордости у бойцов, заставляя фашистов стрелять по плакатам из орудий. Некоторые плакаты стали сегодня раритетными – во многом из-за принадлежности их репрессированным в сталинские времена художникам. Сохранившиеся военные плакаты хранятся сегодня в отечественных и зарубежных государственных и частных коллекциях. Их изучение и распространение служит сохранению памяти о подвигах защитников родины в годы войны с тем, чтобы воздать должные почести героям, спасшим наш родной край от гитлеровского нашествия и прийти к достижению победы.
Назар ШОХИН
|
|