Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
17.06.2018 / 16:25:26
На пути к просвещенному исламу: религия и светское государство в УзбекистанеЭтой теме посвящен совместный доклад в США эксперта аналитического центра Jamestown Foundation Джейкоба Зенна и директора Института Центральной Азии и Кавказа (CACI) Сванте Корнелла. Напомним, будучи частью серии Silk Road Paper, доклад лег в основу одноименной главы книги «Новое лицо Узбекистана», изданной CACI в текущем году. На днях Институт Центральной Азии и Кавказа совместно с Институтом Ближнего Востока организовал в Вашингтоне презентацию этого доклада. На встречу были приглашены представители Конгресса США, ведущих исследовательских институтов, неправительственных организаций, СМИ, дипломатического корпуса. Подробности мероприятия и основные идеи, высказанные американскими экспертами, – в материале ИА «Дунё». Презентацию на правах хозяев открыл председатель Института Центральной Азии и Кавказа Фредерик Старр, который стал и главным модератором. По мнению ученого, в Узбекистане сформирован уникальный «религиозный баланс». В подтверждение своих слов профессор заявил: «Несмотря на то, что большинство населения страны исповедует ислам, а мусульманские традиции достаточно глубоки, государство разграничило себя от религии и является светским. Власти республики защищают интересы всего общества, не разделяя верующих и неверующих, мусульман и представителей других вероисповеданий». Основные тезисы доклада «На пути к просвещенному исламу: религия и светское государство в Узбекистане» озвучил один из его авторов – директор CACI Сванте Корнелл, который считает, что для обывателя Центральная Азия может показаться «периферийной» по отношению к Ближнему Востоку, но на самом деле Узбекистан занимает центральное место в истории ислама. – Начиная с VIII века здесь была создана уникальная интеллектуальная среда, – подчеркнул эксперт. – Впечатляющие успехи были достигнуты в таких областях, как математика, медицина, наука в целом, но богословие также считалось продвинутым. Наиболее авторитетный сборник хадисов – высказываний Пророка – был составлен имамом Мухаммадом аль-Бухари. Крупнейший суфийский орден Накшбандия (возник на территории современного Узбекистана – прим. ред.) был распространен по всей Евразии – от Балкан до Индонезии. Продолжая свою мысль, С.Корнелл отметил, что богословская школа Матуридия (или матуридизм), названная в честь уроженца Самарканда Абу Мансура Мухаммада аль-Матуриди, уделяет гораздо больше внимания человеческому разуму: в его основе лежит тезис о том, что человеческий разум достаточно силен, чтобы отличать правильное от плохого без помощи божественного откровения. Многие из выдающихся ученых жили в Мавераннахре в IX-XI столетиях – «золотом веке» исламской науки. В своем выступлении докладчик привел классификацию моделей отношений государства и религии в современный период. По его оценкам, Узбекистан и другие страны Центральной Азии имеют схожую модель с Францией, при которой в качестве приоритета выдвигается защита государства и общества от религиозного принуждения. А в США, где власти никогда не имели дело с доминирующей религией, акцент делается на обеспечении свободы церкви. «Данное различие часто вызывает недопонимание между Западом и странами Центральной Азии: попытки сохранить светский государственный строй ошибочно воспринимаются западными НПО как посягательство на религиозную свободу». С.Корнелл признал, что в 1990-е годы, когда вооруженные, религиозно-вдохновленные экстремисты посягали на конституционный строй Узбекистана и требовали установления исламского государства, правительство прибегало к жесткому подходу, стремясь обезопасить общество от распространения радикальных идей. Как подчеркнул эксперт, сегодня же власти республики уверены в том, что государство, его институты и само общество достигли зрелости, а экстремисты больше не представляют собой экзистенциальную угрозу, требующую чрезвычайных мер. Руководство страны приняло взвешенное решение возродить религиозные традиции народа, которые могут существовать в гармонии со светской государственностью и могли бы стать примером для других обществ. – Президент Шавкат Мирзиёев запустил национальную идею просвещенного ислама. Тем самым наблюдается переосмысление великой эпохи Центральноазиатского просвещения, «золотого века» ислама. Постигая эту изумительную эпоху достижений и придавая ей современную «институциональную идентичность», Узбекистан закладывает основы важного беспрецедентного направления и модели для мусульманского мира. Решения об учреждении в стране Международного научно-исследовательского центра имени Имама аль-Бухари, Исламской академии и Центра исламской цивилизации гармонично вписываются в эту стратегию, убежден специалист. Директор CACI напомнил, что в Узбекистане строятся придорожные мечети для верующих, проводятся конкурсы декламации Корана. Из так называемых «черных списков» спецслужб исключены тысячи людей, помилованы несправедливо осужденные граждане. На взгляд С.Корнелла, представляемая Узбекистаном модель ясна и понятна: светское государство, в котором может процветать умеренная ханафитская традиция региона. Учитывая неоднозначный опыт смешивания религии и политики, исламская умма и все мировое сообщество могут принять такую модель во внимание, если Узбекистану удастся сохранить светскую систему, поощряя толерантные и традиционные религиозные институты. При этом, по словам аналитика, реформы в республике в религиозной сфере не должны быть восприняты как просто ответ на внешнюю критику или как отказ от политики прошлого. Как и в политической и экономической областях, изменения в данном направлении имеют эволюционный характер, учитывая богатое цивилизационное наследие страны и сильные религиозные традиции среди общества. Более того, просвещенный ислам как ничто другое может противостоять распространению экстремистских идеологий. В заключение слово взял снова Ф.Старр, который отметил, что преобразования в Узбекистане в религиозной сфере примечательны своим «всеобщим охватом»: они продвигают интересы всего общества в целом, не разделяя его на отдельные составляющие, а также имеют «гражданский, цивилизованный» характер. – Перемены особенно позитивно воспринимаются подрастающим поколением страны, перенимающим универсальные ценности по мере углубления глобализации. Прежде всего, молодежи предоставляется свобода выбора в вопросе верования и его уровне. С другой стороны, светская система защищает права религиозных меньшинств и менее набожной части населения, в отношении которых предпринимаются нападки и притеснения в некоторых других странах, – считает председатель Института Центральной Азии и Кавказа. Напомним, данный институт считается одним из ведущих «мозговых центров» США по Центральноазиатской проблематике. CACI возглавляют председатель Фредерик Старр и директор Сванте Корнелл. Фредерик Старр в разные годы являлся советником трех президентов США по постсоветскому региону и Центральной Азии. Автор более 20 книг по политике и истории стран Евразии. Последняя из его книг – «Утраченное просвещение: золотой век Центральной Азии от арабского завоевания до Тамерлана» (2013) – посвящена вкладу ученых Мавераннахра в мировую науку и культуру. Сванте Корнелл является профессором в Школе передовых международных исследований (SAIS) Университета Джонса Хопкинса (США) и членом Шведской королевской академии военных наук.
ИА «Дунё» Вашингтон
|
|