Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная
Панорама
Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
18.07.2018 / 11:27:50

Научному подвигу 90 лет. Место изобретения телевидения – Узбекистан…


Много научных достижений мирового значения с давних пор сделано на земле Узбекистана. И среди них особенно выделятся создание в Ташкенте первой в мире реально действующей системы электронного телевидения научным сотрудником Национального университета Узбекистана Б.П. Грабовским. В этом месяце исполняется 90 лет этому его замечательному изобретению, 26 июля и 4 августа 1928 года – основные даты главных событий, положивших начало новой эре в истории человечества - эры телевидения, основоположником которой был он. Группе изобретателей во главе с Борисом Павловичем Грабовским тогда впервые в мире удалось передать и получить на экране теле фото изображение на основе принципов электронного телевидения! Среди первых полученных изображений – изображение движущегося ташкентского трамвая!

Первые проекты передачи заранее подготовленных изображений по проводам появились ещё в 40-х гг. 19 века. Но долгие годы в области развития телевидения господствовала оптико-механическая система. Современное телевидение, позволяющее передавать изображение высокой четкости на большие расстояния, базируется на принципиально ином научном подходе - это электронное телевидение. Впервые идея электронного телевидения, включая применение для приема изображения электроннолучевой (катодной) трубки, известной сегодня как кинескоп, была высказана в 1907 году выдающимся российским ученым, профессором Б. Л. Розингом. В 1911 году он впервые и осуществил прием неподвижных изображений геометрических фигур на основе принципов электронного телевидения. Русское техническое общество по сути первым оценило значение работ Розинга и присудило ему Золотую медаль и премию имени К.Г.Симменса.

Но для передачи изображения и сам Розинг использовал механическую систему развертки изображения. Об элементах электронного телевидения писали зарубежные ученые и специалисты А.Суинтон, Э.Шульц, но никем из них не была создана реальная система электронного телевидения… Внимательно изучив работы своих предшественников, Грабовский пришел к выводу, что путь механических установок устарел и бесперспективен. Первым в истории он сконструировал и собрал действующую модель полностью электронной телевизионной системы. В результате изобретенный Грабовским «Телефот» был основан на применении не только системы электронного приема изображения, но и включал в себя электронную систему ее передачи.

В последующем один из создателей цветного телевидения П.В.Шмаков писал: «Практическое освоение электронных систем…относится к концу 20-х-30 гг. ХХ в. и связано с именами Зворыкина. Фарнсуорта (США). К. Суинтона (Великобритания). Грабовского, Катаева, Константинова, Розинга, Тимофеева…».

Борис Грабовский с молодых лет стремился создавать изобретения, умение ставить и решать технические задачи он отчасти перенял у своей матери А.Н. Лукьяновой. Среди его изобретений был, например, виброфосфенный аппарат «Камертонный телефот» для видения слепых –как говорил сам Борис Павлович -оно «родом из детства». Рядом с Грабовскими в Харькове жила и работала артель слепых. Частые наблюдения, общение с ними позволили Грабовскому прийти к выводу - слепые могут видеть свет через кожу лба. Хотя - как и почему - он не знал. В 1925 году он выдвинул теорию о светочувствительности кожи лба человека - о фосфенах (это считается атавизмом), и предложил конструкцию аппарата для слепых под названием «Камертонный телефот» (виброфосфенный аппарат «Гном»). Грабовский был и изобретателем оригинальной конструкции летательного аппарата - «орнитоавтожира», основанного на принципе «хлопающих крыльев». Он - автор и многих интересных и подробно разработанных изобретений – т. н. «жабр» для человека, экономичных электробатарей, всего ему принадлежит более чем 60 изобретений. Борис Павлович был и прекрасным лектором, и рассказчиком, автором нескольких научно-фантастических романов.

Именно в годы работы в университете в Ташкенте он начинает работу над своим главным изобретением – созданием аппарата электронного телевидения, где и передача, и прием изображения были основаны на принципах электронного телевидения. Идеи Розинга увлекли Грабовского. Осенью 1925 года он и его первые помощники- Попов и Пискунов- встретились в Санкт-Петербурге (в те годы Ленинград) с самим профессором. Розинг высоко оценил работу молодых ученых и изобретателей и помог им добиться разрешения на проведение экспериментальных опытов по созданию аппарата на ленинградском заводе «Светлана». Высокую оценку работе Грабовского дали будущие академики А.А. Чернышев, Л.И. Мандельштам, профессора В.Р. Бурсиан, К. Арсентьев, и др. Но первые эксперименты были малоудачны. Аппаратура и комплектующие части оказались низкого качества. Первые опыты окончились неудачей...

Не переставая, однако, верить в осуществление своей идеи и веря в перспективность именно электронного телевидения, предложенного Розингом, Грабовский возвращается в Ташкент. Здесь при поддержке общественных организаций– прежде всего Ташкентской Ассоциации изобретателей, а также Ассоциации инженеров, Общества рабочей технической инициативы, Общества друзей радио, Бюро инженеров и техников и др., вместе со своим новым помощником И. Ф. Белянским, которого он шутливо называл «Мой Санчо Панса от науки», Грабовский создает новый аппарат. Много трудностей приходилось преодолевать выдающемуся изобретателю. Об этом писала и пресса Узбекистана тех лет. Особенный резонанс имела статья известного публициста Г.Эль-Регистана (кстати, позднее одного из авторов Гимна б.СССР вместе с С.В.Михалковым) «Глухая стена» 28 апреля 1927 г. в газете «Правда Востока», показывавшая какие стены бюрократизма и безразличия стояли на пути выдающегося открытия. Эль-Регистан резко критиковал равнодушно-бюрократическое отношение к изобретению ряда учреждений тех лет, говоря, что изобретатели «натыкались»-по словам автора-постоянно «на каменную стену, стену бюрократизма» Одна из первых заметок, посвященных выдающемуся открытию, передачам электронного телевидения, появилась тоже на страницах «Правды Востока» 24 июля 1928 г. (статья «Новое изобретение»).

Работа по созданию «Телефота» была очень трудной. И только тогда, когда, наконец, Борису Грабовскому удалось получить в 1928 г. необходимые средства на проведение новых исследовательских работ по его созданию, удалось добиться ощутимых результатов. После первых успешных испытаний (в основном в мае-июне 1928 г., было передано, в частности, изображение ножниц), 30 июня «Телефот «Грабовского был запатентован. Кстати, еще в 1926 г. в журнале «Наука и техника» в статье изобретателя электронного телевидения» Б. Л. Розинга была дана высокая оценка проекту Грабовского.

В июне 1928 г., уже в присутствии ряда ученых и представителей инженерно-технической общественности, было успешно получено на основе электронной системы движущееся изображение руки на экране. Именно таким было рождение электронного телевидения. Через несколько дней, 26 июля 1928 г., при помощи участвовавших в подготовке испытаний К. Сливицкого, В. Ичалова и др. было проведено официальное испытание «Телефота». Передача была проведена в присутствии комиссии, которую возглавлял профессор САГУ Н.Н. Златовратский (кстати, сын известного писателя). Передача проводилась из здания тогдашнего Среднеазиатского округа связи, а прием осуществлялся в лаборатории испытательной станции. По рассказам очевидцев, это был полный успех! Было хорошо видно движущееся изображение лица Белянского, поворачивающего голову, шевелившего губами. Между местом передачи и местом приема, в районе узла связи, неподалеку от Алайского, было расстояние примерно в 20 метров. 4 августа вновь было проведено испытание, приемник был установлен на крыльце кинотеатра «Хива» (около бывшего дворца Великого князя Николая Константиновича, где тогда располагался Музей искусств Узбекистана; на экране впервые было видно изображение ташкентского трамвая (шедшего по Алексеевскому переулку, Ленинградской улице и далее).

Но сложным и тяжелым был дальнейший путь открытия. Аппарат затребовали в Москву. Но по дороге кто-то включил стоп-кран, и трубка разбилась на части… Многие тогда не верили в изобретение, считали путь электронного телевидения бесперспективным. Грабовский и Белянский делали своими руками и за свой счет очень многое. И хотя тратившиеся ими средства выражались в сотнях, максимум тысячах необходимых рублей; причем часть средств составляли личные средства Грабовского (а с 1927 г. –и Белянского) в то время как на создание в начале 30–х гг. пригодной для эксплуатации телевизионной системы американец Д. Сарнов потратил около 50 млн. долларов, изобретателей постоянно упрекали в том, что они тратят много средств… Играло роль и то, что вплоть до первой половины 30-х гг. в быв. СССР господствовали сторонники механического телевидения (даже, например, в 1932 г. из почти 784 тыс. рублей, выделенных на развитии телевидения, на разработку электронного телевидения было выделено лишь около 100 тыс. рублей, остальное – на исследования в области оптико-механического телевидения)…

Для изготовления новой, более совершенной трубки «Телефота» в Германии на заводе «Телефункен» Наркомвнешторг с большим трудом согласился выделить средства. Но репрессивные органы – ОГПУ – категорически отказали в загранпаспорте Грабовскому, командировка в Германию была запрещена и отменить этот запрет тогда никто в Узбекистан не мог. Работа остановилась…

Многие специалисты тогда говорили о бесперспективности электронного телевидения… В армию был призван Белянский -ближайший помощник Грабовского. А самом начале 30-х был репрессирован и выдающийся учёный, главный теоретик электронного телевидения профессор Розинг и Грабовский лишился и поддержки с его стороны (Розинг был репрессирован «за финансовую помощь «контрреволюционерам», так как дал дентги в долг приятелю, впоследствии арестованному и сослан на три года в Котлас без права работы; правда, благодаря заступничеству тогдашней советской и зарубежной научной общественности Розинг-ученый с мировым именем- был переведён в Архангельск, где и работал на кафедре физики Архангельского лесотехнического института. Но вскоре он от скончался от инсульта… Лишь почти через четверть века, 15 ноября 1957 г. Президиум Ленинградского городского суда отменил постановление выездной сессии коллегии ОГПУ и на основании отсутствия состава преступления Б.Л. Розинг был полностью оправдан и реабилитирован).

Лишь через ряд лет в США, а затем и в России были заново созданы системы электронного телевидения… О выдающемся изобретении и о самом изобретателе Грабовского вспомнили нескоро. В 1965 году Борису Павловичу было присвоено звание «Заслуженного изобретателя Узбекистана». Ещё при жизни Грабовского в октябре 1965 г. во французском журнале «Телевисион» появилась статья президента Международной ассоциации (союза) прессы по радиотехнике и электронике Э. Айсберга, в которой было прямо указано: «Фактически 100 % электронная телевизионная система, использующая трубки с катодным лучом как для передачи, так и для приема, была предложена еще в 1925 году тремя изобретателями: Б.П.Грабовским, Н.Г.Пискуновым и В.И. Поповым…». Заканчивалась статья словами: «К несчастью, это замечательное изобретение не было оценено по достоинству в годы, когда использовалась с успехом механическая система телевидения. По этой причине десятилетием позже ее пришлось снова изобретать. Так проходит земная слава».

 13 января 1966 года Борис Павлович Грабовский скоропостижно скончался от инфаркта миокарда. Уже после его смерти была создана специальная правительственная комиссия, в работе которой активное участие принимал и И.Ф. Белянский. В 70-х годах жена Б. П. Грабовского в соответствии с его предсмертным желанием передала весь его личный архив, хотя последние годы Грабовский жил, работал и скончался в г. Фрунзе (ныне Бишкек) - в Центральный государственный архив Узбекистана, где он и хранится. Французская газета «Электроник актюалите» откликнулась на кончину Бориса Грабовского в 1966 г. статьей «Смерть пионера телевидения» В №6 Бюллетеня Международной организации радио и телевидения за 1969 г. было подробно рассказано о работах Грабовского. В 1971 г. 20 января Бюро отделения общей физики и астрономии тогдашней союзной Академии наук, возглавляемое известным физиком академиком Л.А. Арцимовичем, специальным постановлением признало роль Б. П. Грабовского и его соратников в развитии электронного телевидения и проведении 26 июля 1928 г. первой телепередачи в столице Узбекистана с помощью электронного телевидения. Было отмечено, что открытие Грабовского «оказало влияние на развитие электронного телевидения», что Грабовский и его помощники «доказали осуществимость телевидения на основе применения электронно-лучевых приборов».

Специальным письмом от 16 апреля 1971 г. и директор Департамента научной информации ЮНЕСКО, П. Наву высоко оценил ценность изобретения и заслуги Грабовского и Белянского в развитии электронного телевидения, а 7 июня 1971 г. Международный Союз Прессы по радиотехнике и электронике выдал за подписью его президент Э. Айсберг свидетельство «о неоспоримости заслуг Грабовского и Белянского, осуществивших первую в мире телевизионную передачу с помощью электронных телевизионных устройств в 1928 г.». Но самого Грабовского уже не было в живых…

  • В Ташкенте при филиале нынешнего Центра научно-технического творчества молодежи был создан в 70-е гг. по инициативе одного из сподвижников Грабовского-Константина Сливицкого - Музей электронного телевидения имени Б. П. Грабовского, существовавший до 2013 г (его первым и многолетним директором и был К.К. Сливицкий). В 2013 г. материалы прежнего Музея электронной техники им.Грабовского были переданы в созданный новый большой Музей истории связи Узбекистана...
  • Его имя по праву можно поставить в один ряд самыми знаменитыми учеными и изобретателями, поскольку современное общество трудно представить без электронного телевидения - важнейшего источника информации, фактора культурной жизни, развития коммуникаций в современном мире. И наш Национальный Университет с полным правом может гордиться тем, что выдающийся изобретатель работал в наших стенах, и именно в годы работы в университете им и было создано его самое замечательное изобретение – «Телефот».
  • Сегодня в Музее истории Узбекистана, в Музее истории связи, Музее НУУз им. М.Улугбека Б.П. Грабовскому и его изобретению посвящены отдельные стенды. Имя Бориса Грабовского занимает достойное место в истории науки и техники Узбекистана.

 

В.Г. ИОФЕ





Другие материалы рубрики

18.07.2018 / 10:44:09

"Первая экономическая миссия в Узбекистане: реформы вселяют оптимизм"

Под таким заголовком на сайте одного из крупнейших экономических объединений Швейцарии Economiesuisse опубликована статья, посвященная итогам состоявшегося на днях визита в Узбекистан представительной бизнес-делегации из этой страны во главе с министром экономики, образования и научных исследований Конфедерации Й.Шнайдер-Амманом. Далее...

17.07.2018 / 15:54:27

Глава Минвуза — о проблемах и перспективах высшего образования

Глава Минвуза Ином Маджидов — о самостоятельности вузов, стоимости обучения, коррупции и других проблемах и вызовах в системе образования Узбекистана. Далее...

17.07.2018 / 15:25:17

Иосиф Бродский о самом важном

Иосиф Бродский о самом важном Люди вышли из того возраста, когда прав был сильный. Для этого на свете слишком много слабых. Единственная правота — доброта. От зла, от гнева, от ненависти — пусть именуемых праведными — никто не выигрывает. Мы все приговорены к одному и тому же: к смерти. Далее...

17.07.2018 / 14:39:47

Сборная Узбекистана должна принять участие в будущем чемпионате мира по футболу в Катаре. Об этом, итогах прошедшего чемпионата мира, говорилось на пресс-конференции в Ташкенте

Встреча с журналистами ведущих средств массовой информации страны на тему "Чемпионат мира по футболу-2018: игра миллионов, прямая трансляция и высокие ставки", проходила в столичном отеле "Интернейшнл". Она была организована Информационным Агентством UzReport (телеканалы UzReport TV и Futbol TV) совместно с Международным Пресс-клубом. Далее...

16.07.2018 / 21:32:47

Вспоминая презентацию журнала ZOOM в галерее HUMAN HOUSE

Найти этот традиционный узбекский с двориком по ул. Ивлева было совсем не трудно. Тем более, что к нему дорога уже проторена многими любителями самой модной и очень красивой одежды, которая здесь шьется очень талантливыми и очень опытными мастерами. Гостеприимная хозяйка галереи HUMAN HOUSE, известный в столице дизайнер-модельер Лола Сайфи смогла создать очень привлекательное пространство для истинных любителей моды. Далее...





17.12.2024 / 18:01:06
Алексей Франдетти назначен художественным руководителем ГАБТ им. Алишера Навои
 
17.12.2024 / 12:24:31
В Ташкенте завершились премьерные показы оперы великого немецкого композитора Георга Фридриха Генделя "Tamerlano". И это стало большим событием в культурной жизни нашей столицы
 


26.11.2024 / 19:53:05
В Ташкенте состоялся бизнес-форум с участием представителей туристической отрасли Узбекистана и Китая. С 18 декабря 2024 года будет налажено регулярное авиа сообщение между городами Ташкент и Хайнань.
 
24.11.2024 / 09:30:44
Евразийский Альянс горных курортов работает над повышением стандартов сервиса и продолжает расширять свои ряды
 


28.10.2024 / 00:47:31
Дина Рубина о Е.С. Скляревском и его сайте "Письма о Ташкенте".
 
19.10.2024 / 21:40:29
Когда-то сестра поэтессы Марины Цветаевой - Анастасия Ивановна - сказала Анне Герман, к которой относилась с искренней теплотой: "Анечка, с Вашим чудесным голосом Вы должны петь романсы..."
 


12.12.2024 / 13:37:02
85-летию Александра Файнберга посвящается. "Ташкентские вечера"
 
12.12.2024 / 13:22:20
В российском издательстве "Ридеро" вышла из печати книга ташкентского писателя Галины Ширяевой "Сказания пери Иман"
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте