Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
29.03.2019 / 23:36:56
Бухарские евреи - одна из древнейших еврейских общин Читать далее: https://isralove.org/load/2-1-0-2482?utm_source=copyОднако появились там евреи задолго до появления СССР, даже раньше, чем туда пришла Российская империя. Люди этой национальности являются в основном представителями одной из древнейших этнографических групп этого народа – бухарских евреев. Данная община сформировалась свыше 2 тыс. лет назад и долгое время вела обособленное существование от своих европейских и североафриканских соотечественников. С приходом в Туркестан Российской империи сообщество бухарских евреев дополнили представители ашкеназской ветви, однако их количество было незначительным, поэтому практически не повлияло на сложившиеся устои жизни бухарцев.
Появление
Момент возникновения данной ветви до настоящего времени вызывает дискуссии. Довольно популярным является миф о еврейских предках, которые были насильно выселены ассирийцами из Израильского царства в 722 году до н. э. Называется даже местность конечного переселения – Хадор, которую бухарцы идентифицируют как Бухару. Правда, историки подвергают данную версию сомнению, выдвигая собственную точку зрения о местности в Северной Месопотамии, находящейся сейчас на иракской территории.
Расселение
Из Хадора еврейская диаспора начала распространяться по землям Ассирийского государства, бывшего на тот момент едва ли не крупнейшим в мире. Определенный процент их мигрировал на земли нынешнего Ирана, в Хузестан (юго-запад исламской республики) и Мидию (север страны, ныне Иранский Азербайджан). В пользу этого говорит тот факт, что проживавшие на Кавказе горские евреи ведут свой род от евреев хадорских.
Подобное расселение имело свои причины. В основном они обусловлены экономическими, политическими и социальными факторами, однако не следует сбрасывать со счетов и еще один момент. Евреи привлекались к военной службе в пользу государств, некоторый период контролировавших Израиль. Когда к власти пришли персидские цари рода Ахеменидов, наступила эра самого массового расселения евреев, которые пробрались и в Среднюю Азию.
В пользу этого говорит ряд свидетельств. Близ туркменских городов Байрам-Али и Мерв в середине 1950-х археологами были обнаружены фрагменты керамики с надписями на иврите, но самое главное – найдены остатки древнейшей синагоги. Все открытия относились ко II в. до н. э. – I в. н. э. Продвижению данной нации на восток способствовало начало функционирования Великого Шелкового Пути, по которому еврейские купцы проникли в самую глубинку Средней Азии, а затем продвинулись в направлении Китая до самого тихоокеанского побережья.
Дополнительным фактором их продвижения в Среднюю Азию послужили последствия Иудейских войн 66-70, 132-135 годов. Значительная часть населения во избежание попадания в рабство была вынуждена покинуть Иудею и Иерусалим. Так появились крупные еврейские общины в Балхе, Мерве и Термезе.
Расцвет
Пока в Среднюю Азию не вторглись арабы, этот край был населен множеством народов, часто принадлежавших к различным религиозным течениям. Здесь свободно уживались буддизм и индуизм, христианство и иудаизм, зороастризм и различные синкретические культы. Ситуация изменилась с приходом сюда ислама, однако евреи сумели приспособиться к такому положению вещей. Их невероятная работоспособность и образованность позволяли занимать крайне почетные должности в местном обществе.
К примеру, проживавший в 800-х годах Сагль Аль-Табари, родившийся в Табаристане, прославился в качестве ученого-математика и врача. Его стараниями на арабский с греческого языка был переведен труд «Альмагест» знаменитого астронома Птолемея. Представители тюркской династии Газневидов, правившие в Х-ХI ст., поручили евреям руководство балхскими и хорасанскими рудниками. Высокие должности занимали еврейские представители при таджикской династии Саманидов в Х веке, а также у хорезмшахов в ХII-ХIII ст. К этому моменту количество людей данной нации в Средней Азии достигло максимального количества, а культура – своего поистине «золотого века».
Появление бухарско-еврейского диалекта
В течение длительного периода, проживая в среде ираноязычных народов, бухарским евреям не оставалось другого выхода, как приобщаться к языку фарси. Продвигаясь дальше в Среднюю Азию, они сберегли его. Данному обстоятельству помогало то, что таджикский язык новых районов не слишком отличался от персидского. Постепенно он стал диалектом, который начали называть бухарским. Началом существования бухарско-еврейского языка принято считать Х-ХI в.в., а его зачинателем признан писатель Мавлана Шахин. Однако арабскую письменность евреи не приняли, продолжая пользоваться еврейским письмом.
Упадок
Переломным периодом в истории бухарских евреев стало начало ХIII ст. В Среднюю Азию двинулись монголы, безжалостно уничтожавшие евреев. Лишь в городах Балх, Мерв, Хорезм сумели сохраниться небольшие группы людей этой национальности. Относительно нетронутой оказалась община, проживавшая в Бухаре, куда и потянулись евреи, уцелевшие в ходе военных событий. Упадок бухарско-еврейской культуры продолжался в течение 500 лет, прекратившись только в XVIII ст.
Развитие в новых условиях
В конце XVIII века отрицательная ситуация с еврейским населением в Средней Азии начала меняться к лучшему. Данному процессу способствовали высокая рождаемость в семьях, а также значительный поток эмигрантов, которые прибывали из Афганистана, Ирана, Турции и даже Йемена. Кроме того, сюда добрались испанские евреи-сефарды, бежавшие в исламские страны после изгнания со своей родины еще в 1492 году.
Новый период жизни начался для бухарских евреев после прихода в среднеазиатский регион Российской империи. С целью создания мягкого давления на руководство Бухарского Эмирата правительство России издало ряд официальных указов, дававших бухарским евреям значительные льготы в их деятельности на территории империи. Что интересно, коренным российским евреям подобных вольностей предоставлено не было. Так через бухарских евреев в страну беспрепятственно пошел поток товаров из Бухары, что в долгосрочной перспективе возымело положительное значение в отношениях империи и эмирата.
К середине XIX века еврейские общины обосновались практически в каждом крупном среднеазиатском городе. Самая большая из них, занимавшая два квартала, находилась в Бухаре. Следующей по размеру была самаркандская община, проживавшая в квартале Махаллан Яхудиен. Очень быстро в еврейскую среду проникли современные цивилизационные веяния. Представители данной нации очень быстро перешли на ношение европейской одежды и пользование товарами производства Англии и России. И хотя официально Бухарский Эмират еще не был присоединен к России, местные евреи, вступившие в купеческую гильдию, могли получить российское гражданство.
Данное решение позволило империи заполучить большое число состоятельных династий, что сыграло положительную роль в развитии страны. Имея серьезные средства, они развивали экономику, создавая законченные циклы производства. Например, династия Вадьяевых в 1916 приобрела Иваново-Вознесенскую мануфактуру, тем самым закончив создание огромного комбината, производящего изделия из текстиля. В единый комплекс были включены хлопковые плантации Ферганской долины, железные дороги, фабрики по очистке хлопка-сырца, изготовлению текстильной продукции. В производственном процессе были задействованы десятки тысяч людей.
С окончательным присоединением Бухарского Эмирата к России жизненные условия местных евреев серьезно изменились. Сюда начала проникать европейская и русская культура, потянулись российские евреи-ашкеназы. Последнее привело к русификации местных фамилий. Начала появляться национальная интеллигенция, отстаивавшая интересы собственного народа. Разговорным языком постепенно становился русский, хотя бухарский диалект никуда не уходил. Подтверждением тому служит факт издания в Скобелеве (нынешней Фергане) в первой половине 1910-х бухарско-еврейской газеты под названием «Рахамим».
Советский период
После падения российского царизма в 1917 новое руководство страны обратило пристальное внимание на бухарско-еврейскую диаспору. Для ее представителей в 1920-х годах в Ташкенте, Коканде, Самарканде были открыты ряд средних и высших учебных заведений. Наиболее известным стал Ташкентский Институт просвещения, созданный благодаря стараниям Рахмина Бадалова, ставшего впоследствии его директором. Интересно, что бухарские евреи, считавшиеся национальным меньшинством, могли бесплатно обучаться в вузах.
Не были забыты и средства передачи информации. Уже в 1920-х в крае массово издавались газеты, журналы, рассчитанные именно на бухарских евреев. Правда, еврейскую графику заменили кириллицей.
Высокообразованные бухарские евреи активно привлекались к управленческой работе, службе в армейских структурах. В Правительстве Таджикской ССР были бухарцы. Один из них Илья Левиев работал секретарем Верховного Совета республики. Представительница диаспоры Зина Кураева в конце 1930-х даже избиралась депутатом Верховного Совета СССР. В армии практически не было рода войск, в котором бы не служили бухарские евреи. Во время Великой Отечественной до 30000 бухарцев ушли защищать страну. Порядка трети сложили головы на полях сражений.
Огромный вклад представители данной диаспоры внесли в экономическое и культурное развитие страны в послевоенный период. Из их среды вышли профессионалы, развивавшие сельскохозяйственную отрасль, нефтегазовую промышленность, внесшие значительный вклад в строительство среднеазиатских ирригационных сооружений. Из среды бухарских евреев вышла целая плеяда замечательных актеров, музыкантов, поэтов, журналистов, художников, спортсменов. Известную кинодилогию «Подвиги Рустама», созданную по мотивам персо-таджикского эпоса «Шах-намэ», снял бухарский еврей Бенсион Кимъягаров.
После распада Советского Союза на отдельные республики большая часть бухарских евреев отправилась в Израиль.
Читать далее: https://isralove.org/load/2-1-0-2482?utm_source=copy
|
|