Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
30.08.2019 / 18:23:02
Письмо в редакцию. Экология. Наше отношение к природе.Вопросы экологии и бережного отношения к окружающей нас природе, к сожалению, как правило, считаются в обществе «вопросами второго плана». Безусловно, в большинстве стран мира, и в нашей стране в том числе, действуют активисты-экологи, работают различные ННО, общественные фонды и движения, поддерживающие природу. Недавно у нас даже общественное экологическое движение было преобразовано в политическую партию. Уделяется экологическим вопросам внимание и на государственном уровне. Есть специализированные сайты, журналы, активно пишут о проблемах блогеры. Тема, вроде бы, постоянно в центре внимания общественности. Но какова общая эко культура нашего населения?! Какое отношение к природе мы демонстрируем в повседневности?! К сожалению, большинство из нас воспринимает окружающий мир природы, как будто это такой бесконечный подарок Земли нам. И мало кто задумывается, насколько большой ущерб мы приносим природе из года в год, как важно бережное отношение к природе, как важно вносить посильный вклад в её защиту. Только так мы сможем сохранить то, что у нас ещё осталось. Любить и уважать землю, на которой мы живем. В Ташкенте принимают определенные меры в том направлении. Например, проводятся хашары, один из которых прошел недавно. Проводятся и благотворительные акции по посадке деревьев. Это хорошие общественные инициативы. Но согласитесь, то как мы ежедневно относимся к окружающей среде, не исправить разовой акцией. Да и не все принимают участие в таких положительных мероприятиях по спасению окружающей нас природы и восстановлению эко баланса города. Может быть одна из причин кроется в слабой информированности населения?! Может быть широкие слои населения просто не знают о проводимой работе по спасению природы, об организации эко акций?! О том, что будет общереспубликанский хашар, объявляли по радио и теле новостях. Но ведь не каждый смотрит или слушает наши СМИ. Здесь важна роль махаллинских комитетов. Почему бы не подключиться и, например, развесить объявления о хашаре или эко акции в махалле, на подъездах жилых многоквартирных домов?! Так же можно использовать в этой работе и возможности смс-оповещения. Информационное поле охвата стало бы в сто крат большим, и возможно, что и число желающих принять в таких мероприятиях возросло. Отдельная тема – городской транспорт. Транспорт тоже имеет большое значение в экологии городов. Что можно сделать для того, чтобы меньше вредить природе транспортными средствами, используемыми в наших городах? В Ташкенте заметна тенденция переоборудования общественного транспорта с использованием бензина на газ. Понятно, что это снижает эксплуатационные расходы как государственных автопарков, так и частных владельцев мини-автопарков. Автобусы, ездящие на бензине дороже в эксплуатации и приносят вред природе, а те автобусы, которые работают на газовых установках – не безопасные для самих людей. Показательно, что многие развитые страны из года в год улучшают работу общественного транспорта, при этом думая о природе, начали активно использовать электромобили. Борьба за оздоровление воздуха и снижение числа бензиновых автомобилей на улицах ведется сегодня практически во всем мире. В Европе, например, ставятся ограничения на использование старых транспортных средств, а на уровне правительства или городских властей приветствуется активное использование на улицах мотороллеров, электроскутеров, распространение экологически чистых видов транспорта. Также в последние годы в Европе наблюдается и рост продаж экологичного транспорта – электромобилей, гибридов, автомобилей на водородном топливе и других топливных элементах. Интерес к альтернативным видам транспорта стимулируют дотациями, созданием соответствующей инфраструктуры. Например, правительство Финляндии в ближайшие годы планирует резко увеличить количество электрозаправок, к 2030 году их будет порядка 25 тысяч. А страна эта, к слову, на 100 тысяч кв. км меньше нашей. Использование электромобилей в США также растет. В настоящее время по дорогам США ездит, согласно имеющимся в интернете данным, порядка 400 тыс. электрокаров. Все больше подобных автомобилей появляется и на дорогах стран Азии. К примеру, власти Китая для снижения нагрузки на окружающую среду реализуют программы, направленные на развитие экологически чистых видов транспорта. Для покупателей «зеленых» авто предусмотрены различные дотации и льготы. Эта страна последние годы продолжает удерживать лидерство в этом сегменте автотранспорта. К настоящему моменту в мире продано более 1 млн «зеленых» китайских автомобилей. И чем мы хуже?! Да ничем! Мне кажется, этот опыт интересен и полезен для нас. Да будут расходы на закупку таких машин, или на создание собственных аналогичных производств, на места для перезарядки, но это стоит того. Это – инвестиции в наше будущее, в нашу экологию, наш чистый воздух! От транспорта – к дорогам и тротуарам. Если посмотреть вокруг, что мы увидим? Мусор на дорогах, в арыках, на остановках … У нас очень мало урн для мусора на улицах. Люди, не найдя поблизости урны для мусора, кидают его на газоны или просто на обочину дороги или тротуара. Думаю, если наши городские власти поставят большее количество мусорных урн, тогда и на улицах будет намного чище. Ведь задумались мы о том, чтобы начать сортировать бытовой мусор и стали пропагандировать практику сортировки мусорных бытовых отходов! И эта практика потихоньку начинает приживаться у нас и распространяться. Многие горожане сортируют и раздельно выбрасывают бумагу, пищевые отходы, пластиковые баклажки. Лиха беда начало, как говорится. Сделан шаг и в сторону уменьшения использования пластиковых пакетов, сделав их платными в магазинах. Но это всего лишь небольшой шаг, и пакетов меньше не стало использоваться, и платные они в основном только в больших супермаркетах. Пластиковые изделия, пакеты очень опасны и токсичны для экологии. Если учитывать, что пластик разлагается от 450-1000 лет, а стал он использоваться (известен миру) с 1862 года, то получается, что на сегодняшний день не разложилось ни одно пластиковое изделие?! Можно представить, какое количество мусора мы сознательно «накапливаем» в недрах своей земли. Но ведь есть пути для решения этой проблемы! Например, взамен пластика использовать керамику или стекло. Эти материалы намного безвреднее как для людей, так и для природы Их можно снова и снова перерабатывать. Считаю, что это весьма неплохой вариант. Цены на такую тару будут дороже, но это стоит того. Люди начнут бережнее относиться к вещам, думая «это дорого … это можно потом не выбросить, а сдать в пункт переработки, то есть частично вернуть свои средства!». Можно сделать специальные приемные пункты непосредственно в жилых районах, во дворах, в махаллях. Есть еще одна скрытая «опасность» и её не надо сбрасывать со счетов – это производство сигарет, в целях которого используется ежегодно 11,4 миллионов метрических тонн дерева! А что в итоге получается – мусор, который загрязняет землю и воду различными химическими токсичными веществами. Мы не можем совсем запретить табачную промышленность, но сократить количество производимых сигарет можно и нужно. Возможно, надо жёстче регламентировать курение в общественных местах. Во многих странах, таких как Турция, Казахстан и других, курение в общественных местах полностью запрещено. Исследования экспертов состояния табачного рынка Узбекистана показали, что доля курящего населения к 2019 году выросла и составила 2,4 млн человек против 2,38 млн в 2018. В то же время, меры, проводимые государством по борьбе с курением, дают определенные результаты. Так объем рынка уменьшился с 10,46 млрд сигарет в 2016 году до 10,04 млрд штук в 2019. В том направлении есть тенденция снижения, и это обнадёживает. Внушает оптимизм и возросшее чувство горожан сохранить зеленые насаждения, противостоять бездумному процессу несанкционированной вырубки деревьев. Один пример. Инспекторы экологического контроля Управления по экологии и охране окружающей среды Ташкента выявили факт незаконной вырубки деревьев в Юнусабадском районе столицы, нанесшей ущерб в 163,6 млн сумов. Материалы дела переданы в прокуратуру. Большие надежды в том вопросе возлагаются и на сайт Госкомитета Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды – полный реестр выданных органами охраны природы согласований-разрешений на рубку деревьев по районам столицы поможет усилить контроль в том важном направлении. Надеюсь, что мы научимся не отстранятся от вопросов экологии, а экологическая культура станет для каждого из нас неотъемлемой частью нашей жизни, и воспитание молодого поколения бережному отношению к окружающему нас миру будет закладываться в семье и во всех образовательных учреждениях. Давайте будем беречь нашу природу!
Истора Авазбекова
|
|