Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
29.10.2020 / 00:00:02
Как можно сделать невозможное возможным. История создания газет "Деловой партнер" и "Деловой партнер Узбекистана"Борис Бабаев Это было в самом начале 2000-тысячных, когда в нашем крае стало разворачиваться кооперативное движение, открывавшие довольно широкие возможности для малого бизнеса. Выяснилось, что можно издавать и кооперативную прессу. И мы ухватились за это по полной программе. Это стало возможным потому, что наступило время так называемой «оттепели». Началось с того, что мой коллега и друг, журналист «Правды Востока» Олег Якубов, побывал в командировке в Риге и привез кооперативную газету, которая называлась «Для вас». Она нас удивила и порадовала. В ней спокойно писали обо всем и про все, что для нас было довольно необычно. Прочитав, мы решили, что можно такую же газету выпускать и у нас в Ташкенте и взялись за дело. Решили, что будет лучше, если назовем ее несколько иначе – «Для всех», чтобы охватить самую широкую аудиторию. И у нас все получилось! Наше издание начало успешно распространятся через киоски города. Но уже скоро пришла команда закрыть все кооперативные издания, а мы только развернулись, появилась возможность что-то заработать. И что особенно важно – это был некий глоток свежего воздуха в журналистике того времени. Но первый опыт не прошел, как говорится, даром. И мы с друзьями, обсудив ситуацию, собрались с силами и зарегистрировали в Госкомпечати газету «Деловой партнер». Как удалось сделать ее интересной, нужной представителям делового мира, рекламодателям, стоит рассказать отдельно. Ведь не было никакого финансирования, не было штатов, помещения, где можно было бы работать. И тем не менее… Я готовил темы для будущих статей и материалов вечерами, сочетая это с работой на ТВ. Потом, в конце недели, приглашал группу наших коллег – журналистов вместе поработать, и мы общими усилиями создавали очередной номер газеты буквально в течение нескольких часов. Новости в ней сочетались с очень хорошими интервью и комментариями на тему бизнеса, культуры, искусства и спорта. У нас тогда было мало ограничений, хотя цензор, конечно, читал все наши тексты . А потом, как правило вечером, шли в издательский комплекс «Шарк», хорошо известный в нашем городе, и там шел выпуск газеты. Далее, с помощью ташкентского отделения Союзпечати мы весьма успешно ее распространяли через его киоски в нашем городе. Тираж постепенно увеличивался, хороших откликов становилось все больше и больше. Сидели мы тогда в здании бывшей Торгово-промышленной палаты Узбекистана, потому что стали ее печатным органом. Верстал газету очень симпатичный человек, хорошо знающий свое дело, его звали Валерий Дачкин. Много усилий прилагал для достижения конечного результата мой друг и коллега, отличный искусствовед, Юрий Подпоренко. Хотя с той поры прошло немало времени, сохранилось хорошее фото той нашей творческой группы, которое вы здесь видите. Эти мои друзья теперь в Ташкенте не живут, так называемая перестройка разметала многих людей в разные стороны, в том числе и Валеру с Юрой. Потому остается только передать им пламенный привет и пожелание уберечься от заражения коронавирусом... Но самое интересное было впереди. В 1992 году вдруг упраздняется наше ТПП и ее здание переходит в ведение Министерства внешних связей Узбекистана. Мы не растерялись и тогда сделали предложение МВЭС взять нас на свое попечение, от которого они не смогли отказаться. Только нас попросили назвать газету «Деловой партнер Узбекистана» и чтобы она печаталась одновременно на трех языках – узбекском, русском и английском. И это при том, что министерство нас не финансировало, а только представило хорошее помещение в том же здании, где мы раньше работали. Мы горячо взялись за дело и у нас все стало получаться. Наши кураторы из МВЭС были довольны, поскольку мы писали очень оперативно о большой и многогранной работе министерства . А развитие внешних связей в тот период шло ускоренными темпами и было, что комментировать. Но это все стало возможным после того, как нам удалось вместе с Юрием Подпоренко, создать отличный журналистский коллектив. Самые добрые слова хотел бы сказать о наших сотрудниках, великолепном журналисте, многоуважаемом Юрии Кукаркине, замечательных наших коллегах Вадиме Гладилове, Ирине Барановой, Юрии Попове, наших прекрасных директорах Аркадии Рафаиловиче Якубове, Сергее Сергеевиче Конончуке. В нашей редакции начинал свой творческий путь ныне известный ташкентский журналист Дмитрий Поваров. Нас было более 10 человек и все работали просто великолепно. Тираж «Делового партнера Узбекистана» рос неделя за неделей. Сегодня в это трудно поверить, я думаю, но это было именно так. Каждый номер отправлялся, в соответствии с подписанными договорами, во все республики тогдашней Средней Азии. Нас признали, с нами считались. Дело даже дошло до того, что мы решили выйти на московский рынок печатных изданий. Более того, будучи в Москве, я был принят руководителем отделения «Союзпечати» и мы с ним подписали договор о поставке еженедельно 10 тысяч экземпляров нашей газеты . Была даже первая поставка! Но дальше дело не пошло. Как выяснил по моей просьбе большой друг и известный журналист, работавший в ту пору в Москве, Рахимжан Султанов, мы не решили вопрос какого-то отката нашим партнерам там. А мы даже подумать не могли об этом. Потому все и тормознулось. Жаль, конечно. В Ташкенте газета выходила неделя за неделей, в киосках ее хорошо покупали, новости внешней торговли Узбекистана интересовали многих людей, и в ней было, что почитать… В силу сложившихся обстоятельств где-то в 1995 году мне пришлось эту газету оставить. Потом она еще выходила довольно долго и без моего участия. Но сегодня вспомнить о том, как мы это делали в довольно сложной ситуации, с каким энтузиазмом, как было интересно, какая сложилась тогда команда единомышленников, очень приятно. Ведь не зря говорят, кто хочет, тот всегда добьется! И в продолжение темы, очень кратко о том, как наша редакция подготовила и издала довольно большим тиражом бизнес-гайд для министерства, который назывался «Деловой партнер-Узбекистан» . Боле того, мы смогли выпустить его на русском и английском языках . В нем были представлены десятки фирм и компаний нашей страны, которые имели право вести внешнеторговую деятельность. В книге были размещены их предложения, адресованные зарубежным партнерам. Думаю, что в тот период и она сослужила добрую службу в деле развития наших внешних связей. К этому добавлю, что тяга к изданию газет тогда – ведь еще не было доступного интернета! – была довольно большая и нам с коллегами удалось в тот период и позже издавать такие пользовавшиеся спросом издания, как «Новости недели», «Новости Узбекистана, «Биржевая и оптовая торговля».
БОРИС БАБАЕВ, Kultura.uz
|
|