Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
24.12.2020 / 13:01:32
Потрясения и преодоления 2020-го. А что дальше? Вся правда из первоисточникаПотрясений и преодолений в уходящем 2020-м году на нашу долю выпало достаточно. Центральной темой на многие месяцы стал вирус COVID-19, борьба с ним и его последствия в глобальном плане. Как следствие карантина – возросшая безработица, спад производства, экономические трудности. Удар пришелся по транспортникам, сфере туризма и услуг; кафе, рестораны терпели убытки и закрывались. Пострадал как крупный, так и мелкий предприниматель. Узбекистан, как и большинство стран, столкнулся с этими же проблемами. При этом, карантин и вынужденная работа на «удаленке» обозначили острую востребованность в активном внедрении IT-технологий и инновационных продуктов практически во все направления деятельности. И в этой связи, можно предположить, что IT-компании в течение этого года были наименее уязвимыми и менее других претерпели трудности. Насколько это соответствует действительности? Как удалось преодолевать удары кризиса и какие задачи ставит перед собой на 2021 год одна из крупнейших отечественных IT-компания? Об этом специально для читателей kultura.uz в преддверии нового года рассказал в интервью Фазлидин Мирзаев, председатель Совета учредителей группы компаний NIHOL, директор компании «NIHOL-KOMTEX», которая является резидентом Технологического парка программных продуктов и информационных технологий (IT Park Uzbekistan). Как NIHOL преодолевает проблемы, связанные с пандемией коронавируса COVID-19, и как удаётся получить конкурентное преимущество в новых условиях? – Условия в мире, связанные с пандемией COVID-19, дали новый и более мощный импульс к развитию и внедрению IT-технологий в медицину, образование, финансы и банки, многие другие сферы. Но надо признать, что из-за пандемии и карантина некоторые наши проекты были приостановлены по просьбе заказчиков. Были определенные сложности в реализации IT-проектов, особенно в период жесткого карантина. Жестче стала и конкуренция на рынке. Однако эти трудности мобилизовали нас на поиск новых возможностей. Перестраивали маркетинговую политику, прорабатывали новые идеи и направления. Пересмотрели график и возможности работы персонала в офисе и на «удаленке», активнее стали использовать возможности конференц и видео связи для работы с заказчиками и потенциальными клиентами. Много времени уделили обучению и сертификации специалистов. Значительно расширили линейку партнеров и вендоров, чтобы предлагать отечественному потребителю и заказчику более широкий выбор IT-решений и продуктов по конкурентным ценам. Наверное, именно такой подход позволил Вашей команде сохранить «портфель заказчиков»? На сайте компании доступна информация, что за уходящий год было реализовано более десяти крупных проектов для государственных структур, ведомств, банков… – Да, Вы правы, именно комплексные меры по перестройке ранее привычной для всех нас системы работы позволил завершить и начать новые крупные проекты. В их числе – проекты для Министерства обороны Республики Узбекистан, ГУВД города Ташкента, Центрального банка Республики Узбекистан, АКБ «ASIA ALLIANCE BANK», АКБ «SANOAT QURILISH BANK», АКБ «TURON BANK», АКИБ «Ипотека-банк», включавшие поставку и установку современнейших IT-продуктов: гиперконвергентных систем, решений по информационной безопасности, серверов, источников бесперебойного питания и другого. Помимо этого, в самый пик карантина к нам поступил запрос от авиакомпании «Uzbekistan airways» на расширение функциональных возможностей «Электронной библиотеки». И этот проект также был выполнен успешно. Также отмечу, что в этом году медицинские учреждения прочувствовали острую необходимость в IT, и осознали важность внедрения информационных технологий, как для автоматизации своих внутренних процессов, так и в целях повышения эффективности обслуживания пациентов. Наша команда в этом плане имеет определенный опыт, и предлагает решения в сфере электронного здравоохранения (eHealth), включая такие основные компоненты на выбор, как систему управления лечебно-диагностическим процессом и медицинским обслуживанием, электронные медицинские карты, электронную запись и электронный приём пациентов, экспертную систему, медицинские информационные ресурсы, дистанционное обучение. Так, в этом году нами было реализовано несколько этапов долгосрочного проекта для Центра офтальмологии «Crystal Medical Group», завершен проект в медцентре «SINO PROFESSIONAL MEDICAL». Кроме того, на этот год пришелся интересный проект на разработку и внедрение комплексной информационной системы, автоматизирующей основные процессы и услуги Акционерного общества «Узбекэкспертиза». И хотя по срокам, вследствие карантина, он несколько вышел за изначальные рамки планируемого, но, в целом, и данный проект будет завершен в ближайший месяц. Интересным для нас также стал опыт по созданию комплексной IT-инфраструктуры в первом национальном цифровом банке «Anor Bank», где надежная и защищённая IT-инфраструктура создавалась практически с нуля на базе решения Nutanix-Lenovo. Проект такой сложности впервые осуществлен в Узбекистане. На реализацию трудоёмких задач у наших специалистов ушло несколько месяцев в течение 2020 года. Все сроки были выдержаны, и обеспечено высочайшее качество работ. При этом наши сотрудники работали на «удаленке» напрямую с вендорами, это были видеоконференции и консультации на уровне Узбекистана и Германии, Грузии, США, Израиля, России. Развертывались демо площадки, проводилось тестирование при запуске и настройке. Были пройдены совместно с производителем все этапы уникального внедрения. Приобретен редкостный сертифицированный опыт. В целом, хочу подчеркнуть, что опыт всех этих месяцев пандемии и карантина научил нас ещё большей концентрации и анализу востребованности конкретных IT-направлений на современном рынке и на перспективу. В этом году у вас появились какие-то новые направления и предложения для заказчиков? – Для себя мы определили три основных приоритетных направления. Это – построение гиперконвергентных систем, внедрение решений по информационной безопасности, разработка и внедрение программного обеспечения, позволяющего заказчику работать с большими объёмами данных(Big Data). Стремительное развитие интернет-технологий определяет потребность в создании центров обработки данных. Использование гиперконвергентной инфраструктуры становится всё актуальнее. Гиперконвергентные системы оснащаются уникальным управляющим программным обеспечением, которое упрощает процессы, выполняемые вручную, что, в свою очередь, снижает расходы на эксплуатацию. С внедрением данной системы IT-среда становится предельно простой и понятной. Потребителями гиперконвергентной инфраструктуры на данный момент являются многие крупные предприятия, банки, обращающие внимание на силу гибких возможностей интеграции с имеющимися серверами, гипервизором и виртуальным программным обеспечением. Разница между гиперконвергентными системами и просто серверами, оснащенными дисковыми массивами, заключается в инжиниринге и ПО. Гиперконвергентные решения отличаются улучшениями на уровне программного контролера, что позволяет легко масштабировать эти системы. Чем больше устройств вы добавляете, тем большую производительность и ёмкость получаете. Вместо наращивания мощности за счёт добавления большего числа дисков, памяти или процессоров, появляется возможность увеличивать производительность за счёт добавления большего числа модулей. Как пример, скажу, что у нас был проект в одном коммерческом банке, где в замен 50-ти серверов были установлены четыре в гиперконвергентном решении, которые позволяли одновременно развернуть 100 виртуальных серверов. Это колоссальные возможности. Гиперконвергентная инфраструктура особенно ценна для работы с инфраструктурой виртуальных рабочих столов, поскольку позволяет выполнять быстрое масштабирование без дополнительных затрат. В дополнение к упрощенной архитектуре стоит отметить и более простую модель администрирования. Гиперконвергентные системы управляются через «единое окно». Вместо группы IT-администраторов для управления массивом хранилищ данных, виртуализацией и серверным оборудованием, полным гиперконвергентным стэком может управлять всего одна команда или, в некоторых случаях, даже один системный администратор. Очевидными преимуществами комплексной и отработанной системы являются короткие сроки её внедрения и довольно высокая надёжность. Если на установку и настройку компонентов, из которых состоит традиционное решение, уходят месяцы, то внедрение гиперконвергентной системы занимает всего несколько недель, а иногда и дней. Надо так же отметить, что у данного решения есть встроенные возможности по построению катастрофоустойчивого (географически разделенного) Центра обработки данных. В критически важных системах наличие данного функционала является несомненным плюсом. К тому же, можно строить распределенные кластеры вычислительных ресурсов. Если есть критически важные задачи для бизнеса, такие как высоконагруженные базы данных, сервера приложений, мониторинг инфраструктуры, системы по информационной безопасности, виртуализация рабочих столов и другие, то гиперконвергентная система является отличным решением данных бизнес-задач. Подводя итог сказанному, можно выделить основные преимущества гиперконвергентного решения – это простота в эксплуатации, масштабируемость, снижение расходов и гибкость инфраструктуры. Хочу также подчеркнуть, что всё больше растет на нашем рынке и востребованность в различных решениях по информационной безопасности, так как на сегодняшний день практически любая компания, финансовый сектор или госучреждение, к сожалению, могут быть подвергнуты вирусным атакам и прочим кибер угрозам. Это требует особого подхода к обеспечению информационной безопасности, профессионального и ответственного. Отечественным потребителям сегодня доступен широчайший спектр решений, оптимальных под их конкретные задачи. В их числе – разнообразные решения по информационной безопасности, объединенные в платформу для защиты сети, конечных точек, серверной и виртуализованной инфраструктуры центров обработки данных. Исходя из многолетнего опыта, мы рекомендуем комплексный подход в решении задач по информационной безопасности. Именно в реализации проектов для крупных заказчиков, включая госсектор и банковскую сферу, нами накоплен достаточно большой опыт и компетенция по всем названным направлениям. Также в ближайшей перспективе мы будем продвигать на отечественном рынке несколько других новых направлений. Например, с этого года мы предлагаем такие IT-решения, как Система управления промышленной безопасностью и охраны труда на производстве, Система дистанционного обучения, «Электронное здравоохранение (eHealth)», Система планирования ресурсов предприятия, Электронная система управления взаимоотношениями с клиентами, а также телеграм боты и мобильные приложения. Кроме этого, совместно с бизнес-партнером компанией СКБ Контур, предлагаем IT-продукт «Контур. Фокус», который обеспечивает быструю проверку и подбор контрагентов из России, Казахстана, Украины и Белоруссии в удобном и структурированном виде. Фазлидин Абдуллаевич, на Ваш взгляд, какие основные IT-тенденции можно ожидать в 2021 году? – Для любого бизнеса важна коммерческая выгода, прибыть, сохранение конкурентоспособности на рынке и наличие профессиональной команды. Успех не возможен без необходимых инвестиций в развитие IT-команд или групп DevOps (разработка, тестирование, эксплуатация), где обеспечено активное взаимодействие специалистов по разработке со специалистами по информационно-технологическому обслуживанию и взаимная интеграция их рабочих процессов друг в друга для обеспечения качества готового продукта. Поэтому в этом списке приоритетов для NIHOL именно люди, наши специалисты по-прежнему имеют первостепенное значение. Мы продолжим поддерживать своих инициативных сотрудников, которые будут повышать квалификацию, подтверждать уровень компетенции сертификатами и расширять линейку вендоров. В глобальном плане. В перспективе нам всем в стране необходим более быстрый интернет и ПО, обеспечивающие гибкую и эффективную работу с большими данными. Рано или поздно, у нас, как и во всём мире, увеличится количество облачных решений, которые позволят организациям быстрее и эффективнее реагировать на меняющиеся потребности. Будет появляться все большее количество организаций, которые будут интегрировать аналитику на основе «искусственного интеллекта», использовать технологии машинного обучения. И в завершение традиционный в преддверии нового года вопрос: чтобы Вы пожелали всем в 2021-м? – Каждый из нас ожидает от нового 2021 года только лучшего, чтобы год был удачнее и позитивнее уходящего 2020-го. Прежде всего, чтобы ковид был побежден во всех странах, чтобы все были здоровы. Желаю всем нам, чтобы так и случилось. Благополучия и счастья всем! И пусть IT-инновации активнее входят в каждую сферу нашей жизни, делая её качественно лучше и защищённее, помогая бизнесу быть конкурентным и успешным, а экономике развитой! Большое спасибо за интересную беседу. Елена РОМАНСпециально для kultura.uz
|
|