Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
31.05.2021 / 21:45:25
Встречи в клубе "Интеллектуал" в отеле "Габриэлле" становятся все более интересными и востребованными. Вот как это было наканунеСначала было слово… Режиссер и автор сценария фильма «Сценарист» Зульфикар Мусаков задал нам вопрос, нельзя ли в клубе «Интеллектуал» показать его художественный фильм ? Мы сказали, да, конечно, можно. И вот новая встреча и новый разговор в нашем клубе с участием Мусакова и исполнителя главной роли Анвара Усманова. В этот раз беседуем о фильме , о котором много говорят и много пишут. И что важно, к постоянным участникам наших встреч Евгению Скляревскому, Юрию Черногаеву, Равшану Назарову, Максаду Джангирову, Наталье Кричагиной, присоединились Азиза Умарова, Лейла Шахназарова, Диер Мирзаахмедов, Нигора Умарова, Виктор Михайлов и другие известные лица. Разговор был большой, почти двухчасовой. Вопросы задавались Зульфикару Мусакову и Анвару Усманову довольно серьезные и без каких-либо церемоний. Тем более, что фильм совсем не простой, идущий сразу в двух проекциях - о жизни людей в наших краях в недавнем прошлом и в настоящее время. И что особенно интересно и неожиданно, исполнителей главных ролей мы тоже видим в двух проекциях - и там, и здесь. Зульфикар Мусаков и оператор-постановщик Азиз Арзикулов сделали нечто удивительное, соединив в картине день давний, вчерашний, с днем сегодняшним. В этом поистине невероятном путешествии во времени зрителей сопровождают не кто-нибудь, а сам Леонардо да Винчи и Мефистофель , роли которых отлично и во многом неожиданно исполняют знаменитый узбекский архитектор Серго Сутягин и известный российский актер Стас Ларин. Наряду с ученым Анваром Усмановым, впервые снявшемся в кино, главные роли блистательно исполняют Феруза Саидова, Бабур Юлдашев, Атабек Мусаев, Нигора Каримбаева и другие хорошо известные актеры. Отвечая на вопросы Зульфикар Мусаков посчитал необходимым сказать : - Это легенда, она существует 500 лет, но мы снимали ее как нечто реалистичное, исходя из своих возможностей. Но в фильме она переосмыслена с учетом современных реалий. Анвар Усманов в свою очередь отметил, что в процессе съемок он понял, что снимать кино - это колоссальный труд и это стало событием в его жизни. Сердечно поблагодарив Мусакова, Азиза Умарова сказала, что смотрела его прежний фильм «Берлин-Аккурган» и долго плакала , это было потрясающе, по ее мнению. И отметила — как хорошо, что есть такие люди, как он , выразила большую благодарность за фильм «Сценарист». Она готова принимать участие в создании вместе с Зульфикаром сценария нового фильма. Проблем много и надо их поднимать, говорит Азиза. Много добрых слов в адрес создателей картины высказали Евгений Скляревский, Равшан Назаров, Виктор Михайлов, Ахат Насыров, сотрудник Центра народной дипломатии ШОС в Узбекистане Фахриддин Отбосаров и другие.
И вот некоторые конкретные высказывания с места события
Андрей Слоним, режиссер ГАБТа им. А. Навои
Получилась очень интересная и сердечная и встреча. И сам фильм Зульфикара Мусакова во всех его компонентах - необыкновенно самобытен,талантлив и вызывает целый поток эмоций. И люди в клубе «Интеллектуал» собрались очень интересные,и получился свободный и раскованный обмен восприятиями и суждениями. Замечательная встреча,о ней стоит отдельно и подробно поговорить. Спасибо за эту встречу.
Барно Тургунова, специалист по международным проектам Спасибо за организацию такой встречи, все это сейчас редкость – достойные фильмы и обсуждения. Во время просмотра не покидало ощущение, что это крик души главного героя, сценариста Равшана Азизова (актер Анвар Усманов), от имени которого ведется повествование, и режиссера/сценариста фильма З.Мусакова. Проблема нравственного выбора иногда осложняется ощущением, что выбора-то нет. На самом деле, он есть всегда. Просто немногие способны сделать честный и смелый выбор. А оставшемуся большинству кажется, что выбора нет. Тем они и успокаивают свою совесть до поры до времени. Концовка открытая, но шестое чувство подсказывает зрителю, что автор, Зульфикар Мусаков, и его герой, Равшан Азизов, многого для себя не ждут. Радует, что новое поколение верит в волшебство и в собственные силы. А там, глядишь – и «все будет хорошо».
Москва. Федор Раззаков.
Ваш фильм, Зульфикар, мне очень понравился. За внешним техническим аскетизмом и простой, казалось бы, мыслью, скрывается очень глубокая философия. Кино привлекает своей НЕПОХОЖЕСТЬЮ на сегодняшний мэйстрим. Когда смотрел его, ловил себя на мысли, что оно в какой-то мере продолжает традиции узбекского поэтического кино Эльёра Ишмухамедова. Вы с ним разные и в то же время чём-то похожие. Поразил Анвар Усманов, которого я знаю лично – познакомился с ним во время одного из своих приездов в Узбекистан. Теперь открыл в нём прекрасного актёра-непрофессионала. Но такие сегодня даже лучше и ценнее профессиональных
Берлин. Александр Шлоссер.
Уважаемый Господин Мусаков! Посмотрел Ваш фильм «ХАЙРАТ» (в русском варианте «СЦЕНАРИСТ»). Через три дня пересмотрел еще раз. Уж слишком он выбивается не только из всего Вашего творчества как большого Художника, но и вообще из общей картины национального, и, если хотите, международного кинопроцесса. Пересмотрел еще и потому, что картина ваша сильно цепляет, оставляет глубокий след в душе, грусть и печаль в мыслях… Но печаль моя светла, писал поэт. Мои размышления, проникнутые искренней приязнью к вашим работам , кому-то покажутся слишком уж мажорными. Ну что же, на всех не угодишь, в конце концов социальные сети изобрели не только для того, чтобы источать только негатив и откровенную ложь…
Рига. Анна Богуславская.
Сценарий, режиссура, операторская работа, подбор актёров, стилистика исторического фильма внутри фильма - всё безупречно и демонстрирует философскую глубину и высокую нравственность автора-создателя. Фильм меня очень взволновал и порадовал, что не перевелись ещё такие крупные художники в кинематографе. Браво Мусакову!
Ташкент. Шодия Абдукадырова.
Ассалому алейкум! Хорошая картина, ну впрочем, как и все ваши фильмы. Оставляет послевкусие… Нахожусь всё ещё в раздумьях... Всегда трудная участь у Личностей. Они не востребованы. Они неудобные, ими нельзя управлять. Вот и остаются в тени своего таланта. Почему-то вспомнила Айтматова, "Тавро Кассандры". Понравился ваш герой, да, не хватает эмоций, но вот эта "отчужденность" и стала, по-моему, решением линии героя. Он не от мира всего, в нем - Мир! Он резко выделяется среди актерской команды. Он как князь Мышкин, только в современном мире. Я почувствовала его боль. Пишу и опять слезы. Спасибо за хорошее кино, которое затронуло душу и вписалась в мою память навсегда…
БОРИС БАБАЕВ, председатель клуба «Интеллектуал»
фото — Борис Завлунов
|
|