Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
11.07.2021 / 19:54:54
Поздравляем ташкентцев с 40-летием музея Сергея Есенина!Десятого июля 2021 года исполнилось 40 лет со дня создания в Ташкенте Государственного литературного Музея Сергея Есенина. Вот как об этом сегодня вспоминают очевидцы знаменательного события, руководитель интернет-портала «Письма о Ташкенте» Евгений Скляревский: - С 1981 по 1985 годы музей располагался на Высоковольтной в трёхкомнатной квартире, филиале ДК Луначарского, с 1985 года после переезда библиотеки им. Льва Толстого он занял нынешнее помещение. Lutfulla Kabirov: - Если я не ошибаюсь, ещё когда мы учились на журфаке ТашГу (1968-1973), с идеей музея Есенина носился наш однокурсник Вадим Николюк. Adelina Arkadyevna, Алла Рабина, Георгий Коваль, Любовь Тураханова и многие другие помнят, что он даже был первым его директором. Я сразу после окончанию уехал в армию, но наши однокурсники, наверное, знают о его роли в создании музея гораздо больше...
Азиатское жаркое лето… Многие из нас в эти часы вспоминают нетленные стихи русского поэта Сергея Александровича Есенина (1895-1925):
О Азия, Азия! Голубая страна, Обсыпанная солью, песком и известкой. Там так медленно по небу едет луна, Поскрипывая колёсами, как киргиз с повозкой. Но зато кто бы знал, как бурливо и гордо Скачут там шерстожёлтые горные реки! Не с того ли так свищут монгольские орды Всем тем диким и злым, что сидит в человеке? (поэма «Пугачёв»)
***
Не жалею, не зову, не плачу, Всё пройдёт, как с белых яблонь дым. Увяданья золотом охваченный, Я не буду больше молодым. ………………………………… Все мы, все мы в этом мире тленны, Тихо льётся с клёнов листьев медь… Будь же ты вовек благословенно, Что пришло процвесть и умереть.
Эти стихи С. Есенин написал в знаменательном для него 1921 году, когда он весной в мае смог посетить Ташкент и Самарканд в Туркестане, впечатления от которых он позднее обогатил поездками на Кавказ в 1923-1925 годах и окончательно обобщил их в своём самом лирическом цикле из 15 стихотворений «Персидские мотивы». Специалисты этот стихотворный цикл по праву называют вершиной мировой лирической поэзии, отличающейся завершённостью и красотой формы. Русского поэта, приехавшего в Ташкент на три недели к другу Александру Ширяевцу, чтобы познать до конца влекущий своей сказочной экзотикой Восток, здесь пленяет красота восточной природы, особая неторопливая душевная атмосфера в азиатских чайханах. На Кавказе поэту легко и сладостно с его возлюбленной, прототипом которой была бакинская школьная учительница Шаганэ Нерсесовна Тальян, но думы о родине не покидают его: Шаганэ, ты моя Шаганэ! Там на Севере девушка тоже, На тебя она страшно похожа. Может, думает обо мне… Шаганэ, ты моя Шаганэ.
Вадим Викторович Николюк, первый директор Государственного литературного музея С. Есенина в Ташкенте, на встречах с общественностью по два и три часа без перерыва мог читать стихи любимого поэта. Его часто просили рассказать об истории создания литературного музея в узбекской столице и что этому предшествовало. Вадим Николюк охотно рассказывает о своём любимом духовном детище. В конце 70-х годов XX века пришла идея создания Общественного музея в Ташкенте, посвящённого жизни и творчеству поэта, и лишь потом, в 1981 году, открыли Государственный литературный музей Сергея Есенина. Экспозиция расположена в доме, который был построен в конце XIX века. Более 100 лет там находилась детская библиотека. Здание уже подвергалось реставрации, и повторно его открыли для посетителей в конце 90-х годов. Многочисленные коллекции пополнялись также за счет передачи в дар музею экспонатов непосредственно друзьями и близкими Есенина. Экспонаты ташкентского музея, второго по своему значению после музея Есенина на его родине в Константинове в Рязанской области, свидетельствуют, что многие из членов семьи С. Есенина внесли существенный вклад в русскую культуру. Экспозиция музея тематически размещена в четырёх залах и воспроизводит различные этапы жизни русского поэта, включая траурный уголок с двумя редкостными экспонатами – посмертной гипсовой маской, снятой с лица поэта скульптором Исидором Золотаревским вслед за трагедией в гостинице «Англетер», и кожаным чемоданом, с которым С. Есенин отправился в роковую поездку в Ленинград. Рядом с чемоданом можно увидеть дарственную запись дочери поэта — Татьяны Сергеевны Есениной, рассказывающей, как реликвия попала на стенд ташкентского музея. Зал «Есенин и мы», где представлены некоторые факты биографии С. Есенина и его прямых потомков, свидетельствует о том, что жизнь и творчество поэта остаются важнейшей нравственной составляющей современных общества и культуры как России, так и Узбекистана. В открытой экспозиции есенинского музея находятся не меньше десяти живописных работ В. Николюка, а в его фонде – около тридцати картин, написанных художником в селе Константиново, на родине великого русского поэта, и подаренных музею. На основе 130 своих живописных работ Вадим Николюк сделал слайд-фильм «Живописно-поэтический мир С. Есенина». Над своим фильмом В. Николюк начал работать с 1978 г., когда ещё был студентом второго курса журфака ТАШГУ и уже тогда был увлечён поэзией С. Есенина. Первая персональная тематическая выставка произведений В. Николюка была организована в столичном «Доме знаний» в 1980 г. по инициативе председателя городского общества любителей книги С.М. Карагодиной. Первый показ диафильма состоялся в республиканском Доме кинематографии и в Доме знаний в 1985 г. и получил не только признание зрителей, но и приобрёл большую популярность у нас в стране и за её пределами. Фильм неоднократно демонстрировался в есенинском обществе «Радуница» в Москве, где проводились ежегодные есенинские чтения, а также в литературном музее С. Есенина, вузах и школах, клубах творческой молодёжи и промышленных предприятиях в Ташкенте. Фильм получил благодарные отзывы дочери, племянницы, сестры, жены русского поэта — Т.С. Есениной, Н.В. Есениной, Е.А. Есениной, Н.Д. Вольпин. Вадим Николюк сохранил книгу отзывов с автографами дочери маршала Георгия Жукова — М.Г. Жуковой, редактора издательства «Современник» — Флор-Есенина, Сергея Михалкова, Николая Тихонова и других известных деятелей культуры и литературы. Они отмечали подлинное воплощение образов есенинской поэзии в живописи В. Николюка и большое познавательное и культурно-просветительское значение фильма. К 90-летию со дня рождения русского поэта в 1986 г слайд-фильм «Живописно-поэтический мир С. Есенина» был удостоен Почётного диплома за подписью председателя правления СП СССР Сергея Михалкова. К 90-летию со дня пребывания русского поэта в Ташкенте в 2011 году он демонстрировался в Государственном литературном музее Сергея Есенина. Тогда же была организована персональная выставка живописных работ В. Николюка в конференц-зале есенинского музея. В церемонии празднования в мае 2021 года 100-летия со дня пребывания Сергея Есенина в Ташкенте Вадим Николюк также принимал активное участие. Сегодня домашний телефон Вадима Викторовича и его супруги Людмилы Михайловны Козловской разрывается от звонков: любители есенинской поэзии поздравляют первого директора Литературного музея с 40-летним юбилеем его общественного детища. Вадим Николюк благодарит всех, кто помнит о его причастности к коллективному созданию музея при поддержке С.И. Зинина, А.В. Маркевич, М. Ашрафи и многих других энтузиастов и сподвижников музея. Вадим Николюк очень надеется, что вопрос с его 17 невозвращёнными три года назад картинами, будет, наконец, музеем Сергея Есенина решён положительно в пользу их собственника. Сегодня слова Николая Тихонова из книги отзывов, которую бережно хранит Вадим Николюк, звучат вполне пророчески: «Человек будущего также будет читать Есенина, как его читают люди сегодня. Его стихи не могут состариться. В их жилах течёт вечно молодая кровь вечно живой поэзии». Сколько творческих встреч, новых литературных имён, открытых фестивалей поэзии, юбилейных вечеров, персональных художественных выставок и книжных презентаций хранят стены этого музея за сорок лет – не перечислить! Наши сердца переполняет благодарность нашим предкам, создавшим для нас и наших потомков подобные музеи, воспитывающие нашу молодёжь неравнодушными к нашему историческому и литературному прошлому: оно сегодня наше, в нашем общем владении, и мы ответственны за него перед будущим. 10 07 21 Гуарик Багдасарова
|
|