Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
07.11.2021 / 13:55:34
Отклик на учебное пособие "История театра. Узбекский театр периода независимости" М. ТуляходжаевойУчебно-практическое пособие по предмету «История узбекского театра» периода Независимости для вузов (Т., 2021) по своей структуре отвечает главному своему назначению – просвещение студентов европейских групп гуманитарных вузов страны по направлениям: искусствоведение, актёрское и режиссёрское искусство. Книга своевременная, отвечающая главному запросу времени: в указе президента РУз Шавката Мирзиёева «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы управления в области культуры и спорта», - отмечает автор, - говорится, что «за годы независимости были созданы необходимые условия для возрождения богатого культурного наследия народа, всемерного развития имеющей многовековые истоки высокой духовности, национальной самобытности и народных традиций»[1]. В наше время часто приходится слышать в театральных кулуарах: «Это хорошо, но это вчерашний день». На эту реплику русский поэт Серебряного века Осип Мандельштам мог бы ответить: «А я говорю: «Вчерашний день ещё не родился!» Пособие без идеологических шор, по существу, в теории и на практике рассматривает основные направления развития современного узбекского театра. Автор – доктор искусствоведения, профессор Мухаббат Туляходжаева, чётко определив «Предмет и задачи курса», напрямую связанные с современными творческими поисками театральных деятелей, ставит перед собой цель – дать студентам целостное представление о современном движении узбекского театра, особенностях его развития и расширить знания читателей в этом направлении. Учебное пособие снабжено библиографией к каждой главе и в конце – тестовыми заданиями с правильными ответами, а также местом для читательских заметок. Часть первая «Узбекский театр нового времени» знакомит читателей, прежде всего, с ретроспективой театра в главе «Театр и время», исторической периодизацией векового пути узбекского театра европейского типа. В этом цикле автор рассматривает основные направления развития узбекского профессионального театра, начиная с первых десятилетий ХХ века, включая наряду с национальными формами интенсивный процесс освоения героико-романтической исторической темы на сцене театра по принципу «созвучия революции», а также европейской театральной культуры (в частности, «Шекспир на сцене театра»), формирование современного эпического и поэтического театра и другие вопросы метода и стиля, «жизнеподобия» или «условности» принципов сценической интерпретации. Особую ценность в этом тематическом цикле представляет тщательное раскрытие процесса взаимодействия традиций узбекского театра с достижениями мировой сцены; обращение к современности на сценах узбекистанских театров; беспристрастный анализ западноевропейской классики на сцене театра, включая античную трагедию; лучшие образцы театра пластики и танца Баходыра Юлдашева в 90-ые годы прошлого века с его особыми законами пластического повествования и другие основные направления развития узбекского театра нового времени. Ведущие тенденции развития драматургии обогащают интервью с видными театральными деятелями: «В. Шапиро о перспективах Академического русского драматического театра Узбекистана»; «творческие портреты» смелого в поисках новых идей и выразительных средств режиссёра Узбекского национального академического театра драмы, заслуженного деятеля искусств Узбекистана Олимжона Салимова, для которого главный ключевой момент в современном театре заключается в понятии – сценическая «интерптретация» драматических произведений; художественного руководителя столичного ТЮЗа, переквалифицированного в Молодёжный театр Узбекистана, легендарного Наби Абдурахманова, много лет при всей различной палитре жанровых исканий, проповедовавшего систему К.С. Станиславского; «Три кита» театрального художника, владеющего приёмами «динамической трансформации» Георгия Брима, работавшего со многими режиссёрами в разных театрах в подлинном сотворчестве с режиссурой; «Портрет сценографа Маши Сошиной», отдавшей много лет Государственному Драматическому театру, за плечами которой классический репертуар из более 40 спектаклей, где она является сценографом и художником по костюмам: «Эдип» по Софоклу и Сенеки; «Медея» по Еврипиду и Сенеки, «Король Лир» и «Сон в летнюю ночь» В Шекспира, «Тайна китаянки» и «Раксу самоа» по мотивам поэмы А. Навои «Семь планет», «Натан мудрый» Г. Лессинга, «Саломея» О. Уайльда, «Кровавая свадьба» Г. Лорки. В исповедальном монологе профессиональный сценограф признаётся в её авантюрной жилке, что ей нравится всё необычное и она смело идёт всегда на творческий риск. Для неё главное – быть современным, возможность самореализоваться и максимально выразить то, что дано свыше. В главе «Сценические версии драматических поэм А. Навои» автор подробно разбирает различные стилистические подходы обращения постсоветских театров к классике Востока и таким образом объективно прослеживает процесс поиска новых форм, жанрового многообразия постановочных решений, в частности, режиссёров Н. Абдурахманова, Б. Юлдашева, О. Хаджукилиева, которым присуща особая чуткость к богатейшим традициям национального театра, музыки, литературы, изобразительного искусства. Устами мастеров автор призывает молодых режиссёров и актёров попытаться по-новому осмыслить образ Навои в духе веления нашего времени. Раздел «Актёрские судьбы» знакомит читателей на документально-биографическом материале с муками творческих поисков талантливого актёра-экспериментатора Сурхандарьинского театра и позднее Национального театра - М. Абдукундузова; «путём в неизведанное» загадочной личности, «неравнодушной в творчестве», народной артистки Узбекистана Зулейхи Байхановой; заслуженного артиста Узбекистана, народного артиста России Виктора Вержбицкого, никогда не похожего на самого себя, пребывающего в вечном поиске нового физического и психологического выражения характера героя. Эти страницы книги придают ей исповедальный характер и вполне оправдывают высокую авторскую обобщённую характеристику актёров как «властителей эпохи». «Итоги театральных сезонов» - 2016 – 2018, а также широкая панорама театральных фестивалей «Дебют» - 2005 – 2018, острый критический анализ фестивальных спектаклей продиктован обеспокоенным вниманием автора к будущему национальной режиссуры, молодым режиссёрам, от которых зависит судьба нашего театрального искусства. Вторая часть книги посвящена размышлениям выдающихся деятелей театра о сценическом искусстве, в их числе: «Б. Юлдашев о сохранении национальных традиций в театральном искусстве»; «Г. Мустафин о профессии режиссёра»; М. Равшанов и его театральные взгляды»; Л. Грязнова об актёрском мастерстве»; «В Умаров и его сценические опыты». Знакомство с этими исповедальными страницами книги образуют невидимый мост, который призван соединить историю и современность театрального искусства в нашей стране. Таким образом, учебное пособие в полной мере определяет ведущие тенденции развития драматургии, режиссёрского творчества; в нём даны анализы значительных спектаклей театров страны; освещается творческая деятельность ведущих мастеров театрального искусства; выявляются особенности их творческой деятельности, а также определяются поиски и решения современного театрального процесса, в частности, вопрос о создании актёрского ансамбля в спектакле и многие другие. Автор в заключение своего большого самоотверженного исследовательского труда делает вывод, что полноценное развитие сценического искусства невозможно без движения театроведческой и критической мысли и что «плодотворное развитие театра заключено в преодолении узконациональных особенностей, в возможности активно скрещивать стили, даже театральные школы» (Тадаси Судзуки)[2]. И ещё немаловажный момент, автор на протяжении всего повествования подчёркивает духовно-преобразующую воспитательную роль театра, который призван «научить людей любить, уважать истинно человеческое» (М. Горький). Театр всегда стремился раскрыть вечные человеческие ценности не только в трагедиях Шекспира, Шиллера, Чехова, Навои, но и в произведениях относительно скромного масштаба. Их объединяла система К. С. Станиславского: «Единственная правда нужна – это правда актёрского чувства». При всех достоинствах учебного пособия, предназначенного для обучающейся молодёжи европейских групп гуманитарных вузов страны, книга, к сожалению, не избежала значительной редакторской и корректорской небрежности – «ложки дёгтя в бочке мёда». В ней много ошибок грамматических, стилистических, синтаксических, пунктуационных, а также встречаются повторы (на сс. 172, 155, 215). Это затрудняет восприятие содержания книги и оказывает плохую службу в формировании грамотности у будущих театроведов. Но это можно исправить, ведь как сказал театральный режиссёр Г. Мустафин на страницах этой книги, цитируя К. Станиславского: «Мы дружной вереницей пройдём за Синей птицей»[3].
Гуарик Багдасарова
|
|