Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная
Панорама
Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
10.12.2021 / 13:30:09

Самарканд и все-все-все


Наверняка многие из тех, кто видел в 2017-м в Пушкинском музее выставку «Сокровища Нукуса», запомнил «Красильщиков» Елены Коровай (1901–1974), по сюжету – будничную зарисовку начала 1930-х, по наполнению – время, что живет в переходящем из поколения в поколение ремесле, по исполнению – живописную симфонию «ожившему» синему цвету, индиго, вздыхающему всеми оттенками. Наверное, многие из тех, кто до того не особенно интересовался этой художницей, захотели, как корреспондент «НГ», узнать о ней подробнее. Большой сольной выставки с тех пор не случилось, зато вышла книга «Елена Коровай: иной взгляд. Бухарские евреи в русской культуре», и как сказали на презентации в Еврейском музее, это направление там хотели бы развивать. А директор Музея искусств им. Савицкого в Нукусе Тигран Мкртычев надеется, что следующим шагом станет и выставка Коровай.

«С древности тайну окрашивания тканей в глубокий синий цвет хранили именно бухарские и иранские евреи», – комментирует написанное главным научным сотрудником Музея Востока Екатериной Ермаковой и Тиграном Мкртычевым эссе о Коровай главный редактор газеты Bukharian Times Рафаэль Некталов. Написанные в Самарканде «Красильщики» входили в небольшой цикл «В бывшем гетто» и стали одной из самых известных работ Елены Коровай. Бухарскими евреями, как известно, называют еврейскую общину Средней Азии: этноним, известный уже в 1820-х, когда самая многочисленная часть этой общины жила в Бухаре, сохранился и потом. Нукусский музей хранит крупнейшее собрание работ художницы – 480 картин и рисунков (об истории этой коллекции пишет бывший директор музея Мариника Бабаназарова).

О Елене Коровай как одной из «потерянного поколения» художников говорила Ольга Ройтенберг в своей книге «Неужели кто-то вспомнил, что мы были…», и на это ставшее этапным издание сейчас, разумеется, многократно ссылаются. Уроженка Воронежа, проведшая детство в Харбине, учившаяся в Петербурге, Барнауле и Москве (была вольнослушательницей во ВХУТЕМАСе), Коровай впервые попала в Среднюю Азию в середине 1920-х, а в 1929-м обосновалась в Самарканде, где жила до 1946 года. Помимо живописи и графики иногда работала для театра, писала стихи, сочиняла детские книжки (не только оформление, но и текст), делала бумажные маски, ради заработка могла взяться и за оформительские работы для магазина охотничьего снаряжения, и за стенды для медучреждений, но презирала все связанное с идеологией. После войны по приглашению Фаворского она приехала в Москву, поселилась в мансарде Красного дома в Новогирееве. И наступил кризис. Силами Фаворского удавалось иногда выполнить какие-то заказы, но время было трудное («Не попали ни на Фалька, ни на Петрова-Водкина, нет обуви»). К живописи Коровай вернулась уже в 1960-х, когда из Самарканда наконец-то, спустя почти 20 лет, благодаря художнику Григорию Улько (о нем в сборник написал его сын) вернулись ее работы, которые она не смогла вывезти в 1946-м. Участвовавшая в учреждении Самаркандского отделения Союза художников, в МОССХ Коровай была принята только в 1969-м (за год до того основатель Государственного музея искусств в Нукусе Игорь Савицкий устроил в Музее Востока выставку «Живопись и графика художников Узбекистана. 1920–1930-е»).

Среднеазиатские работы Коровай с их трепетной простотой, что переводит повседневность в разряд вечности, – считаются лучшими в ее творчестве. С конца 1930-х стилистика изменилась, живопись больше пропиталась реализмом, но реализм этот, конечно, немагистрального толка, с импрессионистичной дымкой и с прежним оттенком грезы, которая теперь обрела другую форму.

Теперешняя книга, вернее, большой, обильно иллюстрированный (хотя хотелось бы, конечно, увидеть еще больше нукусских работ Коровай) сборник статей, над которым около пяти лет работали специалисты из совершенно разных сфер, включает два смысловых блока. В «Визуальных образах» речь идет о Коровай и Туркестане, увиденном глазами других художников и писателей. «Обстоятельства места и времени» – разговор на самые разные темы, касающиеся бухарских евреев, от жизни общины (их костюмы, обряды, дома) до еврейских музеев в Самарканде и Нью-Йорке. Часть статей перепечатана из других источников, часть написана специально для книги, и в итоге она получилась о Самарканде в самом широком смысле слова.

Период 1920–1930-х, отпечатавшийся в работах Коровай, исследователь восточноевропейского еврейства, автор вышедшей в 2016-м монографии «Друзья поневоле. Россия и бухарские евреи, 1800–1917» Альберт Каганович показывает «в тисках советских реалий». Видно, как шаг за шагом конкретные политические решения привели к угасанию прежде процветавшей еврейской общины. Ее представителей в связи с «непролетарским» происхождением обложили несоизмеримо бóльшими по сравнению с остальными жителями налогами, дискриминировали при приеме на работу, что вело к нищете. В 1920–1930-х в Средней Азии закрыли около 70% синагог. В это время решились эмигрировать около 4 тыс. бухарских евреев, 15% общей численности общины, многие из бежавших были перехвачены и погибли в лагерях или от рук бандитов в Афганистане и Иране.

 

Источник





Другие материалы рубрики

09.12.2021 / 18:11:38

В Ташкенте завершился IV Молодежный театральный форум Стран Содружества, Балтии и Грузии. Это стало весьма значимым событием в культурной жизни города

Об этом говорилось на торжественной церемонии закрытия форума, которое состоялось в зале Большого театра Узбекистана. Он проходил на сценах театров Ташкента с 30 ноября по 7 декабря 2021 г. Далее...

09.12.2021 / 18:04:46

Памятный юбилей победы под Москвой отметили и в Ташкенте

80 лет… Время летит… Но есть даты которые сохраняются и будут сохраняться в памяти людей… В их числе и эта дата, отмеченная в Узбекистане. 80 лет начала контрнаступления под Москвой, перехода после долгих тяжелейших оборонительных боев к наступлению по огромной линии фронта. При этом перевес в людском составе и технике (кроме самолетов) был вначале у фашистских войск Далее...

08.12.2021 / 22:03:47

На Всемирной выставке "ЭКСПО-2020" в Дубае - День Узбекистана

Сегодня в специальном павильоне нашей страны на Всемирной выставке "ЭКСПО Дубай-2020" состоится Национальный день Республики Узбекистан Далее...

08.12.2021 / 16:38:35

Международному дню прав человека посвящается

Национальный центр Республики Узбекистан по правам человека проведет в Ташкенте 10-11 декабря 2021 года международную конференцию "Образование в области прав человека: международный опыт и национальная практика" Далее...

08.12.2021 / 16:30:41

USAID объявляет третий конкурс концептуальных заявок с целью содействия развитию агробизнеса в Узбекистане

Агентство США по международному развитию (USAID) в рамках Проекта по развитию агробизнеса объявило о старте конкурса концептуальных заявок среди частных агропредприятий. Частные предприятия, отвечающие критериям отбора, получат поддержку "Фонда развития агробизнеса" в целях повышения добавленной стоимости сельскохозяйственной продукции, увеличения продаж, создания новых рабочих мест и выхода на новые рынки Далее...





21.11.2024 / 11:28:03
В Ташкенте проходит фестиваль французского кино
 
19.11.2024 / 15:13:51
Успех узбекских кинематографистов .Фильмы узбекских кинорежиссеров получили высокую оценку на прошедшем в Туркменистане IV кинофестивале "Куркут ота".
 


22.11.2024 / 21:25:34
Концерт в епархии РПЦ артистов ГАБТ им. А. Навои: "Мы желаем счастья вам!"
 
21.11.2024 / 10:37:13
19 ноября 2024 года в Государственном Кремлёвском дворце , в программе " Дней культуры Узбекистана в России" состоялся концерт "Вечер звёзд Узбекистана".
 


28.10.2024 / 00:47:31
Дина Рубина о Е.С. Скляревском и его сайте "Письма о Ташкенте".
 
19.10.2024 / 21:40:29
Когда-то сестра поэтессы Марины Цветаевой - Анастасия Ивановна - сказала Анне Герман, к которой относилась с искренней теплотой: "Анечка, с Вашим чудесным голосом Вы должны петь романсы..."
 


24.11.2024 / 09:23:40
"Корзинка" открыла закупочную базу в Маргилане
 
20.11.2024 / 10:54:36
Марат Ахмеджанов: "Инвестируя в искусство, таджикская культура сможет покорить мир"
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте