Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
14.12.2021 / 19:24:12
Современное законодательство должно соответствовать динамичности реформМеждународный опыт совершенствования законов, в том числе, Конституции, в зависимости от требований времени, интенсивности, динамичности реформ и потребностей людей обсужден в ходе международной конференции «Современный конституционализм: национальный и зарубежный опыт». Конференция организована 14 декабря 2021 года Национальным центром Республики Узбекистан по правам человека, Центром устойчивого развития, Институтом государства и права при поддержке Делегации Европейского Союза в Республике Узбекистан. На мероприятии приняли участие представители Олий Мажлиса, государственных органов, институтов гражданского общества, политических партий, академического сообщества Узбекистана, зарубежные ученые и эксперты, а также представители международных организаций и дипломатического корпуса. Цель конференции – выявление современных тенденций в реализации конституционных реформ в различных странах мира, сравнительное изучение передового национального и международного опыта в этой сфере. Участники обменялись мнениями по вопросам гармонизации Основного закона страны с современными реалиями развития общества и государства, с целью создания прочного правового фундамента Стратегии развития Нового Узбекистана. Было отмечено, что любые демократические реформы будут устойчивыми и эффективными только в том случае, если они будут иметь прочную конституционно-правовую основу. Как показывает международный опыт процессу модернизации в стране могут препятствовать несбалансированность реформ в политической, социальной, экономической, правовой и других сферах, а также несоответствие существующей конституционно-правовой базы и уровня развитости гражданского общества интенсивности демократических реформ. В этой связи Конституция и законы постоянно совершенствуются в зависимости от требований самого времени, в котором мы живем, а также интенсивности, динамичности реформ и потребностей людей. В настоящее время в мире практически не осталось конституций в первоначальной редакции. Только в XXI веке около 90 стран мира успешно осуществили конституционные реформы, 57 - приняли новые конституции. Участники конференции особо отметили, что конституционные изменения во всех странах объединяет то, что они выступают ответом на внешние и внутренние вызовы для государства. Более современные конституции охватывают больше тем, включая в себя новые повестки, которые не были актуальны столетие назад, такие как экология, гендерное равенство, защита прав, свобод и законных интересов человека, особенно лиц с инвалидностью, подрастающего поколения, а также формирование информационного общества, безопасность цифровых данных, научно-технологическое и инновационное развитие, внедрение элементов прямой электронной демократии и народной законодательной инициативы и т.д. В нашей стране за последние годы осуществляются коренные взаимообусловленные демократические, политические, экономические, правовые реформы, направленные на построение Нового Узбекистана. В рамках Стратегии действий 9 раз вносились 32 изменения и дополнения в 21 статью Конституции. Вместе с тем, эпоха глобализации, цифровизации, изменения климата и стремительно меняющаяся жизнь ставят все новые задачи по дальнейшей модернизации страны, что нашло отражение в Стратегии развития Нового Узбекистана. В соответствии с этим предусматривается принятие более 50 кодексов, законов, стратегий, концепций и программ, выдвинуты свыше 100 других инициатив по семи направлениям модернизации страны. Учитывая мнение общества, продолжается процесс конституционного и правового реформирования, в частности, реформа Основного закона в 9 направлениях, обозначенных Президентом страны. Это, в первую очередь, касается полного воплощения в жизнь приоритетного принципа «Во имя чести и достоинства человека», подразумевающего обеспечение мирной и безопасной жизни, фундаментальных прав и свобод граждан, создание достойных условий жизни и современной инфраструктуры, квалифицированное медицинское обслуживание, качественное образование, социальную защиту и здоровую экологическую среду для каждого жителя страны. В Стратегии развития особое внимание уделяется вопросам закрепления конституционной нормы о реализации принципа «Новый Узбекистан – социальное государство», то есть такого государства, которое гарантирует своим гражданам определенный минимум благосостояния, в условиях жесткой рыночной экономики, различных пандемий и эпидемий. На конференции обсужден ряд вопросов, которым следует уделить приоритетное внимание в процессе конституционной реформы, в частности, реализация принципов неприкосновенности и защиты частной собственности, в том числе, на землю и полезные ископаемые. Как отмечалось, большинством конституций в мире, права частной собственности закреплены в качестве одного из конституционных прав человека. Также обсужден опыт стран, которыми в свои конституции введены специальные экологические разделы. Так в России, Франции и ряде других стран Европы в качестве составных частей Конституции приняты экологические хартии. Для Узбекистана также важен опыт усиления конституционно-правовых основ государственной поддержки использования информационных технологий и «институтов цифрового конституционализма». Это важно в целях обеспечения конкурентоспособности Узбекистана в условиях, когда многие страны входят в четвертую промышленную революцию, а также для развития институтов информационного общества. Пресс-служба Национального центра Республики Узбекистан по правам человека
|
|