Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
09.09.2022 / 19:28:31
В чем наш культурный код и как его сохранить? Мнение экспертаНезависимый исследователь в области культурного наследия Узбекистана Фахриддин Самаров об идентичности узбекского народа в разрезе регионов, о наследии, оставленном предками, а также о том, почему граждане уничтожают древнюю цивилизацию. — Фахриддин Уралович, расскажите о культуре Узбекистана и о том, что она представляет собой? — Культура нашей страны ярка и самобытна, она формировалась в течение многих тысячелетий и вобрала в себя лучшие традиции и обычаи народов, населявшие в разные периоды территорию современного Узбекистана. Можно с уверенностью сказать, что узбекская культура представляет собой квинтэссенцию культур разных стран, в особенности Центральной Азии. Это особенно отражается в музыке, танцах, живописи, прикладных искусствах, кухне и одежде. При этом хочу отметить, что каждый регион Узбекистана имеет свои уникальные оттенки, прежде всего в национальной одежде, диалектах, в кулинарных предпочтениях. Возьмем, к примеру, технологию приготовления национального блюда – плова. Практически во всех регионах его готовят по-разному. В Ферганской долине используют особый рис – девзира, а в Хорезме морковь нарезают особым способом, ломтиками. Традиционный классический плов готовят в Самарканде, слоями выкладывая необходимые продукты, в таком же виде его подают и гостям. Интересно, что если рис и морковь в плове перемешены, то такой плов в Самарканде считается вторичным, то есть своего рода использованным. В этих незначительных деталях и кроется наш культурный код. Идентифицировать культуру нашего народа можно и через призму истории литературы, прикладного искусства, музыки. Здесь и традиции рассказа легенд, эпосов, сказок, которые берут свое начало от фольклора. Традиции фольклора особенно сильны в горных районах Сурхандарьинской области. Благодаря чему в этом регионе традиционно стали проводить фольклорный фестиваль "Байсунская весна", на который съезжаются народные исполнители из разных стран, которые не только рассказывают о своей самобытности, но и знакомятся с завораживающим мастерством местных хранителей легенд и преданий – бахши. — Проанализируйте через призму археологических памятников культурный код жителей южных регионов - сурхандарьинцев и кашкадарьинцев. В чем их различие и что их объединяет? — Большинство археологических памятников Сурхандарьи относится к буддийской эпохе. Речь идет о буддийских монастырях, в том числе пещерный храмовый комплекс Каратепа и монастырь Фаязтепа. Они включали святилища, ступы для хранения буддийских реликвий и были украшены росписями и скульптурными изображениями Будды и кушанских правителей. Однако самой уникальной находкой этих мест считается терракотовая скульптура сидящего Будды первой половины II века нашей эры. К ценным артефактам буддийской эпохи, найденным на территории Сурхандарьи, также относятся головы кушанского принца и воина. В Кашкадарье же некоторые из археологических памятников относятся к эпохе зороастризма, ну и конечно же, к периоду Темуридов. История и культура Кашкадарьи тесно связана с эпохой Амира Темура, ведь здесь он родился, завоевывал свой авторитет, как полководца. Образ жизни горных жителей Кашкадарьи и Сурхандарьи очень схож, ведь одним из давних занятий этих регионов – животноводством, в большой степени мелко рогатого скота. Переплетено между собой и немало традиций и обычаев этих регионов, взять, к примеру, свадебные обряды, искусство исполнения эпоса –бахши. — Давайте поговорим о культурном наследии. Расскажите, какое оно у Узбекистана? И что делается для его сохранения? — Сегодня в нашей стране находится более 8200 объектов культурного наследия, значительную часть которых составляют археологические памятники. К сожалению, нам удалось сохранить только определенные аспекты этих историко-архитектурных памятников. В результате проводимых научных исследований было установлено, что наибольший ущерб историческим объектам был нанесен во время тоталитарного режима. В частности, именно в этот период из-за крайне низкого внимания к древним памятникам и их использования для других целей, а именно в качестве складов, торговых лавок и даже тюрем, многие исторические памятники были разрушены или полностью уничтожены. В качестве примера могу привести историю мечети Одина, построенной в Карши в XVI веке. При тоталитарном режиме сначала она была превращена в склад, а в 1938 году – тюрьму. Вы только представьте, что этот религиозный комплекс, в котором в своем время молились и обучались в основном женщины, был единственным в Средней Азии. В прошлом году в этой мечете, которую в начале 2000-х годов частично восстановили, открыли музей памяти жертв репрессий. В последние годы внимание к истории и культурному наследию изменилось коренным образом. Многие памятники истории были отреставрированы. Большинство историко-архитектурных памятников были приведены в порядок по случаю юбилейных торжеств тех городов, в которых они расположены. В целом можно сказать, что нам удалось сохранить немалую часть памятников, которые были и остаются наследием тысячелетий. — Как вы считаете, почему сегодня все чаще происходят случаи, когда граждане уничтожают археологические памятники, а значит и память о прошлом, которую предыдущие поколения берегли, как зеницу ока. Почему такое происходит? — Действительно, анализируя работу по сохранению и охране археологических памятников, являющихся частью памятников культурного наследия, становится ясно, что большая часть археологических объектов на территории Кашкадарьинской и Сурхандарьинской областей была повреждена гражданами. Зачастую такие случаи с уничтожением археологических памятников происходят из-за незнания. Граждане, проживающие рядом все с тем же городищем Еркурган, не знают его истинного значения. Для многих археологические памятники – просто земельные участки. К сожалению, многие кашкадарьинцы до сих пор не знают, что Еркурган– это один из крупных археологических памятников Средней Азии, руины древнего города Согда – Нахшаба. Из исторических сведений известно, что город на месте Еркургана, с территорией более 150 га, появился в VIII-VII веках до нашей эры. Несмотря на то, что в нашей Конституции прописано, что граждане обязаны бережно хранить историческое, духовное и культурное наследие народа Узбекистана, памятники культуры планомерно уничтожаются. В настоящее время разрабатывается Кодекс культурного наследия, который будет призван защитить объекты истории от уничтожения и повреждения. Уверен, что принятие данного документа позволит кардинальным образом изменить отношение граждан к историческим памятникам. В качестве одной из основных причин уничтожения и повреждения гражданами объектов культурного наследия, считаю, недостаточную пропагандистскую работу среди населения по охране и сохранению памятников. Было бы целесообразно проводить такие занятия в детских садах, школах, да и во всех образовательных учреждениях. — Завершая нашу беседу хотелось бы узнать, какова сегодня тенденция по сохранению культурного кода. Может ли стремление соответствовать общемировым стандартам видоизменить идентичность? — В первые годы независимости было сделано немало ошибок в этом направлении, желание соответствовать общемировым стандартам, мы чуть не потеряли свои корни. К примеру, в погоне за комфортом, как в Европе, мы стерли с лица земли уникальные старинные кварталы Шахрисабза. Дело в том, что во время масштабного обновления города, особенно исторической части Шахрисабза, были полностью уничтожены старые дома, чайханы, огромные чинары, узкие улочки, то есть целые жилые кварталы. Все то, чем город Шахрисабз был уникален. Немало ошибок было сделано и во время благоустройства и обновления городов Хивы, Самарканда. Тогда нам хотелось, жить как в Европе в высотках, посещать современные объекты торговли. Лишь в последние 10 лет мы поняли, что должны ценить свою идентичность. Благодаря этому пониманию, в кишлаках оставили идею построить мегаполис и взялись возрождать быт предков. Уверен, что сегодня мы идем по правильному пути, больше не стараемся подрожать кому-либо, сделав свою жизнь схожей с чужой, а стараемся продолжить путь предков в условиях современности.
|
|