Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
14.07.2023 / 15:09:52
Академией наук "Турон" торжественно вручены Адели Чиляковой дипломы академика и члена международных обществ писателей и журналистов, как признание её большого вклада в науку, культуру, литературу и журналистику.Академик Адель Абдурахмановна Чилякова – известный ташкентский писатель, поэт, журналист, учёный-философ и режиссёр-постановщик, член Международного Общества писателей и Международного Общества журналистов, обладатель многих международных премий, включая Премию Министра иностранных дел Чешской Республики. Она автор ряда книг, многочисленных научных монографий, драматургии, художественной прозы и поэтических произведений, в том числе множества поэтических переводов поэзии 29 стран, около 200 эссе, репортажей, рецензий, аналитических статей и фельетонов. Она создала более 50 художественно-просветительных мероприятий – это спектакли, творческие встречи, концерты, конференции, мастер-классы, посвящённые культуре, науке, истории разных стран мира. Большая часть её творчества и публичных мероприятий посвящена Узбекистану, его традициям и культуре, переводам Алишера Навои и современных узбекских поэтов, а также чешской культуре, деятельности ООН и ЮНЕСКО. Научная и художественная деятельность академика А. Чиляковой, её научно-гуманитарный проект «Планета – наша общая Родина» уже не один год год привлекают внимание ученых и специалистов Узбекистана, России и европейских стран. Научные и художественные произведения Чиляковой публикуются, помимо Узбекистана, в Чехии, Словакии, России и Англии.
Интервью для сайта Культура Узбекистана
- Адель Абдурахмановна, расскажите пожалуйста о вашем международном научно-гуманитарном проекте. В чем проявляется его новаторство? - Проект «Планета – наша общая Родина» с созданным мной Театром-научной лабораторией «Арт-Студия-Свет» имеют международный характер. Идея проекта родилась в многонациональном Узбекистане, утверждалась в своей интернациональной сущности в период учёбы в МГУ и во время наших бесед с патриархом российской журналистики профессором Я. Н. Засурским. Он обогащался многопрофильными знаниями и опытом во время защиты докторской диссертации в Карловом университете в Прагеи во время моей работы в европейской сфере науки, образования, культуры, управления, дипломатии и экономики. Евразийский симбиоз и научно-гуманитарную синергию проекта я продолжила после возвращения на родину при поддержке в системе гражданского общества Узбекистана, Посольств Чешской Республики и Азербайджана, Союза композиторов и бастакоров Узбекистана и Республиканского Интерцентра. Международный характер нашего проекта логически перешел в глобальный, как в смысле геополитическом «Восток + Запад + Север + Юг в свете общезначимых ценностей мира», так и в смысле поиска необходимого универсального ключа для решения. Дело в том, что современная мировая практика совместного решения транс дисдиплинарных задач зачастую сводит решение не к созданию единого синтеза, а разных статей из разных дисциплин, которые потом публикуются в общем сборнике…Однако решение задач, составляющих единый универсум, должно быть универсальным, то есть единым, всеохватывающим, структурно взаимосвязанным и устойчивым в своей динамичности. Это не простая сумма ответов на каждый отдельный вопрос, но их взаимодействие ещё в процессе составления ответа по принципу сложных систем (синергетики) и теории живых систем в единении. Отвечая на ваш вопрос о новаторстве проекта, отношу этот факт к самым большим из них. Не случайно, видимо, специалисты предлагают использовать способ моего ментального мышления (всё во всём, всё взаимосвязано и едино) в процессе исследовательских работ над созданием «мозга» саморазвивающегося искусственного интеллекта. - В области гармонизации международных, межконфессиональных и межчеловеческих отношений на платформе общих этических ценностей проект отводит достойное место древневосточным философиям и модели просвещённого ислама в ансамбле евразийской концепции «метаэтических ценностей» европейского философа Иммануила Канта. - Как вам при этом удалось соединить фундаментальную и прикладную работу проекта? - В мой проект и в деятельность его Театра-лаборатории «Арт-Студия-Свет» спонтанно включились представители всех основных структур гражданского общества Узбекистана в лице его известных деятелей, молодёжи, детей, прихожан из христианских церквей. Проект поддержали международные организации: Посольство Чешской Республики и Посольство Азербайджана в Узбекистане, Российский союз писателей (Москва) и Евразийская Творческая гильдия (Лондон). Мои научные и художественные произведения издаются в Узбекистане, Чехии, России, Англии, Словакии… Авторами из стран Европы и Евразии опубликовано около 90 статей и рецензий, посвященных проекту и его автору. Согласно их мнению, проект «Планета – наша общая Родина» можно использовать как единую международную платформу с единой международной аудиторией Востока, Запада, Севера и Юга для совместного научного исследования и решения ключевых задач и проблем современного мира. Этому может способствовать предлагаемая и оправдавшая себя в 13-летней апликации новая методика и модель моих «народных академий», а также её использование для реализации важнейших задач в Узбекистане и Стратегических целей ООН, особенно в области образования, управления, структурного построения общества, искусственного интеллекта и миротворчества. - Расскажите пожалуйста о методике деятельности «народных академий», автором которых вы являетесь. - Мобильная модель народных академий, с гибким составом участников, который меняется или дополняется в зависимости от решаемой задачи и социального заказа, складывается вокруг научного, творческого ядра (например, университета). Она имеет многоцелевое назначение и меняющийся состав из специалистов, преподавателей, духовных наставников, студентов, волонтёров, махаллинских активистов и других представителей гражданского общества, объединённых конкурсным решением социально значимых задач в виде интеллектуальной продукции (проекта), на основании заказа, финансируемого государством, предпринимательской или международной организацией. Помимо конкретного прикладного эффекта такие звенья народных академий, работающих в процессе взаимообучения, самоорганизации и сотворчества, выполняют многие другие функции, связанные с совершенствованием горизонтальной и вертикальной структур социального построения общества в их системном взаимодействии, с реформой образования, приобретением активных знаний и выполняют много других функций. Система и модель народных академий, которые я строила в течение 13 лет в рамках своего проекта «Планета – наша общая Родина», подтвердила это, как свидетельствуют многочисленные опубликованные отзывы. - Вы говорите, что такие народные академии должны работать на основании финансируемых социальных заказов… - К вашему проекту проявляют интерес международная общественность и международные организации… - Дело в том, что проект с самого начала был задуман и рождался как транснациональный, миротворческий, глобальный, и его разработки применимы в рамках глобальных. Например, в смысле философии Единого мой проект расширяет и редуцирует теорию «автопоэзиса» чилийских учёных У. Матураны и Ф. Варелы, утверждающих, что «жизнь –это самовоспроизводство» и его обеспечение в форме беспрерывного протекания и примыкания операций, и система должна включать только внутренние взаимосвязи, воспроизводимые с помощью лишь собственных действий и операций. Но согласно теории живых систем, в характеристику системы должно входить упорядочивание взаимосвязи её структурных элементов в активной структурной взаимосвязи также с окружением. Система моих «народных академий» включает это требование. Её использование поможет преодолеть синдром «закрытых групп». Возможно, многих проблем с адаптацией закрытых иммигрантских групп в процессе европейского мультикультурализма, удалось бы избежать с помощью структурных взаимосвязей в более открытых «народных академиях», работающих в процессе взаимообучения, самоорганизации и сотворчества. - Какие дальнейшие шаги считаете необходимыми в этом направлении? - Я пока единственный специалист по глобальной синергетике и теории живых систем в Узбекистане и, видимо, на Востоке, а мой проект не имеет пока в мире аналогов. При этом, как отмечает известный российский синергетик Е. Н. Князева, именно «Синергетический образ мышления близок к восточному типу мышления и мировосприятия. Для Востока, в первую очередь для Индии и Китая, свойственен принципиально иной, отличный от западного, целостный образ мышления, характеризующийся, в частности, недуальным принципом мысленного постижения противоположностей». Чтобы внести коррективы в эту ситуацию, предлагаю создать Международный научно-исследовательский институт фундаментальной и прикладной синергетики и теории живых систем с поддержкой и финансированием ООН, государства Узбекистана и Академии наук Турон. Я готова руководить этим институтом, подготовить программу, специалистов, методическую литературу, семинары и руководство научными работами. Дальнейшим шагом будет создание научно-исследовательским коллективом Института в сотрудничестве с народными академиями научно-прикладных проектов по заказу секций ООН, государственных и других структур Узбекистана для решения ключевых и других задач. Таким образом, работа института будет сочетать фундаментальный и прикладной характер. Хорошо бы издать мою научно-гуманитарную книгу «Ключи к вечному миру», включающую научные и художественные произведения в их единстве; книга вместе с тем будет служить как учебно-методическое пособие для реализации выше указанных, а также педагогических целей Международного института.
Б. РАХИМОВ
|
|