Абровые ткани (известные за рубежом как икат) являются самой известной частью узбекского текстиля в мире.
Их очарование заключается в удивительных, необычных узорах и в сияющем сочетании ярких цветов, которые словно перетекают друг в друга. В местах, где два соседних цвета соприкасаются, появляется эффект их вибрации.
Такое впечатление достигается из-за использования «резервного» метода окрашивания, при котором нити будущей ткани завязываются в определенных местах перед погружением в красильную ванну. Перевязанные фрагменты остаются неокрашенными. Этот процесс повторяется в несколько этапов, с использованием разных красок, после чего получается красочный, словно марево, разноцветный узор. Невозможность герметично отделить один окрашенный участок от другого обуславливает небольшое затекание красителей двух разных цветов, что и придает тканям необычную художественную выразительность. В Узбекистане этот метод окрашивания называется абрбанди («связанное облако»), а ткани, созданные этим методом, называются абровые («облачные»). Узоры на них напоминают перистые облака, плывущие по утреннему небу и отражающиеся в водах горных рек.
Такой способ окрашивания используется в практике многих народов Центральной и Юго-Восточной Азии, Китая, Японии, Ближнего Востока, Западной Африки и Латинской Америки. Однако именно в Узбекистане шелковые и хлопчатобумажные ткани, созданные в стиле резервного окрашивания, стали своеобразным символом национальной культуры.
О чудесных абровых тканях Узбекистана мир узнал еще в начале XIX века благодаря торговцам, которые начали вывозить из этого края различные предметы, в том числе антиквариат.
Абровые ткани были культурным явлением, не зависимым от национальности. Европейцы, побывавшие в Туркестане, навсегда оставались влюбленными в эти ткани. Так началась эпоха их коллекционирования. Привлекательность тканей вызвала их массовый экспорт, что привело к появлению сегодня популярных коллекций в частных и музейных собраниях по всему миру. Знакомство западного мира с многообразием восточного искусства не могло не найти своего выражения в европейской художественной культуре, и важную роль в ее развитии сыграли абровые ткани.
Источник: "Культурное наследие Узбекистана в частных собраниях США и Канады" (том XXXI) серии «Культурное наследие Узбекистана в собраниях мира».
Генеральный спонсор проекта: нефтесервисная компания Eriell-Group.