Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
15.01.2025 / 11:06:25
Режиссер ГАБТа им. А. Навои Андрей СЛОНИМ все чаще и чаще заявляет о себе и как талантливый поэт.. Его стихи привлекают все более пристальное внимание истинных поклонников поэзии и представителей прессы. Представляем вашему вниманию стихи из цикла «ЗИМНИЕ ГРЁЗЫ»
БУДЬТЕ ДОБРЫ!..
«Будьте добры…» Да, всего лишь – два слова. «Будьте добры…». Только просьба пока… В ней до конца не понятна основа Веского смысла, что снова и снова Входит в сознание издалека. Будьте добры – мне подайте ту чашку! Будьте добры – подскажите сейчас Номер забытый… На эту отмашку Фраз этикета душа нараспашку Мигом откроется сотнею раз…
Будьте добры? Но Добро ведь не может Приторным морсом быть. Вечное в нём Всё, что порывисто душу тревожит, Что нерушимо смириться не может С тем, что меж нас именуется Злом. Но ведь и Зло – не рогатый уродец! Зло артистично – престранна тропа, Где ликов фальши несметный народец В пошлом кривлянье ведёт хороводец Низких, изломанных, выспренных «па»!
«Будьте добры…». Но не стоит ли разом В миг тот, с кем встретиться столь повезло, Вдруг не поверить кудрявым всем фразам, И недомолвкам, и тайным указам, Что издаёт многогранное Зло? Где же исток его? Там, где котёнка Мальчик, увидев, захочет сломить Мир существа, где ранимо и тонко Теплится жизнь… И в натуре ребёнка Здесь разорвётся исконная нить.
Так, не заметив в миг первый удушья, Хоть был Добра перекрыт кислород, Впустит в себя он злой вирус бездушья, Высушит душу бесчувственной сушью И на замок её ржавый запрёт. Ну, а душа в том пустом состоянье, Панцирь глухой не пытаясь взломать, Станет навеки глухой к состраданью, К совести вещим порывам, к желанью Боли собратьев стремиться унять.
Дальше – крушения все нарастают. Не сострадая ни в чём, не любя, Он разметает всех тех, кто мешает – Ближних, и дальних… И вот назначает Высшим судьёй в этой жизни себя! Всё сокрушая, не веря в расплату, В злобе сжигая Добра корабли, Яростью грозной железной объяты, Дробью гимн Злу простучат автоматы, Взрывы, что свергнут святое с Земли…
… Что же Добро? Оно в горестной силе Ясных порывов спасти Жизни нить, Тех, кто в безумии дьявольской пыли Всё, что завещано, стёрли, забыли! – С мужеством силится остановить. Будьте добры! Два заветнейших слова, Что Вышней волей спасали миры, В яростный мир прорываются снова: «Чтобы не сгинула Жизни основа, Будьте добры, люди! Будьте Добры!..». _______ * * * Ночные птицы памяти… Когда ж вы перестанете Кружиться над неясными Предгорьями души? Вновь стая ваша тёмная, Обширная, огромная, Круженьями всевластными Покой души крушит… …Души? Да, – той, таинственной, Во множествах единственной, В которой тишь лишь кажется, Скрывая в недрах боль. И что-то затаённое, От взоров защищённое В ночных смятеньях скажется, Войдя в иную роль…
Ночные птицы памяти… Вы слишком много знаете О том, что как бы – явное, Но скрыто в глубине. О том, что с упованием Одето умолчанием – Припрятано, но – главное Там, на потайном дне… …На дне? Иль в тёмной давности Тех дней былой бесславности Что за слоями времени Легко и позабыть? В удобстве пошлой сладости И в оправданьях слабости Всей горечи их бремени Нам не дано изжить…
Ночные птицы памяти… На вещем том пергаменте, Где Вечностью начертаны Все, все, что свершены Ошибки, постижения, Прорывы, разрушения – Незримыми экспертами Давно оценены… Ночные птицы памяти… Вы в мощном темпераменте Опять стремитесь тучею В души смятеньях взмыть, Взывая этим к совести: Уж полно тайну повести, Неясную и жгучую – На дне души хранить… _______ АЖУРНАЯ ШАЛЬ
Незабвенной Анне Андреевне АХМАТОВОЙ посвящается
… Она – из века, что давно отцвёл, Она – из века, что ещё настанет. И вечный в смене вех столетий ствол, И трепетной поэзии престол Её живым мемориалом станет. Ахматова… Да – звучный псевдоним, Сроднившийся и с тайнами Востока, Дал имя Ей. Соединившись с ним Всем многоцветным существом своим, Она сияет вне границ и срока…
…Она жила на грани двух веков, На сломе всех устоев оснований. Она познала тяжести оков И горечь разрушения основ Гармоний, грёз, и светлых упований. Она любила… Но глухой запрет Судьбы на всё, что в помыслах рождалось, И полчища немых железных «нет!» Стремились погасить лампады свет, Который вёл к надеждам – как казалось…
…Поэзия Её была иной, Чем свод прекрасных, но – других речений. Сияя тайной тонкой новизной, Она была то светлой, то – больной От мира тяжких, горьких искривлений. Она познать сумела грани твердь Меж Жизнью и молчаньем вечной Ночи. И на путях не раз встречала Смерть, Которая сквозь жизни круговерть Свой вещий взор ей устремляла в очи…
…Железный век навстречу маршем шёл, Цветы и строки без следа сметая. А стих Её звучал всё. И расцвёл – Ранимый и таинственный! – но в ствол Привычности вложиться не желая. Идя по тропке сквозь раздор лихой, Сквозь то, что миром средь людей зовётся, И сквозь Войну – остался он собой, Лишь закалившись в данности такой И веруя, что к свету он пробьётся…
…Изведав раны горя и печаль, И мрак опустошения, что горек, Она спасла свет духа, глядя вдаль. Её стихов навек ажурна шаль, И вечно жив Мангалочий тот дворик. И где бы ни собрались рядом те, Кто чтит Поэта Слово в жизни бурной В гармониях иль в серой пустоте – Её заветный взор зовёт к мечте Из-под покрова шали той ажурной… ________ НЕЖДАННАЯ ВСТРЕЧА (притча) …Однажды в поздний час Кузнец трудился У горна. Замер вдруг, почуяв страх. Вот чей-то взор на нем остановился, И звук застыл в немеющих устах. Он обернулся… Контуром размытым На фоне двери – право, чудеса! – В плаще – фигура. И лицо закрыто. В руке костлявой – ржавая коса. – «Ты – кто? Ужели – Смерть?» – «Вполне быть может…» – «Так Ты – за мной?» – «Нет, не пробил твой час…» – «Тогда – зачем?» – «Тоска немая гложет Меня в бессчётный, безысходный раз…» – «Тоска? Тебя? А! – впрочем, понимаю… Ведь на тебе – убийств глухая тьма, Моих собратьев сотни убивая, Вполне могла бы Ты сойти с ума!..»
–«Ты пошло лжёшь, как весь твой род зловещий… Нет – никого не убивала я! Лишь провожала в путь последний, вещий До Грани той земного бытия… Поверишь ли? Ведь я была прекрасна, Сияя светом дивным неземным, С улыбкой и лазурным взором ясным Вела вас к жизням вечным и иным!..». –«Но – как же?..». –« Нет! Молчи… И просто - внемли… Да, я вела людей тропой чудес, Которые соединяют Землю С тем, что зовется Царствием Небес… Бог создал Белизну. А ваше племя В разгуле страсти низменной, пустой Испачкало пространства, жизни, время И кровью, и кромешной чернотой!
Как и Творец в священной вышней Воле, Скорбя за грешный смрад толпы людской, - И Я от неизбывной вечной боли Утратила Им данный облик свой. Гармония рассыпалась, размылась, Иссохло тело… Красота лица В костлявый череп жутко превратилась – И в Вечности не ведать мне конца…». – «Ты плачешь? Плачешь? Ты?» – «Да.. да… как странно… Слёз не было давно… Вот, наконец… Прости за слабость… Выполни нежданно Мою простую просьбу. Ты ж – кузнец! Смотри – коса моя уж притупилась, Её покрыла ржавчина веков. Ты наточи её! Ведь я решилась Ваш грешный род избавить от оков.
Коса – при мне… Взмахну я снова ею…» – «Ты станешь вновь косить луг жизней наш?» – «Да нет же, нет… Всё проще – и сложнее… Ведь жив ещё во мне к Добру кураж. Покуда вы в раздорах, изнывая От пустоты – не знать спасенья вам! Но есть тропинка –вещая, святая! – Она одна ведёт в пресветлый Храм. Её давно утратили вы сами – Ведь в роковых крушениях основ Та тропка заросла уж сорняками, В которых – цепи дьявольских оков. Ты косу наточи… Мне Бог поможет Бурьян густой скосить на том пути. Откроется тропа… По ней, быть может, – Вы к Храму вновь сумеете прийти!..»
продолжение следует
|
|