Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. | ![]() |
|
|
![]() |
24.03.2025 / 02:07:52
Ваше величество, женщина! Воспоминания накануне праздника![]()
В стране, где я живу почти тридцать лет, женщинам посвящено много праздников, таких, как День матери, День любви, День Святого Валентина, когда жители города могут признаваться друг другу в любви, обменяться клятвами в верности, а в Нью-Йорке даже пожениться прямо посреди Таймс- сквер… Вдобавок к этим праздникам, мы, выходцы из Советского Союза, с радостью отмечаем каждую весну 8 марта — Международный женский день, который зародился в США. И накануне этого светлого праздника, я решил поделиться с вами, дорогие читатели, своими воспоминаниями о встречах с некоторыми известными и любимыми народом представителями культуры. Мой рассказ – о женщинах, пользовавшихся большим авторитетом там, в стране исхода, и здесь, в Америке, неустанно продолжающих свою яркую творческую деятельность. Моя память хранит много забавных историй, даже казусов, порой с «криминалом», с «похищением», в которых я был не только невольным свидетелем, но и соучастником. Не буду долго интриговать читателя. Изложу всё по порядку. Начну издалека, и именно с «криминала». Молодчина, Мухаббат! Это было, если мне не изменяет память, точно не помню, в закатно-оттепельные шестидесятые годы прошлого столетия в Душанбе. Шоди Саидов, главный редактор газеты «Тоджикистони совети», где я тогда работал ответственным секретарем, позвал меня в свой кабинет и сказал, что завтра, к 12 часам, мы приглашены к министру культуры по весьма серьезному делу и что он очень просит нашей помощи и чтобы об этом никто не знал. Я поинтересовался, какая же эта помощь? Оказывается, министр твердо решил уговорить (в моей версии «похитить») гастролирующую в Душанбе Народную артистку Узбекистана Мухаббат Шамаеву переехать к нам. Ну и в этом деле главный редактор и ответственный секретарь газеты (еврей, что в данной ситуации, наверное, немаловажно) могут сыграть заметную роль. Тут я должен пояснить. Такая практика привлечения знаменитостей применялась в то время во всех странах, вполне на дипломатическом уровне, правда, с политической подоплекой. Например, знаменитая певица Лайло Шарипова, уехав из Ирана, получила советское гражданство. Впрочем, затем покинула Таджикистан, переехала в Германию. Недавно она скончалась. Нельзя сказать, что в Таджикистане было мало замечательных певиц, танцовщиц, ансамблей. Но каждый приезд и выступления в Душанбе Ильяса Маллаева (светлая ему память) и Мухаббат Шамаевой превращались в праздник. Мухаббат покоряла публику не только как эстрадная певица, но и исполнением традиционных, классических песен. Итак, решили пригласить Мухаббат в Министерство культуры на встречу с министром, с главным редактором ведущей газеты, членом ЦК, депутатом Верховного совета, и с другими высокопоставленными лицами. Встреча была тщательно подготовлена. В красивом, просторном кабинете министра роскошно накрытый стол создавал особую атмосферу. Министр в своем выступлении предложил Мухаббат с мужем, Ильясом Маллаевым, переехать на постоянное жительство в Душанбе, обещал ей большие блага, в том числе свой ансамбль и тому подобное. Наша, то есть представителей прессы, миссия была конкретной: убедить Мухаббат, что информационный посыл будет ярко обеспечен. В кабинете я терпеливо ожидал и думал: что скажет Мухаббат? Устоит ли перед такими соблазнами? С радостью и благодарностью согласится и таким образом наша задача будет успешно выполнена? Трудно передать всю силу эмоций, охвативших меня от краткого выступления Мухаббат. Меня наполнило чувство неописуемой гордости. Певица искренне поблагодарила министра культуры и всех присутствующих за такое любезное приглашение. Выразила свою любовь к народу Таджикистана. В то же время она подчеркнула, что никогда, ни на какие преимущества не променяла бы узбекистанцев и правительство Узбекистана, высоко оценивших её артистическую деятельность. В её поведении, в словах, манерах не было и тени высокомерия, надменности и самомнения. В этот момент мне в голову пришли, вы не поверите, пушкинские строки из «Евгения Онегина»: «Я другому отдана и буду век ему верна»… Молодчина, Мухаббат! Предвижу возражение читателя: «Что же, разве вы не хотели бы, чтобы эта изумительная и талантливая пара знаменитых и любимых публикой артистов, переехала к вам, в Душанбе?». Очень хотел! Но не в таком формате, и не в такой ситуации, и не таким способом. Поэтому их отказ был вполне предсказуемым. Пусть знают, наших не купишь! Убежден, что и главред был такого же мнения, несмотря на провал нашей миссии. Мухаббат была на высоте. Вспоминаю поэтические строки Худораҳматӣ Ильёса, посвященные Мухаббат: Эй меҳру муҳаббат каби дурдона Муҳаббат, Дурдонасифат, саҳнада бир дона Муҳаббат… Переводить не буду. Без перевода – всё понятно. МАЛИКА – КОРОЛЕВА ИЗ СССР Вспоминаю еще один эпизод, связанный с другой блистательной звездой, Народной артисткой СССР, Народной артисткой Таджикистана, лауреатом государственной премии имени Рудаки Маликой Калонтаровой, «восточным чудом», по словам Игоря Моисеева, руководителя знаменитого на весь мир ансамбля танца народов СССР. История эта заслуживает упоминания. Она произошла уже не в Таджикистане, а на Западе, в семидесятые годы тоже прошлого столетия, когда я работал на «Радио Свобода» в Мюнхене (Германия). Многие помнят это время брежневского правления, время холодной войны, трудностей эмиграции бухарских евреев в Израиль. Однажды нам в таджикскую редакцию «Радио Свобода» сообщили, что в столицу Франции – Париж, приезжает из Таджикистана прославленный танцевальный ансамбль «Лола». С создателем и руководителем этого ансамбля Народным артистом СССР, Лауреатом Государственной премии СССР и Государственной премии Таджикистана им. Рудаки, главным балетмейстером Театра оперы и балета Таджикистана Гаффаром Валоматзода мы были близко знакомы. Но дело не только в этом. Центральной, яркой звездой ансамбля «Лола», как вы знаете, была наша Малика Калонтарова. Благо, Париж – не за горами, недалеко от Мюнхена. Почему бы не встретиться с ней и с другими артистами ансамбля, душанбинцами, если есть такая возможность? Получив согласие руководства «Радио Свобода», я отправился в Париж и успел побывать на концерте. Малика своими зажигательными восточными танцами покорила французов. После концерта за кулисами, где собралось, кроме артистов и музыкантов, несколько гостей, я встретился с долгожданными друзьями и, конечно, с Маликой. Для них такая встреча была полной неожиданностью. С удивлением и восторгом они расспрашивали меня. Да что говорить! Они знали, что в Душанбе долгое время мне не разрешали репатриироваться в Израиль: был в отказе. А в последнее время работал на «Радио Свобода» — рупоре антисоветской пропаганды в Европе! И вот, такая встреча в Париже! Я преподнёс Малике букет цветов. Но от подарков она, извинившись, отказалась. Оказывается, среди гостей находился посол из Москвы со своими «няньками» («няньки» – сотрудники КГБ. – прим. ред.), бдительно следящими за артистами во время зарубежных гастролей, докладывая в свое ведомство. Посол даже спросил у Гаффара Валоматзода, кого так тепло встретили артисты, на что прославленный хореограф, познакомив меня с ним, вкратце рассказал, что я работал в Душанбе в газете и эмигрировал в Израиль. Пожимая мою руку, посол с неким высокомерием (может быть, мне так показалось) спросил: «Ну, и как там, в Израиле?». «Хорошо», – ответил я и добавил: «Вот узнал о гастролях любимого коллектива, хотел полюбоваться танцами Малики, купил билеты и приехал в Париж». Вот такая, свобода в Израиле. Посол больше вопросов не задавал. А Малика следила за нашим разговором. Я восхищался её сдержанностью и уверенностью в себе. Мы попрощались – до скорой встречи в Америке или в Израиле. И, действительно, встретились в Нью-Йорке. Неутомимая Малика, эмигрировав в новую страну, продолжала восхищать американцев своим искусством и создала в Нью-Йорке танцевальную «Школу Малики», благодаря которой сотни девушек приобрели красивую осанку и приблизились к истокам родного искусства. ТАМАРА — ВСЕНАРОДНО ЛЮБИМАЯ И НЕПОВТОРИМАЯ Рассказывая о знаковых представителях культуры и искусства, не могу обойти своим вниманием еще один музыкальные ансамбль под названием «Гулшан». Читатель, наверное, догадался: да, в этом ансамбле ведущей солисткой была замечательная певица Тамара Катаева, отличница культуры, телевидения и радио Таджикистана, лауреат премии им. Ицхака Мавашева. Здесь, в Америке, Тамара Катаева – гордость бухарскоеврейской общины, известнейшая певица и актриса, солистка ансамбля «Маком», актриса всех бухарскоеврейских театров в Нью-Йорке, включая созданный ее супругом, режиссером Борисом Катаевым, театральный коллектив, в котором она блестяще сыграла роль Шищахон в пьесе Ильяса Маллаева «Певец Его Превосходительства». Так показать трепетную, беззаветную любовь к великому Левича Хофизу, которая переросла в страсть, томление и стремление к своему счастью, могла воплотить настоящая актриса. И это понятно, она – дочь Фриды Муллокандовой и Пинхаса Кураева – актеров бухарскоеврейского театра при Наркомпросе Узбекской ССР, племянница основоположников этого театра – народных артистов Узбекистана Михаила и Гавриэля Муллокандовых. Тамаре подвластны самые разные роли на генетическом уровне. Например, Гульчехра, из «Аршин мал-алан» Узеира Гаджибекова в спектакле театра «Возрождение» им. С. Аулова, в котором она играла как музыкально-драматическая актриса. Находясь в зале, я перенесся в годы моей юности, когда «Аршин мал алан» ставился в Сталинабаде и Душанбе на таджикском и русском языках, шел с успехом одноименный фильм, а в семейных застольях и свадьбах бухарских евреев города звучали песни из музыкальной комедии Гаджибекова. Ее участие в театре Любы Пилосовой «Бухара-на-Гудзоне» поражало меня ее комическим дарованием, умением подчеркнуть особенности простых бухарскоеврейских женщин. Тамара – руководитель ансамбля «Созанда», продолжающего многовековую традицию сохранения бухарскоеврейского фольклора, участница многих фестивалей, концертов, которые проходят в Нью-Йорке и за его пределами. Тамара Катаева по-настоящему НАША народная артистка, всегда с народом, любит свой народ и народ отвечает ей взаимностью. Она отличается не только яркой внешностью и уникальной харизмой, талантом, но и завидным трудолюбием. Примечательно, что частые её поездки в Душанбе вместе с мужем Борисом Катаевым, их неиссякаемый авторитет среди народа во многом способствовали и, надеемся, несмотря на возникшие в последнее время некоторые сложности, будут способствовать укреплению дружбы между народами США и Таджикистана. Вот такая у нас многогранного таланта женщина – певица, актриса, созанда, наставница молодежи Тамара Катаева!
МУБОРАК!
В этот весенний женский праздник 8 марта, наряду с тремя героинями статьи – Маликой Калонтаровой, Мухаббат Шамаевой, Тамарой Катаевой, с большим удовольствием поздравляю всех других замечательных представительниц культуры и искусства, всех женщин и желаю им счастья и благополучия! Спасибо вам!
Малкиэль Даниэль, Бухариан Таймс
| ![]() |
![]()
|