Они показали разные творческие позиции, манеру, стиль и многообразие тем и сюжетов. Объединяет их только одно - в разное время все они выставлялись в театре «Ильхом», для кого-то выставочный зал театра стал стартовой площадкой, кто-то выставлялся здесь уже в рассвете своей карьеры.
И в юбилейный для театра сезон все они впервые собрались вместе, чтобы представить свои лучшие полотна. Как сказала куратор выставки Наталья Мусина: «Это дань уважения и низкий поклон от всех художников создателю театра «Ильхом» - Марку Яковлевичу Вайлю».
…Он родился в Ташкенте в семье военного. В его судьбе отразились родительские гены - мать была выпускницей киевского театрального института. Марк Вайль закончил режиссёрское отделение Ташкентского театрально-художественного института. В 1976 году основал с группой выпускников института первый в СССР (и до сих пор единственный в Узбекистане) негосударственный театр — «Ильхом».
Марком Вайлем было поставлено немало спектаклей и в других театрах — например, в театре имени Моссовета, в Болгарии, Югославии, США. Его работы всегда отличались собственным стилем и безупречной работой с актёрами. Вайль был одним из самых ярких и талантливых профессиональных театральных режиссёров на просторах бывшего СССР. Многие его спектакли были представлены на международных фестивалях.
Он также является автором многих телевизионных фильмов. Его последняя большая работа — документальный фильм «Конец века. Ташкент» — был показан на нескольких международных фестивалях.
Вайль был незаурядным педагогом, воспитавшим целую плеяду ярких артистов и режиссёров, в том числе в Школе драматического искусства при театре Ильхом, которую он открыл в 1995 году. Помимо этого, он читал лекции в других школах драматического искусства, а также университетах в разных странах мира.
Вайль был заслуженным деятелем искусств Узбекистана. В 2006 году ему была присуждена премия «Акция» Совета по культуре искусству при президенте РФ в рамках проекта «По поддержке российских театральных инициатив» за создание и деятельность Лаборатории молодых режиссёров Центральной Азии и Казахстана при театре «Ильхом».
6 сентября 2007 года около 11 часов вечера Марк Вайль возвращался домой после последней репетиции пьесы Эсхила «Орестея» (премьера должна была состояться, и состоялась на следующий день, 7 сентября 2007 года). В подъезде дома его уже поджидали двое неизвестных в черных бейсболках и майках. Они нанесли режиссёру несколько ножевых ранений в живот и удары по голове. Смертельно раненного Марка Вайля увезли в больницу, где он через некоторое время скончался на операционном столе.
Прощание с Марком Вайлем проходило в Ташкенте и позже в Москве, где его тело было кремировано. После кремации прах Марка Вайля был отправлен для захоронения в Сиэтле, где живут его вдова и две дочери.
Ему было всего 55 лет…
Но ташкентцы помнят этого человека всегда!
Брошенные им семена дали благодатные всходы. Сорок лет существует «Ильхом» и все эти годы его постановки волнуют людей, его зал никогда не пустует.
В традиции стало, что здесь проходят вернисажи еще неизвестных художников. В 1980 году Ваш покорный слуга открывал тут свою первую персональную фотовыставку «Дети – наше будущее».
А 4 ноября 2004 года здесь прошел авторский вечер народного поэта Узбекистана Александра Файнберга.
Тогда Саша сказал Марку, чтобы вход на этот вечер был бесплатным. Поэт просто не представлял, что за поэзию будет брать деньги. И пришло столько народу, что яблоку негде было упасть.
Это был незабываемый вечер!
Вот и на сегодняшнюю выставку пришли сотни людей: общественные деятели и журналисты, представители дипломатического корпуса и просто любители прекрасного.
В выставке приняли участие художники Бабур Исмаилов и Максим Варданян, Тимур Ахмедов и Фаррух Ахмадалиев, Тахир Каримов и Рустам Базаров, Бабур Мухамедов и Гафур Кадыров, Нодир Шоабдурахимов и Мурад Карабаев, Татьяна Фадеева и Инна Сандлер, Юрий Усеинов и Джамал Усманов, Дмитрий Ахунбабаев и Ниёзали Холматов.
Замечательно, что театр Марка Вайля стал настоящим очагом культуры!
Р. ШАГАЕВ, фото автора – для сайта «nuz.uz».