Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
18.03.2016 / 05:50:48
Предстоящий юбилей Мухитдина Кари-Якубова отметили в музее – квартире Сулеймана ЮдаковаЧастыми гостями этого музея и Литературно-творческого объединения «Данко» становятся не только музыканты , литераторы, но вокалисты, композиторы и историки музыки. В минувший понедельник (14 03 16) по приглашению председателя ЛТО «Данко» Армануш Маркарян в мемориальном музее С. Юдакова выступила известный популяризатор истории музыкальной культуры Узбекистана , диктор и режиссер, Роза Мухтарова, автор серии портретных радиоочерков «Память сердца» о выдающихся деятелях культуры, искусства Узбекистана. Нынешняя встреча (14 03 16) была посвящена предстоящему 120-летнему юбилею Мухитдина Кари-Якубова (1 мая 1896 — 2 февраля 1957, Ташкент) — известного узбекского театрального деятеля, певца, одного из основоположников нашего музыкального театра. В своём устном эмоциональном рассказе Роза Эдуардовна представила и воспоминания Тамары Ханум и других современников Кари-Якубова, которых она лично знала, а также фрагменты из монографии Л. Авдеевой «Мухитдин Кари-Якубов» и книги М. Рахманова « Хамза и узбекский театр». Её рассказ сопровождался показом множества чёрно-белых фотографий, передававших историческую атмосферу и дыхание сложного противоречивого времени начала и середины прошлого века, в котором жил и так много сделал для будущего нашей музыкальной культуры М. Кари-Якубов. Он родился в Фергане на рубеже веков после присоединения Средней Азии к России. Это был город-сад с вековыми национальными феодальными традициями, бесправным положением женщин . Мальчик из бедной многодетной семьи тянулся одновременно к национальной и европейской культуре, слушал заворожено военный духовой оркестр в городе и всё время пел национальные песни без нот и аккомпанемента. Благосклонная судьба в 1918 г. свела одарённого юношу с Х. Хамзой, который писал для него песни и делал инсценировки. Вместе они участвовали в создании «Драматической труппы мусульманской молодежи». Уже тогда его сильный мужской баритон поражал окружающих искусством владения голосом. Сценическую деятельность Кари-Якубов начал с создания Ферганского народного духового оркестра в 1919 г., с которым выступал несколько лет. Это был и очень талантливый драматический актëр. В 1922—1924 гг. он обучался на вокальном отделении Государственного института театрального искусства — ГИТИСа в Москве. Здесь он близко общался с режиссёром-новатором Вс. Мейерхольдом и его женой актрисой Зинаидой Райх. Многому учился у московских коллег, вбирал в себя все новшества европейской культуры и охотно делился со своими учителями - выдающимися русскими певцами – Собиновым, Неждановой, Обуховой - искусством макома. Кари-Якубов познакомился с Тамарой Ханум на гастрольных концертах в Туркестане в 1923 г, и уже в 1925 г. они вместе представляли узбекские народные песни на Всемирной выставке в Париже и «Шуберт-холле» в Берлине. Европейцы Кари-Якубова прозвали «узбекским Шаляпиным». В 1926 г. он создал интернациональный по составу концертно-этнографический ансамбль из узбеков, армян, азербайджанцев, киргизов и других национальностей. Со своим ансамблем Кари-Якубов успешно гастролировал по всему бывшему Союзу. С юности он мечтал о создании национального театра и принял самое активное непосредственное участие в организации музыкальных театров Ташкента, Андижана и Коканда. М. Кари-Якубов — основатель и художественный руководитель Узбекского музыкального театра (1926). В 1934 г. организовал узбекскую оперную студию при Московской консерватории, со временем ставшую театром оперы и балета в Ташкенте. За два года руководства оперной студией Кари-Якубовым десятки молодых талантливых людей из глубинки Узбекистана получили профессиональную подготовку у лучших мастеров театрального и музыкального искусства. В этой студии учились Мухтар Ашрафи, Халима Насырова, Карим Закиров, Муталь Бурханов, Сулейман Юдаков, Талибджан Садыков, Боборахим Мирзаев – будущие светила музыкального искусства Узбекистана. Вскоре сбылась и другая мечта Кари-Якубова - создание узбекской оперы. В июне 1939 года на сцене Узбекского музыкального театра состоялась премьера первой узбекской оперы М. Ашрафи «Бурон», в которой Кари-Якубов исполнил партию генерал-губернатора. Следом здесь успешно состоялись премьеры опер В. Брусиловского «Ёр Таргын» («Мужественный Таргын»), Т. Садыкова, Р. Глиэра «Лейли и Меджнун», в которой ведущий солист Узбекского театра оперы и балета Кари-Якубов исполнил главные роли. Работу в оперном театре он совмещал с обязанностями директора и художественного руководителя Узбекской филармонии. Насыщенная творческая жизнь Кари-Якубова, полная самоотверженного служения вокальному искусству, прервалась на целых восемь лет. Он был репрессирован в 1947 г. и освобождён в 1955 г. Вернулся из ссылки осунувшимся, но не потерявшим веру в единственный источник жизни – музыку. С января 1956 г. Кари-Якубов вновь работал солистом филармонии. Позже был приглашён в Театр эстрады, где исполнял народные песни, арии из опер и романсы. В январе 1957 года Мухитдин со своей женой и матерью его пятерых детей Икболхон вечером возвращались домой. Было скользко: он упал возле своего подъезда. В результате несчастного случая, получил перелом шейки бедра. Через две недели , второго февраля 1957 г. Кари-Якубов скончался. Его похоронили в Ташкенте на кладбище «Чигатай», где нашли свой вечный покой многие выдающиеся деятели культуры Узбекистана. Роза Эдуардовна рассказала, как бережно хранили память о великом артисте в доме Икболхон и Тамары Ханум, его первой супруги. Куркмас Мухитдинов, обладатель прекрасного баса , народный артист Узбекистана, как талисман, всегда носил с собой фотографию М. Кари-Якубова, в знак преклонения перед талантом великого певца. Если Тамару Ханум современники называли золотом, - утверждает Роза Мухтарова, то Кари-Якубова – бесценным бриллиантом. Председатель ЛТО «Данко» Армануш Маркарян от имени всех собравшихся и гостей из КАП «Арча» поблагодарила Розу Эдуардовну за интересный рассказ и выразила единодушное пожелание присутствующих , как можно больше узнавать о судьбах творческих людей и явлениях музыкальной жизни узбекского народа. Гуарик Багдасарова
|
|