Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
25.04.2016 / 23:56:51
Страницы летописи узбекского балета. Раджаб ТангуриевТанцевальному искусству заслуженного артиста Узбекистана Раджаба Тангуриева аплодировали зрители многих городов, его танец видели подмостки сцен Лондона и Монреаля, Александрии, Парижа и Каира, Софии, Белграда, Варшавы, Кракова и Праги. На сцене ГАБТ имени А. Навои за 38 лет служения балету Раджабом Тангуриевым создано более сорока образов – в балетах «Лебединое озеро», «Жизель», «Эсмеральда», «Шурале», «Семь красавиц», «Бахчисарайский фонтан», «Маскарад» и многих других. Судьба Раджаба Тангуриева решилась, когда в 1938 году в Хиву в поисках талантливых детей приехала В. Губская - Народная артистка Узбекистана, балетмейстер и педагог Республиканской балетной школы. В 1941 году Р. Тангуриев начинает свою профессиональную деятельность в балетной труппе Узбекского Государственного театра музыкальной драмы и комедии. В 1948 году Раджаба Тангуриева вместе с группой молодых солистов театра отправляют в Москву на стажировку. Учеба продолжалась три года - три замечательных года, ставших временем общения с высочайшим уровнем московского балетного искусства. Учителями его были известные мастера балетной классики: Н. Тарасов, А. Кузнецов, Т. Ткаченко, А. Лапаури. «Игорь Моисеев предлагал мне остаться и работать в его известном на всю страну ансамбле народного танца» - вспоминает те годы Р. Тангуриев. Но молодой солист, хорошо подготовленный знаменитыми мастерами в 1951 г. возвращается в Ташкент. Сразу после окончания Московского хореографического училища молодого артиста вводят в один из самых репертуарных балетов труппы – «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева. Первой большой ролью становится Вацлав. И произошло неожиданное. Дебютанта заметили сразу. Прошли годы и в этом же балете Р. Тангуриев исполнил совсем другую, противоположную по образному наполнению роль хана Гирея, ставшего с тех пор одним из любимых персонажей из галереи образов артиста. Репертуар театра 50-60-х годов был очень разнообразен. Театр все время находился в творческом поиске. В этот период создано более двадцати балетов на сказочные, легендарные, исторические, историко-революционные, современные темы из жизни узбекского народа: «Ойниса» Д. Закирова, «Кашмирская легенда» Г. Мушеля, «Семург» Б. Бровцына, «Кырк кыз» Л. Фейгина, «Амулет любви» М. Ашрафи. Раджаба Тангуриева вводят во все новые балеты. К концу шестидесятых годов в его репертуаре было уже десять сложнейших партий: Гирей в балете Б. Асафьева «Бахчисарайский фонтан», Арбенин («Маскарад»), Феб («Эсмеральда») и др. Тангуриев становится ведущим артистом театра, признанным мастером сцены.
Молодой талант осыпан триумфом не только на балетной сцене. В 1957 г. и 1959 г. он становится лауреатом IV (1957) и VI (1959) Всемирных фестивалей молодежи и студентов в Москве в номинации «Народный танец». В 1958 году состоялась встреча Р. Тангуриева с его знаковой ролью. Это был балетный спектакль «Маскарад» Л. Лапутина по пьесе М. Лермонтова. Главные роли сочинялись балетмейстером И. Смирновым исходя из актерских индивидуальностей Б. Кариевой и Р. Тангуриева, что помогло сполна выявить таланты молодых танцовщиков и создать яркий хореографический спектакль. Выступление Р. Тангуриева в роли Арбенина стало рождением истинного мастера. «Образ Арбенина создать было трудно. Пришлось много работать над манерой носить фрак, цилиндр, перчатки, чтобы воплотить характер эпохи, образ великосветского человека. Режиссер Э. Юнгвальд-Хилькевич удивлялся: откуда эти европейские манеры?» - вспоминает Р. Р. Тангуриев. В 1964 году Р. Тангуриев выступил в ведущей роли в балете «Семург». Балет «Семург» дал ему незабываемые уроки мастерства, так как вместе с ним над новым спектаклем работала Галия Измайлова – прима-балерина театра, народная артистка Узбекистана. Вскоре после премьеры, 13 ноября 1964 г. коллеги и друзья поздравили его со знаменательным событием - он удостаивается почетного звания Заслуженного артиста Узбекистана. Р.Р. Тангуриев – артист глубинного природного таланта, обладающий ярким танцевальным даром, отточенным мастерством. Черта, выделяющая талант Тангуриева - это мастерство актерского перевоплощения в сценический образ. «Переживать» в балете, то есть насыщать правдой движение, жест, а тем более нелегкие балетные па – весьма непросто. Преобразовать движения тела в художественные формы, эмоционально насытить пластику возможно только силами души. В этом году Р. Тангуриеву исполняется 90 лет. Но этих лет ему не дает никто. Это необыкновенно жизнерадостный человек, до сих пор самозабвенно любящий искусство танца и театр.
Лидия Насибулина
|
|